Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как Mary Wong перепридумывают фастфуд


Александр Балашов, основатель фастфуда нового поколения Mary Wong, рассказывает, зачем он создал свою POS-систему, которая есть только у крупных игроков, и сколько это стоило. А также делится, каким образом он планирует превратить POS-систему в виртуального управляющего, а Mary Wong — в мирового лидера фастфуда.

История создания бренда Mary Wong

Я вырос в семье рестораторов, мои родители долгое время занимались экспортом чая, потом открыли чайную, а затем и китайский ресторан — в то время это были уникальные форматы для Ростова-на-Дону. Не преувеличением будет сказать, что я вырос на кухне, еще подростком я помогал отцу — мыл посуду, убирал столы. Родители постоянно обсуждали работу, много времени я проводил с ними в командировках в Китае. Поэтому после школы у меня не возникло вопроса, с какой профессией связать свою жизнь.

После обучения в колледже по программе «Управление ресторанным и гостиничным бизнесом» я пошел учиться на сомелье, к известному мастеру своего дела, Мишелю Гарнеро. Несколько лет после этого я помогал гостям в ресторане моих родителей с выбором вина, и, надо сказать, у меня неплохо получалось его продавать. Но довольно быстро я понял, что не хочу быть узким специалистом, а хочу строить свой продукт и влиять на все процессы, от выбора концепции до дизайна и сервиса.

Я придумал бренд Mary Wong в 23 года. Мне хотелось создать заведение, которое будет сочетать в себе азиатскую и европейскую кухни, поэтому часть названия — Mary — отсылает нас к Европе, а Wong — к Азии.

Бренд
Mary Wong
Сфера бизнеса
Общественное питание
Оборот за год
31 200 000 ₽ в 2017 году (в Москве открытие было в ноябре 2023)
Старт работы бизнеса
2013 год
Город
Ростов-на-Дону, Москва
Как найти

Первые лапшичные под брендом Mary Wong появились в Ростове-на-Дону в 2014 году и довольно быстро стали популярными. Мы предлагали модный в то время продукт, создавали в заведении классную и стильную атмосферу: наш ресторан вошел в несколько международных рейтингов самых стильных заведений мира. А также мы делали смелый и яркий маркетинг:

  • обклеили город билбордами «Разомни пальцы»;
  • у нас выступал Децл;
  • снимались клипы разных исполнителей.

Лапшичные работали в Ростове несколько лет, но в 2019 году я закрыл все заведения в городе и решил сосредоточиться на Москве.

В ноябре 2023 года Mary Wong открыли в столице. Запустили заведение на Кузнецком мосту 19, в концепции паста-бара. Меню состоит преимущественно из пасты, есть несколько вариантов лапши, а также супы, салаты и выпечка.

Одновременно с точкой на Кузнецком мосту мы открыли цех на 1100 квадратных метров, его задача — обслуживать все будущие заведения сети в Москве.

За несколько лет мне удалось четко сформулировать концепцию и формат заведений, которые я хочу построить. Я строю сеть фастфуда и точно не планирую ограничиваться одним заведением.

Mary Wong

Это фастфуд ресторанного качества. Фастфуд, потому что у нас быстрое приготовление блюда — в течение 3—4 минут — и оперативная подача, с рестораном нас роднит собственное производство и высокое качество продуктов.

Главное, что отличает нас от многих других игроков ресторанного рынка, — автоматизация. Мы создали и аккумулировали вокруг себя множество различных технологических решений, начиная разработкой печей, кухонного оборудования и заканчивая написанием собственной POS-системы.

Интерьер лапшичной Mary Wong
Интерьер лапшичной Mary Wong

Технологичность не только отвечает моему видению фастфуда, за которым будущее, но и является необходимым условием для построения крупной сети

Технологичность не только отвечает моему видению фастфуда, за которым будущее, но и является необходимым условием для построения крупной сети

Печи под брендом Mary Wong

Первые заведения сети Mary Wong в Ростове-на-Дону работали на обычных вок-сковородах, на которых готовит большинство лапшичных во всем мире — это просто, дешево и понятно. Но у них есть несколько особенностей, что делает их абсолютно непригодными для использования в рамках большой сети.

Вок-сковороды нельзя мыть моющими средствами. Они сделаны из черного металла, чистить их можно только водой и металлическими губками. При использовании дополнительных средств на поверхности сковороды образуется нагар и продукт начинает прилипать — по сути, это значит, что прибор испорчен и его необходимо заменить.

Кроме того, раз в неделю сковороды нужно отправлять на прокалку, там их прогревают при высокой температуре, после чего резко остужают в холодной воде, это позволяет восстановить рабочие свойства металла. Вок-сковороды были придуманы для использования на китайских газовых плитах, где процесс прокалки, по сути, происходил автоматически. На электрических плитах, конечно, это работает иначе. Прихотливость приборов — это первая техническая проблема, которая утяжеляет работу, особенно если мы говорим про сеть заведений.

