В этой статье разберемся, чем отличаются арт и дизайн-директор и каким компаниям нужны эти специалисты.
Что такое дизайн
Термин «дизайн» заимствован от англ. «design» — проектировать, чертить, задумать, и имеет более широкий смысл, чем принято считать. В нашей стране дизайнеров часто воспринимают как специалистов по графической отрисовке и оформлению. Однако в западной культуре дизайнер — это гораздо более многогранная профессия, близкая как к творчеству, так и к инженерии и архитектуре. Дизайнеры могут заниматься не только внешним видом, но и функциональностью и взаимодействием систем и продуктов.
За рубежом, например, существуют дизайнеры пользовательского опыта или систем, которые прежде всего думают о том, как их проекты будут работать и взаимодействовать с пользователями, а уже потом о внешнем виде. Именно поэтому промышленный и продуктовый дизайн там развиты лучше и шире, поскольку это естественные понятия.
В России понятие «дизайн» постепенно расширяется. Помимо традиционных направлений, таких как дизайн интерьеров и промышленный дизайн — например, проектирование бытовой техники, появляются и новые области: дизайн сайтов, мобильных приложений и в целом веб-интерфейсов. Можно, конечно, еще назвать множество других сфер дизайна: от одежды до ландшафта.
В этой статье мы будем говорить о дизайне интерфейсов и пользовательского опыта — UX/UI. Он включает в себя разработку и улучшение интерфейсов сайтов и приложений, а также удобство взаимодействия пользователей с продуктами. Мы также затронем графический дизайн, поскольку он близок по своей сути к UX/UI-дизайну.
Кто такой арт-директор в современном цифровом бизнесе
Важно понимать, что в России часто наблюдается несоответствие между должностью и фактическими обязанностями. В одной компании арт-директор занимается стратегией развития дизайн-юнита, в другой — рисует макеты. Иногда статус «арт-директор» присваивается просто для престижа или дополнительной мотивации сотрудника. Поэтому единого понятия, кто такой арт-директор, не существует.
Также существуют должности дизайн-директора и креативного директора, которые часто стоят выше арт-директора по иерархии. Это создает путаницу, так как в разных компаниях эти роли могут как пересекаться, так и быть совершенно разными.
В моей концепции существует некая каноническая структура, включающая арт-директора, дизайн-директора, дизайн-лида и дизайнеров. В этой структуре возможны вариации: арт-директора и дизайн-директора можно объединить в одну роль, так как их обязанности могут быть схожими. Чтобы понять, кто такой арт-директор и что он делает, нужно разобраться, какие еще существуют роли.
Существуют должности дизайнеров и дизайн-лидов. Бывает, что арт-директор берет на себя функции в том числе дизайн-лида. В моей парадигме есть дизайнер, задача которого — создавать дизайн. В процессе работы, приобретения навыков и повышения экспертизы он, как и другие специалисты, растет от junior до senior.
Дизайн-лид — это по сути менеджер, который занимается проектами, управляет группой дизайнеров, следит за сроками и бюджетом. Он также отвечает за экономику дизайна: задачи должны быть рентабельны и оправдывать затраты. Этими управленческими навыками обладают специалисты, стремящиеся к развитию в менеджменте.
На уровне арт-директора появляются более серьезные управленческие компетенции: кадровая политика, стратегия развития дизайна, наставничество, инновации и контроль качества. Иногда эти обязанности делятся между арт-директором и дизайн-директором. Например, арт-директор может отвечать за качество дизайна и инновации, а дизайн-директор — за кадры и стратегию.
Потребность в дизайн-директоре и арт-директоре возникает, когда дизайн становится одним из ключевых элементов бизнеса, например, как в дизайн-студии.
Кому необходим арт-директор и дизайн-директор
Задумываться о необходимости арт-директора и дизайн-директора бизнес должен в тот момент, когда дизайн становится одним из ключевых элементов в его деятельности. В такой ситуации может быть даже несколько арт-директоров, так как дизайнеров тоже должно быть достаточно много. На следующем этапе появляется необходимость в дизайн-директоре, который будет координировать всю работу, отвечать за экономику, маркетинг и продажи.
Итак, ответы на вопрос «Кому нужен арт-директор и признаки его необходимости?» достаточно просты.
Признаки того, что пора задуматься о найме арт-директора:
- дизайн — важный бизнес-элемент вашей деятельности;
- у вас несколько дизайнеров;
- нет выделенного дизайн-лида.
На самом деле на первом этапе этот человек может совмещать обязанности дизайнера и арт-директора, если он достаточно компетентен и общается на уровне топ-менеджмента.
Теперь стоит задуматься о ключевых компетенциях арт-директора. Если для дизайнера middle или senior уровня важны только технические навыки, то для дизайн-лида, арт-директора и дизайн-директора важны также управленческие компетенции. На уровне лидера это могут быть навыки управления проектами: контроль бюджета, сроков и команды. На уровне арт-директора и дизайн-директора добавляются бизнесовые компетенции: найм, инновации, развитие сотрудников, экономическая рентабельность.
Нередко можно наблюдать, как в компаниях, особенно в веб-студиях, арт-директор занимается только концептуальными проектами. Хотя эти задачи по-хорошему должен выполнять senior дизайнер. Часто арт-директора назначают лишь для престижа, не наделяя его реальными управленческими обязанностями. Это немного нелепо, так как настоящая роль арт-директора включает управление и стратегическое развитие, а не просто отрисовку концепций.
Поэтому, если у вашей компании есть должность арт-директора, этот человек должен действительно быть директором, а не просто носить громкий титул.
Ключевые компетенции и качества арт-директора
Арт-директор — это не просто руководитель команды дизайнеров, но и стратег, способный видеть будущее компании через призму дизайна.
Касательно экспертизы и хард скиллов, конечно, речь про опыт специалиста и приобретенные навыки. У него должна быть развита насмотренность с долей визионерства. Умение эффективно управлять командой и проектами — просто необходимость на занимаемой им должности.
Чуть больше остановлюсь на софт-скиллах. Они могут быть не в приоритете у работодателя, что зачастую ошибочно, так как впоследствии они могут играть решающую роль в эффективности всего отдела дизайна в компании.
- Лидерство: арт-директор должен быть способным вдохновлять и мотивировать команду, вести ее к достижению целей.
- Коммуникационные навыки: умение эффективно общаться как с командой, так и с клиентами, презентовать идеи и защищать решения.
- Организаторские способности: навык управления проектами, распределения задач и контроля за их выполнением.
- Креативное мышление: способность генерировать новые идеи и подходы к решению задач.
- Стратегическое мышление: умение разрабатывать и реализовывать долгосрочные дизайн-стратегии, интегрируя их в общую бизнес-стратегию.
Что в итоге
Компании, должны задуматься о найме арт-директора, когда дизайн становится критически важным для их деятельности. Он руководит командой дизайнеров, формирует стратегию развития дизайна и контролирует качество работ.
Признаки того, что вашей компании нужен арт-директор, включают:
- дизайн является важным элементом бизнеса;
- у вас работает несколько дизайнеров;
- нет выделенного лидера дизайна.
Кроме того, на более высоком уровне развития компании может понадобиться и дизайн-директор, который будет координировать работу всех дизайнеров, управлять проектами, отвечать за экономику дизайна и внедрять маркетинговые стратегии.
У вас в штате есть дизайн-директор?