Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Сегментация рынка в маркетинге: как бизнесу найти своих клиентов, принципы и критерии


Сегментация рынка — это как фильтры в интернет-магазине, но только фильтруем не товары, а группы людей. Критерии для фильтрации могут быть разными: автозапчасти фильтруем по одним критериям, а одежду — по другим. Так и с рынком: отталкиваемся от того, что надо сделать и какие данные есть.

Если не сегментировать базу, можно оказаться в ситуации одного известного ювелирного бренда, который позвонил примерно всем жителям России голосом Димы Билана. Проблема тут даже не в том, что такие обзвоны всем надоели, а в том, что без сегментации они неэффективны. В случае с большим брендом неэффективность может компенсироваться за счет масштаба, но малому бизнесу отсутствие сегментации может уронить юнит-экономику.

Сегментировать рынок нужно как на старте бизнеса, так и тогда, когда бизнес уже работает. В первом случае это процесс сегментации рынка выбрать аудиторию, на которой сосредоточим усилия, а во втором — найти точки роста.

В статье разбираемся, что такое сегментация рынка, какие виды, цели и критерии у нее есть. Мы будем использовать термин «продукт» — это абстракция, в которую входит все, что можно продать: от продуктов в магазине до юридических услуг.

Цели сегментации рынка

Сегментация помогает принимать правильные решения в бизнесе. Если мы знаем аудиторию, с которой работаем, можем ответить на вопросы:

  • что должно быть в нашем продукте на старте, а что можно добавить потом;
  • какую устанавливать цену на продукт;
  • через какие каналы доносить информацию про продукт;
  • как именно рассказывать про этот продукт;
  • как понять, что наши действия достигли своей цели.

Если обобщить, то сегментация позволяет эффективнее решать главную задачу бизнеса — растить продажи.

Представим, что мы оказываем юридические услуги по защите авторских прав и собираемся предложить ее клиентам партнера. У партнера есть своя база клиентов — в ней нам нужно найти тех, кому наша услуга будет интересна.

Если мы не сегментируем, а просто отправим письма с коммерческим предложением сразу всем, то в краткосрочной перспективе одно конкретное письмо просто плохо сработает, в долгосрочной — клиенты партнера станут хуже реагировать на письма, потому что «всякий спам присылают».

Если мы собираемся обзванивать сразу всех клиентов партнера, то мы зря потратим много времени и денег.

То есть сегментация — это инструмент, который помогает решать задачи, связанные с продажами, наиболее эффективным образом.

Виды сегментации

Критерии сегментации компания определяет самостоятельно — зависит от сферы бизнеса, целей и особенностей отрасли. Сегментировать клиентов можно по таким признакам:

  1. Географические.
  2. Демографические.
  3. Социально-экономические.
  4. Поведенческие.
  5. Психографические.

Географические. Разделение клиентов на группы в зависимости от их места проживания, работы, отдыха или учебы. Это базовый вид сегментации. Он будет полезен компаниям, для которых геолокация — определяющий фактор продаж. Например, локальная кофейня должна в первую очередь привлекать жителей района, в котором она находится.

Когда компания знает, где живут и отдыхают ее клиенты, сможет разместить рекламу в правильном месте или верно выбрать местоположение в таргетированной рекламе.

Демографические. Сегментация клиентов по полу, возрасту, семейному положению. Это самый простой и очевидный набор критериев, по которым делят покупателей.

Компания хочет запустить баннер, чтобы прорекламировать новый товар в интернете. Целевая аудитория — молодежь от 18 до 25 лет. В этом случае на баннере лучше не использовать сложные формулировки и термины, а разговаривать расслабленно, на языке клиентов. Например, можно использовать мем или шутку, которая популярна в интернете.

Социально-экономические. Делят клиентов по роду деятельности, образованию, профессии, уровню дохода. Социально-экономические признаки сегментации рынка помогают определить платежеспособность аудитории и сформировать ценовую политику. Например, многие компании адаптируют свой продукт для разных сегментов: эконом-, средний, премиум-класс.

Пример сегментации товаров для сна
Пример сегментации товаров для сна

Компания предлагает товары для сна четырех разных линеек, которые различаются ценой. Например, active и comfort — средний ценовой сегмент, а favorit — премиальный продукт в линейке

Компания предлагает товары для сна четырех разных линеек, которые различаются ценой. Например, active и comfort — средний ценовой сегмент, а favorit — премиальный продукт в линейке

Поведенческие. Этот способ сегментации строится на взаимодействии клиента с продуктом. Например:

  • какими товарами интересуется;
  • как часто покупает;
  • на какую сумму;
  • каким способом — офлайн или онлайн;
  • откуда пришел на сайт;
  • на какие страницы чаще всего переходит;
  • на какие баннеры кликает.

