Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Открыть «клинику у дома» и не прогореть: разбор финансовой модели для инвесторов


Рынок медицинских услуг в “шаговой” доступности в России демонстрирует уверенный рост. Это привлекает внимание инвесторов, в том числе к открытию клиник по франшизе. В 2023 году количество заявок на франшизы медицинских центров увеличилось на 30%. Предпосылкой к активному развитию этого сегмента стала эпидемия COVID-19. После перенесенной болезни был рекордный спрос на восстановительную медицину — витаминные комплексы в капельницах и проч. Открылось много центров и клиник по этому профилю. После спада волны заболеваемости у большого количества людей появился опыт эффективной терапии в шаговой доступности у дома, сформировался спрос. Поэтому интерес интерес инвесторов к вложению в небольшие клиники с хорошей окупаемостью по прежнему высок.

Однако прежде чем инвестировать в медицинский бизнес, необходимо тщательно оценить финансовую модель и рентабельность будущего проекта. Артур Зарипов, сооснователь сети клиник интегративной медицины Biorise, рассказал о том, как открыть «клинику у дома» и не прогореть.

«Клиника у дома»

Клиники в шаговой доступности — это не просто медицинский центр поблизости, а комплексная система услуг, доступная рядом с домом. Концепция базируется на доступности, широте услуг и близости к пациентам. Это делает её привлекательной для жителей не только крупных городов, но и средних, а также крупных населенных пунктов. Конечно, в таких клиниках не будет оборудована операционная и там не будет хирург проводить операции, например, на сердце.

Такие клиники можно назвать новым дополнением к медицинской инфраструктуре города. Человек может восстановить дефицит железа, пройти комплекс капельниц, направленный на снижение веса, сделать детокс и еще много других процедур. Появление таких клиник закрывает большой спектр потребностей, с которыми люди редко будут обращаться в крупные больницы, потому что в них будет странно ездить просто на капельницы.

Клиника у дома — это в том числе и комфорт, на который в городах постоянно растет спрос во всех сферах. В 2023 году объем платных медицинских услуг в России вырос на 11%, достигнув 1,36 млрд рублей, а средние расходы на человека составили 9 тыс. рублей.

Потребители готовы платить за комфорт, высокое качество обслуживания и отсутствие очередей. Этот тренд стимулирует развитие рынка франшиз в медицинской сфере.

Клиника у дома
Клиника у дома

“Клиники у дома” стали привычным форматом доступной медицины, которые с одной стороны закрывают базовые потребности городских жителей, а с другой — разгружают существующую систему здравоохранения

“Клиники у дома” стали привычным форматом доступной медицины, которые с одной стороны закрывают базовые потребности городских жителей, а с другой — разгружают существующую систему здравоохранения
Рынок платных медицинских услуг
Рынок платных медицинских услуг

Рынок платных медицинских услуг показывает стабильный рост. Потребители готовы платить за качественное обслуживание и комфорт

Рынок платных медицинских услуг показывает стабильный рост. Потребители готовы платить за качественное обслуживание и комфорт

Финансовая модель

Понимание финансовой модели играет ключевую роль при открытии клиники по франшизе. Она помогает точно оценить затраты, доходы и сроки окупаемости проекта и прогнозировать рентабельность бизнеса. Без этих расчетов риск прогореть очень большой. В медицинском бизнесе высокие требования, более сложная конкуренция и специфические требования. Детальная финансовая модель это основа для принятия обоснованных решений и минимизации рисков.

Финансовые модели медицинских франшиз включают три основных типа:

Фиксированные роялти. Фиксированная сумма, выплачиваемая франчайзеру независимо от выручки. То есть владелец клиники по франшизе платит ежемесячно фиксированную сумму, скажем, 100,000 рублей франчайзеру, независимо от того, насколько высока или низка была выручка клиники в этом месяце. Это не самый популярный вид договора, многих предпринимателей пугает перспектива просесть по выручке и быть обязанным заплатить.

Но часто фиксированное роялти имеет свои плюсы. Более опытные предприниматели могут лучше сработать в маркетинге и привлечении и сделать большой оборот, а роялти от этого не изменится.

Процент от дохода. Франчайзер получает определенный процент от оборота. Например, в договоре указано, что франчайзер получает 5% от ежемесячного оборота клиники. Если клиника заработала 10 млн рублей за месяц, то франчайзи выплачивает франчайзеру 500,000 рублей. Такая модель легче воспринимается на малых и средних оборотах бизнеса, до 1 млн. руб.

