Кто-то хоронит почту как канал продаж, а кто-то, наоборот, считает, что email-рассылки вне времени и их будут читать всегда. Кто-то убеждает, что связываться с клиентами во ВКонтакте бесполезно — слишком большая конкуренция с диалогами друзей. А кто-то, наоборот, доказывает, что такие рассылки приносят большую конверсию, чем привычная почта.
Но всё же, что эффективнее для бизнеса — письма в электронной почте или сообщения в соцсетях? Разбираемся в этой статье.Для упрощения мессенджеры тоже будем называть соцсетями. Поговорим о Telegram, WhatsApp и ВКонтакте как о самых популярных платформах в России.
Главные отличия рассылок в соцсетях и рассылок по почте
Рассылка — это отправка одного сообщения большому количеству получателей. Её обычно запускают через сервис или платформу.
В почте клиент видит ваше письмо среди писем от других компаний.
В соцсетях — видит чат с компанией среди чатов с близкими и коллегами.
Главные отличия сообщений в соцсетях и писем в почте:
- Соцсети — более личный канал. Здесь люди привыкли общаться с друзьями и коллегами: сообщений от бизнеса ожидают меньше. В то же время пользователи электронной почты привыкли получать письма от компаний.
- Письма, которые компании отправляют на почту, не предполагают ответа. За редкими исключениями, когда читатель может поставить в конце письма реакцию и оставить комментарий. А вот сообщения в соцсетях, наоборот, часто подталкивают читателя что-то написать в ответ. Например, чтобы получить бонус.
- У рассылок по почте много форматов: это и контентные, и продающие, и транзакционные, и триггерные рассылки, внутри которых ещё десятки вариантов. При этом здесь больше возможностей оформления писем: можно форматировать текст, расставлять акценты через визуальные эффекты, вставлять анимацию, баннеры и любые изображения. Рассылки в соцсетях тоже могут быть разных форматов, но у них меньше возможностей для оформления самих сообщений.
Несмотря на эти отличия, между рассылками в соцсетях и по почте много общего. Например, и там, и там важна сегментация. Сначала нужно разделить базу подписчиков по определённым признакам, а уже потом отправлять им рассылки. Так клиенты получат то, в чём они заинтересованы: новички — промокоды на первую покупку, а давние клиенты — новости по программе лояльности.
Также важно персонализировать рассылку. На минимальном уровне: подставлять в письмо имя подписчика, город или данные, которые он указал при подписке. На более продвинутом: отправлять сообщения, которые связаны с действиями именно этого клиента. Например, можно рекомендовать ему товары из любимой категории и присылать статистику, как он пользуется сервисом.
Немного статистики почты и соцсетей
Давайте посмотрим, что о различиях этих каналов говорят сухие цифры:
- в мире 4,95 млрд пользователей соцсетей, а электронной почты — 4,37 млрд;
- открываемость писем (OR) в почте — 36,80%. В соцсетях в два с лишним раза выше, а если говорить о мессенджерах, OR в WhatsApp — 91%;
- кликабельность (CTR) в почте — 1,86%, в соцсетях — 1,36%;
- при этом рентабельность инвестиций (ROI) email-маркетинга составляет 3600%, а маркетинга в соцсетях (не только рассылок, но и SMM в целом) — 180%.
Это говорит о том, что и у почты, и у соцсетей есть своя аудитория. При этом сообщения от компаний в соцсетях открывают чаще, а вот по ссылкам внутри писем чаще переходят в почте.
Плюсы и минусы рассылок в соцсетях и по почте
Плюсы сообщений в соцсетях:
- Пользователь проще вступает в коммуникацию: он читает сообщение и сразу пишет ответ или нажимает на кнопку вызова менеджера.
- Компания находится в диалоге с подписчиком, отвечает на его вопросы и помогает сориентироваться. Это располагает клиентов.
- Более актуальная база подписчиков, так как рассылки в соцсетях привязаны к номеру телефона.
- Рынок рассылок в соцсетях ещё не переполнен, поэтому бизнесу здесь проще выделиться и привлечь новых подписчиков.
- Сообщения от компании в соцсетях проще заметить и сложнее проигнорировать, чем в почте.
Минусы сообщений в соцсетях:
- Требования к работе соцсетей часто меняются, появляются нестандартные функции — за этими нововведениями нужно постоянно следить.