Сегментация по поведению помогает компании понять, как ведет себя клиент в момент покупки, и построить эффективную коммуникацию. Например, если клиент долго ходит по сайту, но ничего не покупает, можно подключить онлайн-консультанта. Он будет включаться в определенный момент и предлагать помощь с выбором товара.

Психографические. Учитывает увлечения, стиль жизни, ценности клиентов, образ жизни — например, какие фильмы и сериалы смотрят, как часто и куда путешествуют.

Психографическая сегментация помогает понять мотивы, по которым люди покупают ваш товар. Для этого потребителей делят на восемь групп по методике VALS — Values and Lifestyles:

  • инноваторы. Интересуются новыми и технологичными товарами, всегда ищут качественные продукты;
  • мыслители. Перед покупкой ищут и анализируют информацию о товаре, ориентируются на функциональность и стоимость;
  • последователи. Предпочитают проверенные бренды, редко пробуют новинки;
  • добивающиеся. Выбирают престижные товары, предпочитают продукты, которые экономят время;
  • старающиеся. Хотят всегда быть в тренде, склонны к импульсивным покупкам;
  • экспериментаторы. Тратят деньги на модные товары, развлечения и путешествия;
  • творцы. Предпочитают практичные товары, не стремятся к роскоши;
  • выживающие. Выбирают товары с низкой ценой и доверяют известным брендам.

На основании такой сегментации можно сделать вывод, что инноваторам нужно предлагать новые продукты, у которых нет аналогов на рынке, а последователям — наоборот, лучше предлагать уже проверенные товары.

Критерии для сегментации

Сегментация — это процесс постоянного формулирования и проверки гипотез. Нет универсального рецепта сегментации для всех бизнесов сразу: критерии подбираются под бизнес-задачу и данные, к которым у нас есть доступ. Давайте разберем, какие могут быть варианты, на том же примере юридической компании.

Когда есть набор данных о потенциальных клиентах. Допустим, мы продаем В2В-услуги и в нашем распоряжении уже есть данные о компаниях, которым мы хотим продавать. Тут могут быть такие критерии.

Мы собираемся предлагать юридические услуги по защите авторских прав по базе клиентов партнера. Чтобы предложение было по адресу, нам нужно выделить в этой базе нужные сегменты.

Скорее всего, информация о поле и возрасте генерального директора компаний нам не понадобится. Но мы будем смотреть на отрасли компаний и искать среди них те, что связаны с производством авторского контента: книгами, курсами, патентами.

Если есть данные о транзакциях компаний, можно дополнительно посмотреть на тех, кто платил за аналогичные услуги.

Есть региональные ограничения, например работаем только с московскими компаниями, — тогда выбираем из списка только те юрлица, которые работают в Москве и области. Региональных ограничений нет — не будем включать этот критерий в принципе.

При продаже все тех же В2В-услуг мы можем опираться и на данные о физических лицах, выбирая нужные критерии.

Если для тех же юридических услуг мы настраиваем таргетированную рекламу в социальных сетях, нам понадобятся данные уже о физлицах. В настройках рекламного кабинета нам нужно выбрать людей, которым услуги будут интересны, данных о компаниях там нет. Чтобы предложение было адресным, нам нужно понять, какие именно люди принимают в компаниях решения о том, чтобы воспользоваться этими услугами.

Это сами ИП или директора компаний, их бухгалтеры или штатные юристы? Чтобы это узнать, нам нужно посмотреть на тех клиентов, что у нас есть, и понять, что это за люди: сколько им лет, какого они пола, каков их уровень дохода — исходя из уровня доходов мы можем предположить интересы, места, где люди бывают. Все это пригодится для настройки кампании в социальных сетях.

Если данных мало или их нет. Если у нас мало данных, например мы только запускаем бизнес, не можем посмотреть на уже существующих клиентов и чужой базы для обзвона у нас нет, можно предположить, какие критерии понадобятся. Тогда надо будет идти по пути тестов.

Если у нас еще нет собственных клиентов, на основании данных о которых мы можем выбрать критерии для поиска аудитории в социальной сети, нам нужно предположить, кем эти люди могут быть, чем интересуются, куда ходят. Нужно сформулировать и выдвинуть гипотезу, которую мы проверим, запустив рекламную кампанию.

