Каждый амбициозный предприниматель, прошедший путь от идеи до реализации своего успешного бизнеса, сталкивается с трудностями на этапе масштабирования. Ему хочется расти быстро, но чаще всего всё упирается в банальные ограничения финансовых и временных ресурсов. И тут выходом становится упаковка собственной франшизы и развитие сети средствами привлекаемых партнеров.
Рассказываем, как понять, что ваша франшиза будет востребована.
Как определить, что ваш бизнес готов к масштабированию
Для того чтобы оценить вашу готовность, загляните внутрь своего бизнеса и дайте себе честную обратную связь по следующим вопросам:
- Налажен ли у вас процесс поиска и обучения персонала?
- Ведете ли вы регулярный финансовый учет своего бизнеса и налажена ли автоматизация?
- Разработан ли у вас маркетинговый план продвижения бизнеса и оцифрованы ли каналы трафика?
Почему именно такие вопросы нужно себе задавать?
Персонал, маркетинг и финансы — это три кита, на которых держится устойчивая и отработанная бизнес-модель.
В условиях нарастающего кадрового голода первое, что будет интересовать потенциального партнера, это как вы сможете ему помочь в найме, обучении и удержании персонала, насколько конкурентоспособны ваши заработные платы, есть ли система мотивации.
Еще один главный вопрос — это лидогенерация. Любого начинающего предпринимателя (а именно они являются одной из основных целевых аудиторий покупателей франшизы) будет интересовать, как привлекать клиентов, насколько действенны ваши маркетинговые каналы и как вы сможете ему помочь при наработке клиентской базы.
Ну и конечно для масштабирования ваш бизнес должен быть полностью оцифрован. Необходимо четко понимать все свои финансовые показатели, иметь рассчитанную сезонность и рентабельность, понимать, на какие показатели планово должен выходить партнер и в какой срок наступит точка безубыточности и срок окупаемости инвестиций.
Мы все же говорим о том, что масштабирование должно быть этичным. Для покупателя франшизы конечно же всегда есть риск прогореть, но на то и существует франчайзинг, чтобы предприниматель мог открыться с минимальными рисками и четкими шагами, чтобы избежать провала.
Что включает в себя упаковка франшизы
Основные этапы упаковки франшизы:
- создание концепции;
- финансовая модель;
- пакет юридических документов;
- инструменты маркетинга;
- франчайзинг-бук.
Концепция франшизы создается на основе анализа рынка. Прежде чем устанавливать размер паушального взноса и роялти, нужно изучить предложения конкурентов. Посмотрите, что они предлагают, в чем их уникальное торговое предложение и конкурентные преимущества.
Подумайте, как повысить ценность своей франшизы
Вам необходимо выделиться среди конкурентов, чтобы ваше предложение заинтересовало потенциальных партнеров.
Финансовая модель создается на основании показателей текущего бизнеса. Конечно идеальный расклад — это когда ваша бизнес-модель опробована не на одном филиале и вы с уверенностью можете сказать, что данные по доходам достижимы и подтверждены опытным путем.
Пакет юридических документов включает в себя договор коммерческой концессии, по которому передается право пользования товарным знаком и комплекс исключительных прав, передаваемых франчайзером партнеру, и соглашение о неразглашении коммерческой тайны.
К инструментам маркетинга относятся маркетинг-кит (презентация) и сайт (как правило лендинг) для продажи франшизы. Для успешной продажи франшизы важен не только привлекательный дизайн ваших материалов, но и конечно же суть, наполнение. Привлеките к работе опытного копирайтера, который сможет раскопать уникальность вашего предложения и грамотно представить это на сайте и в презентации.
Франчайзинг-бук — это полностью расписанные бизнес-процессы для передачи партнеру после продажи. Представьте себе, что вы решили открыть компанию в абсолютно неизвестной для себя нише. Так вот франчайзинг-бук — это ваш проводник, который ведет пошагово по пути подготовки, запуска и налаживания процессов в вашем бизнесе. Он включает в себя все ваши наработки, регламенты, инструкции, чек-листы, которые помогут партнеру быстро адаптироваться и успешно запуститься по вашей бизнес-модели.
Как оценить востребованность вашей франшизы
Перед тем как начать упаковывать ваш бизнес во франшизу, можно предварительно оценить спрос на подобные предложения. Ниже рассказываем, как это сделать.
Посмотреть статистику запросов в интернете. Сделать это можно при помощи сервиса Яндекс.Wordstat. Ключевыми запросами в данном случае будут все возможные вариации франшиз в вашей нише, а также поиск со словами “открыть бизнес” или “бизнес-план”.
Посмотреть динамику развития конкурентов. Проведите экспресс-анализ конкурентов в вашей нише, развивающихся по модели франчайзинга, и посмотрите, как давно они запустили свое предложение и сколько франчайзинговых точек они уже открыли.
Изучить спрос в своих соцсетях. Для этого надо сделать небольшой анонс среди вашей аудитории и ваших клиентов о том, что вы планируете запуск вашей франшизы, и посмотреть, какой будет отклик. Зачастую первыми покупателями становятся ваши самые преданные клиенты.
Почему франшизы закрываются?
Проведя анализ рынка, вы можете наблюдать такую ситуацию, что компании, ранее развивающиеся по модели франчайзинга, уже закрыли свое предложение. Это могут быть даже успешные бизнесы, развившие когда-то приличную сеть партнеров. Тут может быть несколько факторов:
- Изменения на рынке. Наша экономика подвижна и постоянно меняется. Если компания не успела адаптироваться в новых условиях, то это неизбежно ведет к краху, какой бы крупной сеть ни была.
- Не справились с масштабом. Продать франшизу — не значит быстро заработать денег на паушальном взносе и далее просто ежемесячно получать отчисления. Нужно понимать, что ваши франчайзи — это ваша сеть, фактически единицы вашего укрупняющегося бизнеса, каждая из которых требует внимания.
- Подмоченная репутация. Такое может быть, если франчайзер упаковал “пустышку” и получил волну негатива вместе с проданными франшизами. Это могло привести не только к ухудшению репутации бренда, но и юридическим проблемам в бизнесе, связанным с судами.
А вы задумывались о создании собственной франшизы? Готов ли ваш бизнес к масштабированию? Поделитесь своими мыслями в комментариях.