На этих сковородах для перемешивания продукта используются специальные металлические поварешки. Они, с одной стороны, создают атмосферный звук, что сразу отсылает гостей к формату азиатских ресторанов, но при этом также ломают пасту, превращая ее по виду в нечто совершенно неаппетитное. Но самое главное, что при приготовлении на вок-сковороде сильно влияние человеческого фактора — пасту легко пережарить или, напротив, недожарить. Это входит в конфликт с нашей идеей стандартизированного качества в каждом заведении сети.

Так как мы строим фастфуд, то у меня стояли задачи:

  • сократить время, которое повар тратит на приготовление блюда;
  • сохранить стандарт качества и иметь возможность масштабировать его на новые заведения сети;
  • снизить влияние человеческого фактора, когда сотрудник что-то забыл добавить, не учел пожелания клиента и прочее.

Поэтому я решил искать альтернативу вок-сковородам.

Взяли за основу печи, которые были придуманы в Китае, и доработали их. Прежде всего мы отказались от газа в пользу индукции, а нагревательные элементы расположили сзади и снизу для эффекта двойного накаливания.

Внутри у печи — тефлоновое покрытие, что уже минимизирует риск прилипания продукта, а во время приготовления устройство вращается на 360 градусов. То есть перемешивает и равномерно обжаривает ингредиенты, которые заранее были расфасованы по порциям в производственном цехе.

Мы также доработали программное обеспечение — добавили систему запоминания для каждой позиции, изменили расположение кнопок, убрали лишние функции.

Печь собственного производства Mary Wong
Печь собственного производства Mary Wong

При работе на этих печах повару не нужно следить за тем, чтобы паста не подгорела, а после приготовления не надо бежать со сковородой на мойку, что значительно экономит его время и силы, а также стандартизирует вкус блюда

При работе на этих печах повару не нужно следить за тем, чтобы паста не подгорела, а после приготовления не надо бежать со сковородой на мойку, что значительно экономит его время и силы, а также стандартизирует вкус блюда
Печи бренда Mary Wong
Печи бренда Mary Wong

Сейчас производитель продает печи этой модели под брендом Mary Wong

Сейчас производитель продает печи этой модели под брендом Mary Wong

Авторская система подачи масла и воды

Печи — одна из технологических составляющих нашей кухни, но не единственная. Уже вместе с московскими партнерами мы разработали систему автоматической подачи масла и воды. Основной задачей этих устройств было поступление строго определенного количества жидкостей. Это сделано, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора — так как повар часто добавляет масло на глаз или по привычке. Мы же стремимся к соблюдению строгой рецептуры приготовления наших блюд.

Система подачи воды подключена к питьевому фильтру, а подача масла — к баку с маслом, и то и другое поступает прямо в печь. Менеджер точки выставляет изначальные настройки по принятому в Mary Wong регламенту, а система уже добавляет запрограммированное количество масла и воды к каждому блюду. Программное обеспечение внутри устройства может анализировать, какое количество жидкостей было использовано в течение дня, сколько раз система добавляла их к блюдам. В будущем эта информация будет поступать напрямую в электронную систему управления производственным цехом. По ней можно оценивать объем и сроки закупок.

Расфасованные порции лапши
Расфасованные порции лапши

В паста-баре ингредиенты заранее расфасованы по порциям в производственном цехе

В паста-баре ингредиенты заранее расфасованы по порциям в производственном цехе

Рабочие станции для поваров

Для каждого повара в Mary Wong выстроена своя рабочая станция, она состоит из печи, системы подачи масла и воды и монитора, где отображаются заказы. Каждый сотрудник заходит в систему под своим логином, и мы можем видеть и фиксировать весь его рабочий процесс. Пошагово это выглядит так: кассир принимает заказ, POS-система отображает его на рабочем мониторе повара, и, после того как тот принимает заказ, статус этой позиции на экране в зале меняется.

Когда повар завершает приготовление блюда и упаковывает пасту в коробку, он фиксирует на клавиатуре, что заказ завершен. Небольшой принтер на его рабочей станции печатает этикетку с подробной информацией о заказе. После этого готовая паста по конвейерной ленте отправляется в зону выдачи.

Рабочие станции поваров Mary Wong
Рабочие станции поваров Mary Wong

Это рабочие станции наших поваров

Рабочие станции поваров Mary Wong
Рабочие станции поваров Mary Wong

Это рабочие станции наших поваров

Это рабочие станции наших поваров
Монитор с заказами
Монитор с заказами

Заказы отражаются у каждого повара на мониторе

Монитор с заказами
Монитор с заказами

Заказы отражаются у каждого повара на мониторе

Заказы отражаются у каждого повара на мониторе
Экран с заказами в зале заведения Mary Wong
Экран с заказами в зале заведения Mary Wong

Клиент видит, что его заказ начали готовить, на экране в зале

Клиент видит, что его заказ начали готовить, на экране в зале
Конвейерная лента Mary Wong
Конвейерная лента Mary Wong

Так выглядит конвейерная лента Mary Wong

Так выглядит конвейерная лента Mary Wong

Разработка собственной POS-системы

Собственной POS-системой могут похвастаться, как правило, только крупные фастфуд-сети, такие как McDonald’s, KFC, Burger King. Почти все другие игроки ресторанного рынка обходятся готовыми решениями, которых представлено довольно много. Безусловно, это наиболее простой и компромиссный вариант, потому что разрабатывать свою систему сложно, дорого и долго. Это работа большой команды: продуктологов, программистов, дизайнеров и других специалистов. Но мы осознанно решили пойти по тернистому пути, на это было несколько ключевых причин.

Почему мы не использовали готовое решение. ИТ-компании предлагают хорошие решения, но их функционал заточен под рестораны и мало подходит для потребностей фастфуд-сети — их невозможно состыковать с нашей производственной технологией и форматом работы.

Например, большинство систем предлагают удобное распределение заказов между столами, возможность разделить счет и подобные вещи — для нас это совсем не актуально. Нам важно научить систему распределять заказы между поварами, создать алгоритм, который будет отслеживать степень их загрузки и отправлять задачи тем, кто свободен или скоро освободится. Часть имеющихся в программах функций была для нас просто лишней, мы бы не нашли им практического применения.

Имеющиеся на рынке системы работают исключительно с дорогим и тяжелым оборудованием — системными блоками, массивными мониторами. Мы же хотели продукт, который можно использовать на iPad, потому что это современно, функционально и просто в использовании.

Самое главное, что в нашем представлении POS-система должна обладать гораздо более широким функционалом, нежели просто принимать заказ и отслеживать его до момента выдачи клиенту. Например, нам важно быстро получать подробную аналитику по каждой точке сети, в будущем мы видим систему как консультанта, который помогает выстраивать рабочие процессы, дает рекомендации, как повлиять на спрос, на продажи. В перспективе мы хотим с помощью искусственного интеллекта создать виртуального управляющего. Все эти идеи можно реализовать только в собственном продукте.

На этом этапе может возникнуть логичный вопрос: почему мы просто не доработали одну из существующих систем? Мы рассматривали подобный вариант и обсуждали его с компаниями-разработчиками, но оказалось, что это так же дорого и долго, как делать самим. Кроме того, права на финальный продукт компания оставляет себе и может продавать его другим клиентам.

Безусловно, для маленькой компании, у которой пока открыта только одна точка, окупить POS-систему сложно, потому что за этапом разработки наступает этап настройки, когда всплывают какие-то нюансы, которые надо исправлять, и в целом возникает много разных сложностей.

Комментарии для поваров на экране
Комментарии для поваров на экране

Есть моменты, которые просто сложно учесть заранее. Например, на старте у нас не было формата комментариев для поваров, а оказалось, что они нужны, потому что часто гости просят исключить из блюда мясо или какой-то вид овощей. Эта информация отражается у повара на экране

Есть моменты, которые просто сложно учесть заранее. Например, на старте у нас не было формата комментариев для поваров, а оказалось, что они нужны, потому что часто гости просят исключить из блюда мясо или какой-то вид овощей. Эта информация отражается у повара на экране

«Разработка собственной POS-системы заняла у нас шесть месяцев, стоила 3 млн рублей, но это не финальная сумма, так как мы продолжаем ее развивать и дорабатывать. Несмотря на все сложности, в нашем случае этот шаг был необходим, мы строим сеть и создаем почву для комфортной работы будущих франчайзи. У нас получился понятный и удобный в использовании продукт, который решает все наши задачи и в функционале которого легко разобраться.

Например, мы также связали систему со светодиодным табло, на котором отображается меню и фотографии блюд. Важная задача для нас — централизованность бизнеса. С помощью собственной POS-системы мы можем одновременно вносить изменения сразу на всех объектах. Это удобно и экономит ресурсы как наши, так и будущих партнеров».

Дмитрий Демьяненко

Дмитрий Демьяненко

Технический директор Mary Wong

Кстати, светодиодные табло мы тоже значительно модернизировали под себя. Изначально эта конструкция представляла собой дисплей для видеорекламы, его основная функция — крутить видео, мы же добавили кроме позиций из нашего меню еще и отдельную графу со статусами заказов, которые обновляются в режиме реального времени, то есть клиент может видеть шкалу готовности своего блюда. Скоро мы добавим показатели по времени ожидания в минутах. Даже ребята из компании-продавца были удивлены, как классно мы смогли доработать их продукт.

Собственная POS-система — один из главных элементов бренда Mary Wong, и, повторюсь, мы создаем не просто сервис, а помощника для ведения бизнеса и управления им. Благодаря такому помощнику можно оптимизировать бизнес-процессы и повышать их эффективность. То, над чем мы работаем сейчас, позволит в будущем автоматически решать задачи по товарообороту, закупке, управлению персоналом и многие другие.

Вместо выводов

Моя задача как предпринимателя построить масштабную сеть фастфуда, все наши технологические решения созданы с целью стандартизировать вкус блюд и в любой из наших точек предлагать потребителям то, что они ожидают, когда думают о Mary Wong.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Балашов
Александр Балашов

Как считаете, что еще можно было бы автоматизировать в фастфуде?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации