Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Может ли ИП зарегистрировать свой бренд


Для малого бизнеса узнаваемость важна не меньше, чем для крупных компаний. Выделиться среди конкурентов и привлечь целевую аудиторию предпринимателю поможет уникальный логотип или запоминающееся название магазина. А чтобы защитить бренд от незаконного использования, его можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

Многие предприниматели работают без оформления прав на средства индивидуализации, не задумываясь о возможных последствиях. Такой подход может быть оправдан, если ИП только открыл бизнес. Когда ещё нет доходов и неясны перспективы, заниматься оформлением интеллектуальных прав, возможно, рано. Но если бизнес, пусть и небольшой, уже твердо стоит на ногах и приносит прибыль, пора подумать о его защите от конкурентов.

Название для малого бизнеса

Когда человек регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, у него появляется наименование, указанное в свидетельстве о регистрации: ИП + Ф.И.О. физического лица — например, ИП Малафеев Иван Сергеевич. Это сочетание будет фигурировать в ЕГРИП, использоваться в официальных документах, договорах с контрагентами и даже в кассовых чеках. Для юридических лиц те же функции выполняет фирменное наименование. Но чтобы обеспечить узнаваемость товаров или услуг, обычно создают уникальный бренд.

Например, если купить продукты в магазине «Пятёрочка», на кассовом чеке будет указано ООО «Агроторг». Но фирменное наименования общества мало кто знает, тогда как название сети магазинов и их логотип потребителям хорошо известны. Такого же принципа стоит придерживаться и предпринимателям.

Клиенты скорее запомнят парикмахерскую, если назвать её «Быстрые ножницы», а не «Парикмахерская ИП Смирнова А.А.». Дополнительно можно выделить ее среди других, придумав собственный логотип. Обозначение, которое широко используют, со временем становится узнаваемым и начинает каждый день «работать» на развитие бизнеса.

Предприниматель вправе зарегистрировать название в качестве товарного знака либо использовать его без регистрации, как коммерческое обозначение. Оба варианта работают, но важно понимать особенности каждого из них.

Коммерческое обозначение. Это обозначение, которое применяют для индивидуализации предприятий — магазинов, кафе, производств и других. Право на него возникает с началом использования и охраняется без официального оформления при соблюдении следующих условий:

  1. У обозначения есть различительные признаки, которые отграничивают его от других. Например, название «Продуктовый магазин» не отвечает этому критерию и не будет охраняться в качестве коммерческого обозначения.
  2. Оно известно на конкретной территории. Например, ИП открыл популярную сеть кофеен в пределах одного города.
  3. Владелец постоянно использует его. Перерыв в год ведёт к автоматическому прекращению исключительного права.

Коммерческое обозначение можно размещать на вывесках, в рекламе, использовать для продвижения в интернете. Для одного предприятия нельзя применять больше одного обозначения, чтобы не вводить клиентов в заблуждение. Но если ИП владеет несколькими объектами одного профиля, для них можно использовать общее обозначение. Например, пять автомобильных сервисов одного владельца могут иметь одинаковое название, по которому их будут узнавать клиенты.

Для малого бизнеса коммерческое обозначение — неплохое решение, которое можно реализовать бесплатно.

Важно учитывать

В случае судебного спора могут возникнуть проблемы:

  • придется доказывать факт использования;
  • момент его начала;
  • уникальность;
  • узнаваемость обозначения.

Если оппонентом при этом будет владелец зарегистрированного товарного знака, обосновать свою правоту может быть непросто.

Товарный знак. Свидетельство на товарный знак обеспечивает владельцу более надежную правовую охрану. Официальная регистрация позволяет зафиксировать внешний вид обозначения (он подробно описывается в заявке), дату приоритета, круг товаров или услуг, для которых оно применяется.

Минус — это платная и довольно длительная процедура. Даже при отсутствии вопросов у патентного ведомства она занимает 3-6 месяцев, а минимальный размер госпошлин составит 21700 ₽, при подаче электронной заявки для знака в одном классе МКТУ).

Тем не менее все больше ИП выбирают для своего бизнеса именно этот способ правовой охраны из-за его преимуществ:

  • наличие свидетельства на товарный знак дает больше возможностей в плане развития бизнеса, например, доступ на маркетплейсы;
  • обозначение можно использовать для маркировки продукции, а также внести его в таможенный реестр (ТРОИС), чтобы пресечь оборот контрафактной продукции;
  • права на зарегистрированное средство индивидуализации можно продать или передать по лицензионному договору;
  • в спорной ситуации наличие регистрации упростит защиту исключительных прав, а иногда даже позволит избежать судебных тяжб.

В ходе экспертизы специалисты Роспатента тщательно проверяют заявленное обозначение и отказывают в регистрации, если обнаружат похожий знак для той же категории товаров или услуг. Поэтому при положительном заключении экспертов ИП будет знать, что его знак не нарушает прав других лиц.

Сравнение коммерческого обозначения и товарного знака
Коммерческое обозначениеТоварный знак (знак обслуживания)
Применяется для индивидуализации предприятия.
Применяется для товаров, работ или услуг.
Права владельца возникают с начала фактического использования и прекращаются после года неиспользования. Государственная регистрация не требуется.
Права возникают после регистрации в Роспатенте с установленной даты приоритета. Правовая охрана действует в течение 10 лет, затем ее можно продлевать неограниченное число раз.
Исключительное право может передаваться другим лицам только в составе предприятия.
Исключительное право можно отчуждать, разрешать его использование другим лицам на основе договора.

Предприниматель вправе сам выбирать, какое средство индивидуализации использовать. Это зависит от вида деятельности и масштаба бизнеса. Например, для частной мастерской по ремонту обуви можно ограничиться коммерческим обозначением. А если ИП имеет большое производство по пошиву обуви и реализует свою продукцию на маркетплейсах, понадобится товарный знак.

Закон не запрещает использовать одновременно коммерческое обозначение и товарный знак

Закон не запрещает использовать одновременно оба вида обозначений, в этом случае их правовая охрана осуществляется независимо друг от друга. Коммерческое обозначение полностью или частично можно включать в качестве элемента в товарный знак.

Какой товарный знак можно зарегистрировать для ИП

Закон устанавливает единые требования к товарным знакам для организаций, ИП и самозанятых. Это может быть словесное, графическое, объёмное, комбинированное или иное обозначение, которое обладает различительной способностью — является уникальным, и соответствует другим требованиям законодательства.

Вот некоторые примеры знаков, принадлежащих ИП.

  • Комбинированный знак кондитерской
    1/3

    Комбинированный знак для кондитерских. Фото с сайта rbc.ru

  • Обозначение для услуг 43 класса МКТУ
    2/3

    Словесное обозначение для услуг 43 класса МКТУ — связаны с приготовлением еды и напитков. Фото с сайта rbc.ru

  • Объемный знак
    3/3

    Объемный знак — упаковка для продуктов. Фото с сайта rbc.ru

Не получится зарегистрировать для тех же категорий товаров или услуг знак, который идентичен уже существующему либо похож на него до степени смешения.

Так, Роспатент отказал ИП Дубравскому П.В. в регистрации комбинированного обозначения по причине его фонетического и семантического сходства с двумя зарегистрированными товарными знаками другого правообладателя. Регистрирующий орган пришел к выводу, что спорные знаки могут ассоциироваться друг с другом, несмотря на их отдельные отличия. Это решение поддержал Суд по интеллектуальным правам (СИП).

Проверять логотип на уникальность нужно еще до подготовки заявки

Самостоятельно это сделать можно с помощью сайта ФИПС, где размещены открытые реестры интеллектуальной собственности. Для расширенной проверки можно привлечь патентного поверенного, который проведет поиск по российским и международным базам, не находящимся в свободном доступе.

В регистрации также откажут, если представленное обозначение:

  1. Содержит официальные государственные символы или наименования. Например, не получится зарегистрировать знак с изображением российского герба или флага, если на это не получено специальное разрешение.
  2. Может ввести покупателей в заблуждение по поводу места происхождения или других характеристик товара.
  3. Противоречит общественным интересам и нормам морали.
  4. Нарушает интеллектуальные права других лиц.

Полный перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства перечислен в статье 1483 ГК РФ.

Часто логотип можно доработать, устранив препятствия к регистрации: убрать или добавить элементы, изменить их форму, уникализировать словесные обозначения и т.д. Если же знак слишком похож на чужой, остаётся только разрабатывать новое обозначение.

  • Сходный товарный знак
    1/2

    Сходный товарный знак. Фото с сайта rbc.ru

  • Товарный знак Дубровский
    2/2

    Ещё один сходный товарный знак. Фото с сайта rbc.ru

Имя или псевдоним как товарный знак

Эксперты, педагоги, люди творческих профессий часто делают брендом имя или псевдоним, который они используют в профессиональной сфере. Чтобы защитить такой актив от посягательств недобросовестных конкурентов, его также можно зарегистрировать как товарный знак. Это может быть словесное обозначение, состоящее только из имени, или комбинированный знак, элементом которого оно является.

Регистрация имени предпринимателя как товарного знака возможна при соблюдении общих требований, в первую очередь, различительной способности. Роспатент, вероятнее всего, откажет в выдаче свидетельства на фамилию, которая входит в число распространенных в России. Но это не единственный критерий оценки. На выводы экспертов может повлиять наличие в представленном знаке других элементов, особенности словообразования и звучания фамилии, возможность иной смысловой интерпретации.

Например, СИП поддержал решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака, заявленного ИП Маринич Н.С. в связи с отсутствием у него различительной способности.

Суд пришёл к выводу, что фамилия Маринич достаточно распространена, словесный элемент не имеет иного лексического значения, кроме фамилии, а изобразительные элементы и шрифт не меняют его восприятия.

  • Товарный знак Алексей Немов
    1/2

    Словесный товарный знак Алексей Немов. Фото с сайта rbc.ru

  • Подпись владельца как товарный знак
    2/2

    Элементом знака может быть личная подпись владельца. Такой товарный знак будет комбинированным. Фото с сайта rbc.ru

Обозначение, получившее отказ в регистрации. Фото с сайта rbc.ru

Не получится также зарегистрировать товарный знак, сходный с именем или псевдонимом известной личности или вводящий в заблуждение целевую аудиторию. Например, Роспатент по требованию Вакуленко В.М. (рэпер Баста) признал недействительной правовую охрану товарного знака «BASTA/БАСТА», это решение подтверждено СИП.

Если вы обладатель распространённой фамилии, но хотите зарегистрировать её как товарный знак, необходимо повысить различительную способность обозначения:

  • добавить графические элементы;
  • использовать необычный шрифт, уникальное написание отдельных букв, сочетание кириллицы и латиницы;
  • добавить к фамилии слоган, описание товара (услуги) или другие дополнительные слова.

Иногда Роспатент необоснованно отказывает в регистрации обозначений, содержащих фамилии. Такое решение можно оспорить в судебном порядке.

Например, СИП посчитал незаконным отказ ИП Нектову С.М. в регистрации знака обслуживания «Нектов Nektov». При рассмотрении дела судом Роспатент не смог доказать распространённость соответствующей фамилии или наличие у потребителей ассоциации с известной личностью, которая её носила.

  • Добавления графики в товарном знаке
    1/3

    Пример добавления графики к ФИО в товарном знаке. Фото с сайта rbc.ru

  • Кириллица и латиница в товарном знаке
    2/3

    Пример совмещения кириллицы и латиницы в обозначении, фото с сайта rbc.ru

  • Зарегистрированное ТЗ
    3/3

    Пример зарегистрированного ТЗ. Фото с сайта rbc.ru

Товарный знак для работы онлайн

Сегодня трудно найти бизнес, который никак не представлен в интернете. Даже если ИП работает только офлайн, он, как правило, имеет сайт или страницу в соцсетях с информацией о товарах. А некоторые виды услуг предоставляют исключительно в интернете. Например, онлайн-предпринимателей много в сфере образования, консалтинга. Чтобы обеспечить охрану своих прав, таким ИП стоит зарегистрировать в качестве товарного знака:

  • доменное имя своего сайта;
  • название группы или аккаунта в социальной сети;
  • собственное имя или псевдоним, который используется для позиционирования и продвижения;
  • наименование проекта или конкретного инфопродукта.

Ниже примеры принадлежащих ИП обозначений для онлайн-бизнеса.

  • Международная школа арт-терапии
    1/4

    Товарный знак международной школы арт-терапии. Фото с сайта rbc.ru

  • Товарный знак МедиаКурсы
    2/4

    Товарный знак МедиаКурсы. Фото с сайта rbc.ru

  • Школы фейсфитнеса
    3/4

    Товарный знак онлайн школы фейсфитнеса, фото с сайта rbc.ru

  • Бутик трансформации жизни
    4/4

    Товарный знак Бутик трансформации жизни, фото с сайта rbc.ru

Как предпринимателю оформить права на товарный знак

Процедура получения свидетельства на товарный знак для ИП и других субъектов предпринимательства идентична. Чтобы зарегистрировать обозначение, необходимо:

  1. Предварительно проверить его на предмет сходства с товарными знаками, уже включенными в реестр, и теми, которые находятся в процессе рассмотрения.
  2. Определить, для каких классов по международной классификации будет запрошена охрана, и подготовить заявку в соответствии с приказом Минэкономразвития.
  3. Направить документы в Роспатент, предварительно оплатив пошлину. Заявку можно подать путём личного обращения в ведомство, отправить по почте или в электронном виде, а также факсом с последующим направлением оригиналов.
  4. Дождаться уведомления о результатах формальной и основной экспертизы.
  5. При положительном решении патентного ведомства оплатить пошлину за регистрацию и получить свидетельство.

В ходе экспертизы федеральный регистрирующий орган может запрашивать дополнительные материалы или уточнять данные. На такие запросы лучше давать ответ оперативно, чтобы не затягивать срок рассмотрения.

Порядок оформления

Все перечисленные этапы можно пройти самостоятельно, используя инструкции на сайте Роспатента. Но человеку без специальных знаний проще поручить оформление прав на товарный знак патентному поверенному. Большинство компаний, работающих в этой сфере, предлагают регистрацию «под ключ», от разработки знака до получения свидетельства.

Подведем итоги

Предприниматель может зарегистрировать собственный бренд в качестве товарного знака или придумать коммерческое обозначение предприятия, которое не требует регистрации. Официальное оформление прав в Роспатенте — более надежный способ правовой охраны. Если конкурирующая фирма будет использовать ваш знак, его можно привлечь к ответственности и взыскать компенсацию до 5 млн рублей. У зарегистрированного обозначения больше вариантов использования, при желании его можно даже продать.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Дубок
Александр Дубок

А как вы считаете, есть ли смысл регистрировать бренд для малого бизнеса? Или официально оформлять права стоит при выходе на определенный уровень прибыли и узнаваемости?


Больше по теме

Новости