Наиболее удачная сегментация получается, когда у нас есть уже данные, на которые мы можем посмотреть, чтобы выбрать список критериев. Если данных нет, мы идем по пути гипотез, но тогда нужно быть готовым к тому, что не сразу попадем в нужные сегменты, потратим больше времени и денег.

Тестирование надо проводить системно и четко считать результаты каждого теста. Тогда получится адекватно проанализировать результаты и сделать выводы для будущих рекламных кампаний. Про процесс тестирования гипотез рассказывали на одном из вебинаров Т-Банк Бизнеса:

Вебинар «Что делать с маркетингом и рекламой в кризис» с основателем компании Qmarketing

Принципы сегментирования рынка: как найти нужный сегмент

Если у нас есть база клиентов, смотрим на данные, которые у нас уже есть. Допустим, у нас магазин ювелирных украшений. Задача — сделать так, чтобы клиенты покупали снова, в нашем распоряжении каналы СМС, push или email-рассылок. Есть данные о покупках клиентов: кто, что и когда покупал. Давайте посмотрим, что с этим можно сделать.

Составить список критериев. В основу мы можем положить такие критерии:

КритерийЧто внутри
Категория товаров
Серебро, золото, бриллианты, фианиты, помолвочные кольца, серьги, браслеты, авторские украшения
Средний чек
До 1000 ₽, до 5000 ₽, до 10 000 ₽ и т. д.
Регулярность покупок
Разовые и регулярные
Пол
Мужчины, женщины

Уже на основании этой сегментации мы можем отправлять релевантные спецпредложения. Например, новинки из категории «серебро».

Отдельно можно добавить имена, даты рождения. На основании имен и дат рождения мы можем сделать регулярные стандартные коммуникации: поздравление с днем рождения или именинами со скидкой и подборкой украшений «для себя». Чтобы сделать спецпредложения более адресными, можно попробовать выделить более узкие сегменты.

Сформулировать гипотезы. Добавим к существующей сегментации даты покупок и сделаем новые сегменты:

СегментГипотезаКоммуникация
Мужчины, которые покупали женские украшения близко к датам государственных праздников
Покупают подарки родственникам, друзьям и коллегам
Будем отправлять подборку женских украшений за три дня до праздников
Женщины, которые регулярно покупают броши
Собирают коллекцию брошек
Раз в месяц присылаем письмо с новинками категории «броши»
Люди, которые покупают товар с подарочной упаковкой регулярно
Покупают подарки родственникам, друзьям и коллегам
Будем отправлять подборку украшений раз в месяц
Люди, которые покупали авторские украшения
Предпочитают необычные украшения
Попробуем отправлять подборку новинок авторских украшений

Один и тот же клиент может попадать в разные сегменты — это нормально. Наша задача тут — определить, какой сегмент для бизнеса более значим. Или же попробовать давать «пограничникам» разные предложения.

Обычно гипотезы формулируются на основании изучения поведения потребителей, тут можно:

  • искать закономерности непосредственно в базе клиентов;
  • задавать вопросы клиентам, проводить интервью;
  • проводить количественные исследования — например, через сервис Яндекс.Взгляд;
  • анализировать тенденции рынка — проводить собственные или смотреть готовые исследования, например, в Т-Банк Дате; смотреть, как меняется динамика спроса на товары и услуги, в Вордстате.

Оценить размер и потенциал сегментов. Важно смотреть на размер выделенного сегмента: если женщин, которые покупают броши, мало, то, скорее всего, такая рассылка не даст значимого результата — условно, мы больше человеко-часов потратим на подготовку письма, чем заработаем на рассылке на 500 человек.

Если выделенный сегмент большой, пусть 100 000 человек, можно попробовать сегментировать глубже. Например, среди любителей авторских украшений выделить тех, кто покупает авторские броши.

Оценить результат. Чтобы понять, сработала ли конкретная гипотеза, будем смотреть:

  • на открытия — чтобы понять, насколько в принципе интересно сегменту предложение;
  • клики по товарам — чтобы понять, насколько удачные товары попали в подборку;
  • количество покупок — чтобы в конечном счете понять, насколько целесообразно тратить ресурсы на такие коммуникации.

Эффективность канала — в нашем случае эл. писем, СМС и пушей — можно оценивать по тому, сколько ежемесячно дохода он приносит. Чтобы оценка была объективной, нужно учитывать расходы, которые мы несем при работе с коммуникациями: оплату системы рассылки, ФОТ специалистов, которые занимаются подготовкой и оценкой коммуникаций.

Оценка эффективности каналов при сегментации рынка
Оценка эффективности каналов при сегментации рынка

Сегментация делает рекламу эффективнее

Сегментация делает рекламу эффективнее

Плюсы и минусы сегментирования

У сегментирования есть свои преимущества и сложности. Для удобства собрали их в одну таблицу.

ПреимуществаНюансы
1. Помогает компании отправлять клиентам релевантные предложения и делать персонализированные товарные подборки.

2. Помогает разработать маркетинговую стратегию и выбрать правильные каналы коммуникации с клиентами.

3. Повышает лояльность к бренду. Когда покупатели чувствуют, что их понимают и предлагают нужные им товары, они с большей вероятностью вернутся и будут рекомендовать вас другим.

4. Можно заранее понять и протестировать преимущества продукта и доработать его под потребности каждого сегмента.

5. Помогает найти свою нишу, подобрать продукт под потребности аудитории и отстроиться от конкурентов
1. Нужно выстроить процесс регулярных исследований аудитории — на это нужны ресурсы: люди, время и деньги.

2. Чтобы не делать фатальных ошибок — нужно тестировать гипотезы. Это также требует людских, временных и денежных ресурсов.

3. Меняются законы, потребительское поведение, экономические факторы — поэтому сегментация, собранная, например, в 2020 году, будет не актуальна в 2022 году. Данные нужно обновлять и проводить новые исследования, а для этого нужны ресурсы.

4. Нужно четко формулировать задачу и понимать, что вы будете делать с полученными данными. Иначе есть риск сделать работу впустую

Стратегии развития с учетом сегментации

Изучение сегментов помогает определить стратегию развития. Запустить рекламу на новую аудиторию и на практике оценить спрос и показатели продаж старого продукта. А может быть, запустить новый продукт для смежного сегмента аудитории. Разберем сразу на примере сегментации для кофейни.

Допустим, открываем кофейню. Кофе пьют примерно все жители больших городов: кто-то приходит, чтобы поработать или встретиться с друзьями, кто-то — чтобы взять кофе по дороге в офис.

В этом случае для сегментации достаточно выписать все сценарии для похода в кафе, которые приходят нам в голову, затем убрать самые экзотические. Дальше стоит выбрать сценарии, которые нам близки, — например, есть помещение, которое находится по пути от метро к бизнес-центру. Тогда первой гипотезой будет то, что люди будут покупать кофе по пути к работе.

Без сегментации нашей потенциальной аудитории мы будем ориентироваться не на объективные данные, а на собственный вкус.

Все то же кафе может пойти двумя путями: с сегментацией и без.

Стратегия развития бизнеса с сегментацией рынка и без
Стратегия развития бизнеса с сегментацией рынка и без

Если мы не думаем про сегментацию потенциальной аудитории, в ответах на все вопросы мы будем опираться на свой вкус.

Например, раньше музыкальные альбомы выпускали на пластинках, кассетах и дисках — люди слушали музыку альбомами, менялись только носители.

Теперь же большинство людей слушает отдельные песни в сервисах типа Яндекс.Музыка, Spotify, Apple Music — сценарий потребления изменился. Музыку на физических носителях сейчас покупают музыкальные эстеты или коллекционеры — продажи есть, но они уже не такие массовые.

Если мы решим запустить бизнес по записи и продаже музыкальных альбомов в формате, например, приложений для iOS и Android, сегментация вместе с опросами аудитории, поможет нам понять, кто может быть заинтересован в таком решении и, главное, сойдется ли в этих условиях юнит-экономика нашего бизнеса. Хотя, конечно, опросы — это инструмент составления и оценки важности гипотез, нельзя на него полагаться целиком — нужно тестировать.

Может оказаться так, что после анализа сегментов потенциальной аудитории нам или не нужно запускать продукт вообще, или его нужно серьезно доработать.

Ошибки в сегментации

Есть несколько ошибок, которые совершают компании при сегментации клиентов.

Не та аудитория. Частая ошибка при сегментации — выбрать неправильное место для проведения опроса.

Если я запущу опрос во Вконтакте с личного аккаунта, то отвечать будут мои знакомые — маркетологи, редакторы и пиарщики. Если мой продукт нацелен на них, то результаты могут быть значимыми, но если я хочу запустить продукт для предпринимателей, то результат не даст мне реального понимания востребованности продукта.

На языке аналитики это называется «репрезентативностью выборки» — насколько полученный результат отражает мнение целевой группы.

Допустим, мы анализируем аудиторию торгового центра, чтобы понять, стоит ли нам ставить островок с детскими товарами в нем. Для этого в понедельник утром опрашиваем 100 человек у главного входа. Уже здесь мы допустили две ошибки. Во-первых, в ТЦ ходят не только утром: основной поток покупателей — вечером в субботу. Во-вторых, есть большой сегмент людей, которые попадают в ТЦ из парковки. Их мнение может отличаться от первой сотни.

Чтобы избежать этих ошибок, нужно проработать портрет аудитории: поведение, способ входа в ТЦ и время, определить их пол и состав. Прежде чем анкетировать людей, логично посмотреть, кто приходит в ТЦ за неделю, и на основе этих данных выбрать небольшую группу, в которую будет включено как можно больше людей из разных категорий случайным образом.

Малая выборка. Еще в аналитике есть понятие «статистической значимости» — можно ли делать выводы обо всей аудитории на основании такого количества опросов.

Мы посмотрели, кто посещает ТЦ, и опросили по одному человеку из каждой категории посетителей. На основе этого решили делать выводы, которые снова окажутся неверными.

Получилось так, что данные одного случайного человека из группы характеризовали сразу всю группу. В идеале групповой состав в выборке должен соответствовать составу всей вашей аудитории. Условно: если в ТЦ ходит 80% женщин, в вашей выборке должно быть 80% женщин.

Случайные ошибки. От случайных ошибок сложно уйти, точнее, они всегда будут. Вроде бы вы и нашли ту аудиторию, и ей нужен продукт. Вы рекламируетесь, запускаетесь и продажи идут. Но оказывается так, что продукт покупает совсем другая аудитория, в другом месте или в другое время.

На том же вебинаре Т-Банк Бизнеса мы обсуждали, как еще люди могут использовать образовательные аудиолекции:

Вебинар «Что делать с маркетингом и рекламой в кризис» с основателем компании Qmarketing

Неправильная анкета — додумывание за клиента. Нам может казаться, что мы придумали классный продукт и знаем, каким людям и в какой ситуации он может пригодиться. Мы составляем анкету с закрытыми вопросами, где есть ответы только «да» и «нет». По результатам кажется, что продукт удачный и всем нравится. Однако мы так и не узнали, чего не хватает потребителю, какие у него есть проблемы. Может быть, мы вообще придумали эту проблему и ее нет.

Компания продает энергетические батончики, и маркетологу кажется, что аудитория батончиков — люди, которые занимаются спортом в спортзале. Они едят батончики во время тренировки и после, чтобы восстановить силы.

Составили анкету и разнесли ее по всем спортклубам города — оказалось, что батончики практически не покупают в зал, а берут на соревнования. Для обычной тренировки их покупают единицы, а вот гейнеры и белковые смеси из спортзала покупают, чтобы пить после тренировки.

Что это может значить для нас? Например, что спортсменам в спортзале выгоднее предлагать смеси, а перед соревнованиями или даже на самих соревнованиях продавать батончики. А возможно, мы вообще ошиблись с сегментом и батончики едят не спортсмены, а школьники — им просто нравится вкус, и для них это просто что-то новенькое, а не приевшийся «Сникерс». Тут сложно однозначно угадать.

Устаревшие данные. Сегментацию нужно периодически обновлять даже для той же аудитории. Может быть так, что пять лет назад людям было актуально было что-то одно, а сегодня — уже другое.

Например, при получении дебетовой карты человек указал, что работает менеджером среднего звена, а через пять лет он открывает счет для ИП в том же банке, но данные по нему тянутся старые — что он работает менеджером. Означает ли это, что он совмещает бизнес и работу по найму? Правильного ответа тут нет — нужно проверять.

Любые ошибки — это нормально. Не всегда ошибки ведут к провалу кампании, иногда новые продукты появляются именно благодаря им.

Главное

Чтобы найти и оценить сегмент аудитории для своего бизнеса, нужно:

  1. Определить задачу: запускаем бизнес, увеличиваем продажи действующего или делаем что-то еще.
  2. Оценить данные, к которым имеем доступ.
  3. Сформулировать гипотезы: из головы или с помощью опросов покупателей.
  4. Оценить объем сегмента: достаточно ли он большой для работы.
  5. Протестировать гипотезу и оценить результаты.
  6. Периодически обновлять данные.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 838 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Яна Сонина
Яна Сонина

По каким критериям вы сегментируете клиентов? Влияет ли это на продажи?

user6975

Очень полезно сегментация рынка это очень важно


Больше по теме

Новости