- Сообщения от компаний конкурируют за внимание с сообщениями от друзей и близких.
- Некоторые соцсети вводят платный функционал, а это может влиять и на стоимость рассылки, и на количество платёжеспособных клиентов.
Плюсы сообщений по почте:
- Почта — давний и надёжный канал связи, который работает стабильно.
- Читатели привыкли к рассылкам по почте: изначально относятся к ним с большим доверием.
- Email-рассылки подходят для длинных текстов и для объяснения нестандартных тем, поэтому их часто используют для сложных продуктов.
- Письма в почте более содержательные и яркие, на такие рассылки часто подписываются просто ради качественного контента.
- В почте можно использовать технологию AMP, которая приближает письма по функционалу к сайту. Например, клиент может оплатить заказ из рассылки без перехода на сайт.
Минусы сообщений по почте:
- Письма в почтовом ящике легче проигнорировать. Чтобы выделиться, компании нужно, как минимум, хорошо поработать над темой.
- У некоторых людей почта всё ещё ассоциируется со спамом или чем-то устаревшим: это отталкивает часть аудитории.
Итак, и у почты, и у соцсетей есть свои плюсы. Почта — более универсальный канал для рассылок, к нему привыкли, здесь больше форматов писем. В то же время соцсети идеальны для быстрой связи с подписчиком, здесь проще подталкивать к целевому действию.
Есть и ограничения. Соцсети работают не так стабильно, как почта. А почта — это про одностороннюю коммуникацию, что не всегда удобно.
Какому бизнесу больше подходят соцсети, а какому — почта
Нельзя сказать однозначно, что email-рассылки идеальны для агентств недвижимости, а рассылки в соцсетях — для пиццерий. Но всё же, опираясь на особенности, плюсы и минусы этих каналов, можно выделить такие моменты.
Полезно ориентироваться не только на специфику бизнеса, но и на цели. Например, если нужно быстро анонсировать акцию — соцсети могут сработать лучше. Между переписками с друзьями человек быстрее заметит яркое сообщение со скидкой. Если задача — рассказать о сложной услуге, донести её ценность — больше подойдёт электронная почта. Объёмные содержательные письма, которые приходят не слишком часто, как раз работают на это.
Универсальный вариант — комбинировать почту и соцсети
Понять, какой канал эффективнее именно для вас, получится только на практике. Но рабочий вариант для начала — связать соцсети и почту. Сделать так, чтобы они дополняли и поддерживали друг друга.
Например:
- давать в Telegram бонус за подписку на email-рассылку;
- вести из письма на конкурс во ВКонтакте;
- в письме предлагать быстро связаться с менеджером в WhatsApp.
И тогда клиенты будут из соцсетей переходить в почту, и наоборот. А вы сможете оценить, где покупатели остаются, где активнее переходят по ссылкам и из какого канала охотнее покупают.
Потом к связке почта-соцсети можно добавить SMS, пуш-уведомления и другие каналы. Так появится больше точек соприкосновения с аудиторией, при этом сообщения не будут дублироваться. В результате подписчики станут получать интересный контент в удобных каналах, а вам будет проще отследить их путь и понять, куда вкладывать деньги.
Всё это про омниканальную коммуникацию — и вот какими могут быть первые шаги к ней:
- Оцените свои возможности и выберите подходящие каналы. Для начала достаточно 3–5.
- Определитесь с платформой для омниканальной коммуникации. Через неё вы сможете объединить все нужные каналы и статистику по ним, хранить данные клиентов и создавать автоматические рассылки. К таким платформам относится, например, Sendsay.
- Теперь можно настраивать цепочки коммуникаций. При этом лучше начинать с недорогих каналов. Например, сначала отправлять анонс вебинара на почту, через два дня — в WhatsApp, а если человек так и не отреагировал — в день вебинара прислать SMS.
После этого остаётся отслеживать, в каких каналах подписчики вовлекаются активнее. Например, может оказаться, что клиенты будут охотнее переходить по ссылкам из электронных писем. А может так, что им понравится общаться с компанией во ВКонтакте. Тестируйте разные каналы и комбинируйте подходы. Удачных вам рассылок!
На какой канал вы делаете упор в своих коммуникациях — на почту или на соцсети? Какой кажется вам более перспективным?