Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как проконтролировать работу вашего сисадмина, если вы не разбираетесь в ИТ


Чем на самом деле должен заниматься системный администратор в офисе — и как понять, не валяет ли он дурака


Эту статью написал участник сообщества

Андрей Лодочников

Андрей Лодочников

Директор компании «Решение»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Чем на самом деле должен заниматься системный администратор в офисе — и как понять, не валяет ли он дурака


Эту статью написал участник сообщества

Андрей Лодочников

Андрей Лодочников

Директор компании «Решение»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Работа системного администратора для многих собственников бизнеса окутана ореолом тайны. Сисадмин — это человек, который целыми днями непонятно что делает, при этом изъясняется заумными терминами и постоянно просит денег. Как вообще понять, профессионал ли он в своем деле?

Директор компании «Решение» Андрей Лодочников уверен: каждый руководитель должен иметь простой чек-лист, который позволит ему понять, насколько эффективно системный администратор выполняет свои основные обязанности.

Кто такой сисадмин и чем он занимается

Часто сталкивался с таким мнением о системных администраторах: сисадмин — это такой человек, который решает в офисе компьютерные проблемы. Чинит компьютеры, восстанавливает сеть, ставит программы, в общем, непрестанно бегает и что-то делает. Если сисадмин не бегает, то он бездельник. Мол, в офисе все прекрасно работает и без него, и зачем он вообще тут нужен.

На самом деле, основная задача грамотного системного администратора — именно в том, чтобы «все прекрасно работало без него». То есть своевременная профилактика проблем. А это ежедневная кропотливая работа, при этом внешне не всегда заметная. Я встречал таких сисадминов — это были профессионалы 80-го левела, они делали все так, что я бы не нашел к чему придраться. При этом в компании их не слишком-то ценили.

С другой стороны, бывают сисадмины, которые действительно ждут, пока «гром не грянет». То есть решают, с разной степенью мастерства, возникающие проблемы — но при этом даже не подумают что-то сделать для профилактики этих проблем. Но при этом у такого сисадмина хорошо подвешен язык, и директор считает его лучшим профессионалом во всем городе.

Если системный администратор не бегает, вытаращив глаза, или не лежит под грудой проводов — это не значит, что он бездельничает. Главная работа сисадмина незаметна со стороны. Источник: fikiwiki.com

Как с этим быть собственнику бизнеса? Можно ли вообще проверить, насколько твой сисадмин профессионал, если ты сам не слишком-то разбираешься в информационных технологиях? Вполне. Давайте составим базовый чек-лист для контроля сисадмина, сохраняйте себе и действуйте.

В этой статье начнем с главного. Я всегда повторяю, что первая и основная обязанность хорошего системного администратора — это сохранность баз данных, а значит, грамотный бэкап. Итак, задайте сисадмину следующие вопросы.

Делает ли сисадмин резервное копирование

Иметь резервные копии основных информационных данных — необходимейшая вещь для любой организации. Я не устаю удивляться людям, которые считают, что «и так сойдет». Нет, возможно, есть организации, для которых потерять все свои базы — это ерунда. Возможно. Но чаще всего люди просто не осознают того, что будет, когда они эти базы действительно потеряют.

К нам однажды пришел клиент, которому надо было «сделать все с нуля». Оказалось, что их офис просто-напросто обокрали. Я не знаю, что там было с охраной и сигнализацией, но воры успели вынести из офиса вообще все компьютеры и сервер в том числе. На котором лежала вся база 1С и другая информация.

Похитителей не нашли, во всяком случае на тот момент — а работа компании встала, потому что резервного копирования там никто никогда не делал. Конечно, мы купили и подключили им все компьютеры и офисную технику. Но базы им пришлось восстанавливать вручную, по крупицам и очень долго. И кстати, в это время у них уволилось несколько человек: может быть, они и так собирались — но последней каплей стал полный хаос в компании, когда пропали базы, и резко возросшая нагрузка на каждого сотрудника.

Поэтому обязательно узнайте у сисадмина, делает ли он резервное копирование и какая глубина этих резервных копий. Обычно достаточно иметь копии глубиной 2—3 недели. Как часто системный администратор проверяет, нормально ли проходит копирование? В идеале это надо проверять каждый день — например, утром, в начале рабочего дня. Ну и попросите показать, где именно лежат копии — саму папку.

Если человек при просьбе показать место, куда он сохраняет копии, смущается и не может ничего сказать — это как минимум странно. Возможно, что никакого резервного копирования он не делает. Источник: corporatecomplianceinsights.com

Что именно копирует ваш системный администратор

Обычно копируются 1С, специализированные программы и общая папка. Но в любом случае системный администратор решает это не сам, а вместе с вами.

И обязательно предупредите бухгалтеров: если они создают какие-то отдельные базы, которые необходимо копировать, — об этом должен знать сисадмин! Об этом часто забывают. Некоторые бухгалтеры считают, что где-то там само все копируется по умолчанию, или вообще об этом не думают.

У нас один раз такое было. Надо было откатить архив на определенную дату, мы откатили, а бухгалтер нам заявляет: «Ребята, это не те базы». Как не те?! Оказалось, что недавно бухгалтерии поставили новую версию 1С, не уведомив нас, причем сохранили в другом месте, не удалив старую.

Как быстро можно будет развернуться

Для собственника важно знать: если сервер выйдет из строя, сколько времени уйдет на развертывание архива? Ваш сисадмин должен это точно знать.

Потому что в одном случае это займет пару часов, а в другом — 3 дня. Допустим, надо будет съездить в магазин, купить сервер, настроить систему, перенести данные, подключить пользователей, запустить в работу и исправить все ошибки, которые вылезли при входе. То есть это реально может занять не один день. Компания готова к простою на это время?

Мы как-то с одним собственником считали, во сколько обойдутся его компании 3 дня простоя. Я видел, что их сервер уже дышит на ладан, и предупреждал, что надо его как можно скорее поменять на новый, потому что старый может сломаться в любой момент. А директор считал, что проблемы надо решать по мере поступления. Так вот, когда мы посчитали сумму убытков компании за время возможного трехдневного простоя, вопрос по замене сервера был решен сразу.

Простой в компании — время веселое, но только не для собственника бизнеса. Источник: singaporeofficespaces.com

В идеале в компании всегда должен быть резервный сервер. Он может выступать как холодный резерв — когда у нас просто есть компьютер, который стоит отключенный и ждет своего часа. Если что-то случилось с основным сервером, мы включаем запасной и разворачиваем на нем бэкап. Это может занять от получаса до нескольких часов, в зависимости от объема баз.

Некоторые компании, для которых простой недопустим, имеют горячий резерв: запасной сервер, который всегда включен, на него загружены все копии, которые синхронизируются. В этом случае поломку основного сервера почти никто не заметит. Возобновить нормальную работу с базами можно будет буквально через несколько минут после того, как «полетел» основной сервер. Конечно, это вариант затратный. Но крупные компании при простое несут крупные убытки и выплачивают огромные штрафы — и для них выгоднее поддерживать безупречно работающую систему.

Как часто сисадмин проверяет работоспособность архива

Резервную копию надо регулярно тестировать: разворачивать и проверять на работоспособность. Это необходимо делать хотя бы раз в полгода. Иначе, когда случится ЧП и придется разворачивать архив по-настоящему, причем в авральном режиме, могут быть неприятные сюрпризы. Может быть, копирование идет со сбоями, а мы об этом не знаем.

Конечно, это далеко не все «незаметные работы», которые делает грамотный сисадмин. В следующей статье я расскажу о том, как проверить, выполняются ли в вашей компании необходимые работы по обеспечению информационной безопасности. А пока напомню вот что.

По идее, в каждой компании должна быть инструкция по резервному копированию баз. Она может быть в виде регламента или чек-листа, но в ней обязательно должно быть отражено:

  • что именно копируем;
  • куда копируем;
  • какая глубина копий;
  • как часто проверяем работоспособность архива;
  • каков порядок разворачивания архива.

Во-первых, это облегчает работу самому сисадмину. Во-вторых, упрощает контроль работы системного администратора со стороны директора. Ну и в-третьих, если ваш сисадмин уволится или вообще будет какой-то форс-мажор, то для приглашенного специалиста такая информация будет хорошим подспорьем, восстановить работоспособность системы можно будет намного быстрее.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Новости