Смешанные модели. Комбинация фиксированных и процентных платежей. Например, клиника платит фиксированные роялти 50 тыс. рублей в месяц, плюс 3% от ежемесячного дохода. При доходе 5 млн рублей, общий платеж составит 200,000 рублей.Такая модель популярна в больших городах, так как она является самой сбалансированной. При низком обороте предприниматель не “прикован” к фиксированному роялти и имеет больше возможностей и выполнить условия договора, и не уйти в минус.

Основные затраты включают аренду, ремонт, закупку оборудования и получение лицензий, а также операционные расходы — зарплаты, коммунальные платежи, маркетинг и расходные материалы.

Доходы зависят от востребованности услуг, среднего чека и частоты посещений. Очень важна локация — район города должен быть населен достаточно платежеспособными людьми и логистически доступным, чтобы жители других районов города могли доехать до него за 30-40 минут максимум.

Доходы просчитать немного сложнее. В 2022 году выручка частных медицинских центров выросла на 4%, но при этом чистая прибыль упала на 30%. Для отдельно взятого бизнеса все зависит от того, насколько востребованы ваши услуги, какой у вас средний чек и насколько часто пациенты к вам возвращаются. Важно тщательно проанализировать эти показатели, чтобы понять, когда инвестиции начнут окупаться.

Франшиза клиники
Франшиза клиники

При открытии клиники по франшизе важно учесть все статьи расходов: аренда, оборудование, получение лицензий, операционные расходы и многое другое

При открытии клиники по франшизе важно учесть все статьи расходов: аренда, оборудование, получение лицензий, операционные расходы и многое другое

Факторы, влияющие на рентабельность

На рентабельность медицинской франшизы влияет множество факторов. В первую очередь это местоположение: и на уровне страны, и на уровне города. Спрос и уровень расходов на частные клиники отличается даже между субъектами РФ. В 2023 году 37% общего объема платных услуг (509 млрд рублей) пришлось на ЦФО, и этот показатель вырос на 10% год к году. За ним идут Приволжский ФО и Южный ФО. При этом сильнее всего траты на платные медуслуги выросли в республике Адыгея — +36% год к году.

Не менее важно оценивать местоположение на уровне города: открыть клинику в густо населенном районе — половина успеха. Но кроме этого нужно понимать, насколько близко находится ваша целевая аудитория. Например, услуги детокса и витаминных комплексов хороши вблизи деловых кварталов, подготовка к беременности или борьба с ожирением — ближе к крупным ЖК.

А также оценивать уровень конкуренции, не только по городу в целом, но и по району. Две схожих клиники — например, сфокусированных на анализах — могут находиться рядом, но только если в конкретной точке спрос настолько высок, что удастся безболезненно «делить» пациентов.

Другие факторы, которые будут влиять на рентабельность:

  • качество услуг и профессионализм персонала: от этого зависит, вернутся ли к вам пациенты снова и посоветуют ли вас друзьям;
  • привлечение и удержание клиентов: реклама, программы лояльности, работа со страховыми компаниями — все это играет роль;
  • сезонность: некоторые медицинские услуги более востребованы в определенное время года.
Инфузионная терапия
Инфузионная терапия

При выборе местоположения учитывайте не только географию, но и потребности конкретной целевой аудитории. Услуги детокса и витаминных комплексов будут популярны вблизи бизнес-центров, подготовка к беременности — на территории крупных ЖК

При выборе местоположения учитывайте не только географию, но и потребности конкретной целевой аудитории. Услуги детокса и витаминных комплексов будут популярны вблизи бизнес-центров, подготовка к беременности — на территории крупных ЖК

Подводные камни: о каких рисках важно помнить

Открыть по франшизе «клинику у дома» значительно сложнее, чем условную кофейню или барбершоп. Есть множество специфических нюансов, которые касаются медицинского бизнеса в целом.

Регуляторные требования и лицензии. Медицина — это сфера, в которой большую роль играют лицензирование, сертификация, соблюдение всех норм и правил — готовьтесь к тщательной подготовке. Нужно следовать законодательным требованиям по помещениям и их состоянию, по квалификации и лицензированию специалистов. Причем очень часто кроме требований надзорных органов нужно выполнять и требования регламентов франшизы: например, мы обязательно проводим внутреннюю сертификацию работающих специалистов.

Репутация и качество. В медицинском бизнесе репутация — всё. Услуга, которая соприкасается со здоровьем клиента, всегда должна быть безупречной. Одна ошибка, один недовольный пациент — и восстановить доверие будет очень сложно. Это помимо того, что ошибка может стоить огромных финансовых потерь, если пациент пострадает.

