«Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни», — утверждал Конфуций. Кроме того, любимое занятие может стать прибыльным бизнесом, если правильно выбрать нишу. Рассказываю о том, как это сделать, и о четырех составляющих успеха на примере собственного бизнеса.
Что такое своя ниша
Своя ниша в творчестве — дело, которое вам очень нравится и которым хочется заниматься, даже если оно не приносит денег. Это главный критерий выбора той сферы, которую сможете монетизировать, приложив некоторые усилия. Вам должно очень нравиться то, что вы делаете. Остальное — приобретаемые навыки. Можно ничего не уметь, не знать и никогда раньше этим не заниматься. И все равно это не помешает через некоторое время стать отличным мастером.
В 2014 году я стала шить игрушки из искусственного меха, хотя никаких талантов к рукоделию у меня не было. Даже шить и рисовать не умела. Но создание игрушек настолько захватило, что уже через год я уволилась с работы, а через полтора года мой доход стал в два раза выше, чем в должности юрисконсульта в медико-социальной экспертизе. И была очень хорошая перспектива того, что доход будет только расти. Так и случилось.
Сейчас доход от бизнеса составляет от 200 тысяч рублей в месяц и больше. Мои изделия живут по всему миру и в домах известных личностей: Аллы Пугачевой, Александра Розенбаума, Витаса. Издательство АСТ выпустило первую в мире книгу по реалистичным игрушкам — ее автором являюсь я!
Среди моих достижений: выступления на Первом и других каналах, блоги с количеством подписчиков свыше 2 млн человек. И это только если рассматривать деятельность с точки зрения мастера по созданию игрушек. Помимо этого, у меня есть крупная онлайн-школа по обучению людей этому виду творчества и свой магазин материалов. Все это удалось построить с полного нуля и без каких-либо навыков в начале.
Из чего состоит успех
Далеко не сразу удалось прийти к таким результатам. Мой успех сейчас — результат многих мелких шагов и усилий.
Активный поиск любимого дела. Я решила, что хочу найти любимое дело, которым будет действительно интересно заниматься. До этого в жизни мне доводилось делать лишь то, что якобы престижно и почетно, но не приносило никакого удовлетворения и радости, а только бесконечную рутину и день сурка. В те дни я работала юристом.
Первым шагом стал переход к активным действиям. Я серфила интернет и пыталась найти то, о чем еще не знала. Это привело меня в магазин «Куклы мишки», где я впервые в жизни увидела авторского медвежонка.
Освоение новых навыков. Я пробовала новое, то, чего раньше никогда не делала. Например, прошла курс стилиста-имиджмейкера, вышивала картины лентами. Мне повезло: третье из выбранных направлений зацепило и до сих пор не отпускает. Я сфокусировалась на создании игрушек: посвящала этому все свое свободное время и не обращала внимания на то, что говорят окружающие. Делала то, что нравится, совершенствовала мастерство.
Составление бизнес-модели. Я видела в сети игрушки, которые продавали за 3 тысячи рублей за штуку. Моя заработная плата юристом на тот момент была 20 тысяч рублей — это примерно 7 игрушек. Казалось, что невозможно продавать их за такие деньги. Но так как перед глазами был реальный пример, я рассчитала бизнес-модель — 10 игрушек в месяц по 3 тысячи каждая. Достижение этой цели позволило мне уволиться с работы.
Освоение навыка продаж. Следующим шагом было научиться продавать свои изделия. За полтора года я задействовала все доступные варианты. Ходила по живым выставкам, сдавала игрушки на реализацию на ярмарки, в офлайн-магазин подарков, показывала друзьям-знакомым, завела странички в соцсетях, публиковала свои работы в бесплатных пабликах, выкладывала их на маркетплейсах для рукодельниц.
У меня была цель — зарабатывать на создании игрушек 30 тысяч рублей в месяц. И в январе 2016 года она была достигнута. Далее ежемесячно суммы заработка начали расти, количество заказов тоже. Появилась некая безопасность и понимание: чтобы заработать деньги, надо сшить игрушку.
Конечно, был проделан огромный объем работы. Я понимала: чтобы продавать игрушки, мало только уметь их шить. Надо учиться навыкам презентации своих работ и продажам, ведения соцсетей.
Поэтому я регулярно проходила разные курсы:
- фотографировать правильно и красиво свои работы, снимать видеоролики, ведь оказалось, что фото не отражают всей прелести игрушек, и для покупок через интернет людям надо больше информации;
- писать посты, делать описания к товарам;
- общаться с потенциальными покупателями, с подписчиками;
- училась ораторскому мастерству, чтобы было легко говорить на камеру;
- осваивала маркетинг, блогинг, создание личного бренда.
Параллельно я создала страницы в разных соцсетях и выкладывала везде информацию о новых работах. Изначально аккаунты были своеобразным хранилищем фотографий, видео. Но через какое-то время стало понятно, что люди действительно покупают игрушки в сети.
На заработанные деньги я приобрела зеркальный фотоаппарат, потому что была уверена: красивые фотографии можно делать только на хорошей аппаратуре. Стала вкладываться в упаковку своих работ, затрачивая на это значительную часть дохода.
Результаты
Я продавала свои игрушки везде, где можно, регулярно выкладывала контент без особых ожиданий, но с надеждой в сердце. И это все принесло плоды.
Например, в ТикТоке на меня уже подписалось более 1,7 млн человек. Много подписчиков — больше возможностей не только в продаже своих работ, но и в медийности. Ютуб вырос до 300 тысяч буквально за последние 2 года. И также принес и приносит продажи. Инстаграм*, ВКонтакте, Дзен не радуют такими большими цифрами, но тоже приводят клиентов.
Главное правило, которому я следую, — показывать готовые работы как можно большему количеству людей в мире. Это проще, чем искать свою целевую аудиторию и пытаться работать маркетологом для себя. И еще одно важное правило успеха — заниматься тем, что нравится, полюбить то, что не нравится, если это нужно для дела, или делегировать.
Сегодня у меня много учеников. И я точно могу сказать, что зарабатывают на продаже своих работ хорошо те, кто следует этому пути. Не нужно играть роли, если чего-то не умеешь. Гораздо важнее, хочет ли он этому научиться и готов ли начинать прямо сейчас.
*запрещен на территории РФ
А как вы думаете, что нужно для поисков своей ниши в творческом бизнесе?