Обучение и развитие. Медицина не стоит на месте, постоянно появляются новые технологии, методики лечения. Готовьтесь регулярно инвестировать в обучение персонала и следить за последними тенденциями.

Внешние факторы. Экономика и политика тоже вносят свою лепту. Инфляция, изменения в законодательстве — все это может повлиять на рентабельность бизнеса и на его развитие.

Качество оказания медицинской услуги
Качество оказания медицинской услуги

Услуга, которая соприкасается со здоровьем клиента, всегда должна быть безупречной. Именно поэтому репутация в медицинском сегменте услуг решает все

Услуга, которая соприкасается со здоровьем клиента, всегда должна быть безупречной. Именно поэтому репутация в медицинском сегменте услуг решает все

Считаем прибыль: ключевые метрики

Чтобы понимать, находится ли ваш корабль под названием «клиника у дома» на верном курсе, важно отслеживать не только количество пациентов, но и ключевые финансовые показатели:

  • окупаемость инвестиций (ROI): главный вопрос, который волнует каждого инвестора — когда вернутся вложенные деньги;
  • чистая прибыль и маржинальность: сколько денег остается у вас «в кармане» после вычета всех расходов;
  • ликвидность и финансовая устойчивость: хватает ли вам денег, чтобы покрыть текущие расходы, или приходится влезать в долги;
  • динамика роста клиентской базы и средний доход на пациента: растет ли число ваших пациентов, насколько они лояльны, какой средний чек.

Внимательно анализируя эти показатели, вы сможете вовремя скорректировать свою стратегию, если это необходимо.

«Семь раз отмерь…»: советы инвестору

Первое и главное — правильный выбор франчайзера: это как выбрать капитана корабля. Изучите его репутацию, опыт работы, условия франшизы. Не стесняйтесь задавать вопросы и общаться с действующими франчайзи.

Посмотрите, какие форматы предлагает франчайзер — моноклиника или с широкой специализацией, какую поддержку оказывает, насколько жестко требует придерживаться регламентов, помогает ли с «настройкой» клиники, занимается ли обучением сотрудников и самого франчайзи. Все это особенно важно для франчайзи, который открывает первый медцентр, у которого нет медицинского образования и опыта.

Уделите внимание тщательному составлению бизнес-плана и проведению финансового анализа: это ваша карта и компас. Проработайте все детали — от выбора помещения до расчета окупаемости.

Обращайтесь за профессиональной поддержкой. Не пытайтесь двигаться наощупь — медицинский бизнес очень рискованный. Воспользуйтесь опытом консультантов, которые помогут вам разобраться во всех тонкостях. В идеале эта поддержка должна исходить от франчайзера — крупные франшизы помогают своим франчайзи.

Учитывайте специфику региона, где планируете открывать клинику. Возможно, клиника в сельской местности будет не менее востребована, чем в крупных городах.

Открытие медицинской франшизы, в том числе «клиники у дома» — это ответственное решение, которое требует тщательного анализа, планирования и взвешенного подхода. Помните, что вы работаете в сфере, которая непосредственно влияет на здоровье людей. Поэтому главными приоритетами должны быть качество услуг и забота о пациентах. Но не забывайте и о бизнес-составляющей. Грамотный подход к финансам, маркетингу и управлению поможет вам сделать свою «клинику у дома» не только полезной для общества, но и прибыльной для себя.

Чек-лист для франчайзи, чтобы открыть «клинику у дома»:

  1. Тщательно выбирайте франшизу — от этого зависит половина успеха вашего бизнеса. Важен не только сам бренд, но и то, что за ним: какие требования и гарантии есть у франчайзера, как он взаимодействует с франчайзи.
  2. Проведите анализ рынка, чтобы понимать, какая именно клиника «у дома» нужна в городе, в районе, будет ли она рентабельной, где именно ее лучше открыть, с кем придется конкурировать и насколько успешно это удастся сделать.
  3. Отслеживайте ключевые метрики и оперативно реагируйте на их изменения.
  4. Будьте в курсе всех изменений на рынке и в законодательстве — медицинская сфера стремительно меняется, а также достаточно жестко регулируется. Любая ошибка может стоить репутации, клиентов и всего бизнеса.
Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

Предложение от Т-Банка

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно после регистрации откроем счет для бизнеса
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Артур Зарипов
Артур Зарипов

Как вы считаете, инвестиции в какие франшизы подходят именно вам?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации