Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Уважают, но не боятся: 7 главных правил успешных руководителей


Как развить лидерские качества, построить команду и успешно управлять ей — расскажет владелец клиники


Как развить лидерские качества, построить команду и успешно управлять ей — расскажет владелец клиники


Все знают, что рыба гниёт с головы, но мало кто задумывается о том, что и растёт она оттуда же. Успех компании в первую очередь зависит от руководителя. Именно он формирует, направляет и мотивирует команду, определяет вектор развития, ставит цели, одобряет планы для их достижения, контролирует промежуточные результаты и оценивает финальные достижения. Грамотный начальник — та голова, с которой начинается рост любого предприятия: от столичного кооператива по мытью окон, как М. М. Фридмана до крупнейшей в мире публичной компании (Forbes Global 2000, 2022 год), как в случае с Berkshire Hathaway и Уорреном Баффетом. Сегодня расскажем о главных правилах успешного управленца.

Правило 1. За честное обхождение — доверие и уважение

Руководитель обязан быть честным, это хорошо с позиции не только духовности и нравов, но и во всех смыслах полезно. Без честности с собой не получится правильно оценить свои возможности, ставить разумные цели, верно расставить приоритеты, признать и исправить ошибки. Честность с клиентами и партнерами — основа продолжительных взаимовыгодных отношений. Не будучи честным с коллегами и подчиненными, вряд ли удастся завоевать их доверие и сформировать коллектив, готовый к самоотдаче во имя общих целей.

Глава Cisco Systems Джон Чамберс одним из ключевых факторов успешного управления называл тщательный подбор персонала, подразумевающий честное информирование соискателей о всех плюсах и минусах вакансии. После зачисления в штат к сотрудникам относились так же честно, что способствовало созданию доверительных отношений в коллективе и положительно отражалось на эффективности командной работы.

Правило 2. Только смелым покоряются моря

Эффективное руководство — череда верных решений и своевременное исправление ошибочных. Чтобы минимизировать количество последних, нужна определённая смелость. А ещё без неё не обойтись при освоении новых рынков, замене нерадивых поставщиков, в случаях принятия непростых кадровых решений, при необходимости снова и снова бросать или принимать вызовы в честной конкурентной борьбе. Успех приходит к тем, кто действует часто вопреки, а не благодаря, невзирая на обстоятельства и сложности.

В одном из интервью Илон Маск рассказывал, что по меньшей мере несколько близких людей отговаривали его от идеи заняться производством электромобилей. В качестве аргументов они приводили статистику прогоревших на этом деле компаний: на тот момент технология была далека от совершенства, цифры были по-настоящему пугающими. В 2003 году Илон не был мультимиллиардером, поэтому вкладывая в Tesla 6,5 млн $ помимо прозорливости он проявил, в том числе, настоящую предпринимательскую смелость.

Врач, руководитель, бизнес-эксперт в медицинской отрасли

Правило 3. Кто не работает, тот не ест

Это не значит, что директор строительной фирмы должен вместе с рабочими разгружать кирпичи на объекте, а управляющий отелем — убирать в номерах. Высокие результаты приходят, когда каждый трудится на своём месте и делает это усердно. Если хотите быть стабильно успешным руководителем в долгосрочной перспективе, то какой бы высокий пост вы не занимали, почивать на лаврах будете после выхода на пенсию.

Рабочий день Говарда Шульца после того, как он стал генеральным директором Starbucks, длится порядка 13 часов — с 6:00 до 19:00. Но и это не предел, в личное время Говард нередко занимается прочтением корпоративной почты, планированием и деловой перепиской с заграничными подразделениями, партнерами, контрагентами. Яркий пример того, как упорный осмысленный труд приводит к высоким результатам: доля Starbucks на мировом рынке фастфуда составляет порядка 7,5 %, а на американском кофейном — около 40 %.

Правило 4. Век живи, век учись

Бенджамин Франклин считал, что инвестиции в знания платят лучшие дивиденды. Для дальновидного руководителя это утверждение актуально в полной мере. Планомерное освоение новых знаний и навыков, непрерывное саморазвитие и самосовершенствование, накопление и систематизация опыта — главные конкурентные и важнейшие профессиональные преимущества управленца, как и его команды. Мудрый руководитель непрерывно учится сам и всячески содействует профессиональному росту сотрудников.

В интервью Business Insider Билл Гейтс поделился своими школьными воспоминаниями и признался, что часто ленился на уроках, а математику считал вовсе скучной и неинтересной. В студенческие годы будущий миллиардер забросил учёбу в Гарвардском университете ради участия в компьютерной революции. Тем не менее, в Microsoft, которую он создал впоследствии, впервые презентовали бесплатные обучающие курсы для сотрудников. А сам Билл, особенно в зрелом возрасте, не раз говорил о важности непрерывного обучения и саморазвития.

Правило 5. Пример сильнее правил

Вряд ли Гоголь разбирался в особенностях тимбилдинга и тонкостях корпоративной этики, но, говоря о личном примере, этот знаток человеческих душ точно знал, что это реально работает. Как оказалось, одинаково хорошо во всех сферах жизнедеятельности человека: от воспитания детей и обучения восточным единоборствам до мотивирования команды к более высоким результатам.

Начальнику, который относится к своим обязанностям спустя рукава, сложно требовать полной самоотдачи от подчинённых, а без неё, как известно, высокой продуктивности на постоянной основе не достичь. Доказано: в коллективах с дисциплинированным, пунктуальным и ответственным руководителем случаи опозданий, халатного отношения и расхлябанности среди подчинённых встречаются существенно реже, чем в командах, во главе которых стоят необязательные боссы.

Начальнику, который относится к своим обязанностям спустя рукава, сложно требовать полной самоотдачи от подчинённых, а без неё, как известно, высокой продуктивности на постоянной основе не достичь. Доказано: в коллективах с дисциплинированным, пунктуальным и ответственным руководителем случаи опозданий, халатного отношения и расхлябанности среди подчинённых встречаются существенно реже, чем в командах, во главе которых стоят необязательные боссы.

Глава Apple Тим Кук просыпается около 4 утра, первым приезжает в офис и последним покидает его. Ежедневно Тим обрабатывает порядка 700—800 писем и между прочим принимает десятки судьбоносных для компании решений. При этом он всегда открыт для подчинённых и может пообедать с любым из них в общей столовой. Как думаете, много сотрудников головного офиса яблочного гиганта страдают прокрастинацией?

Правило 6. Амбиции — это мечта с двигателем

Нельзя достичь выдающихся результатов, имея приземленные цели. Чтобы идти вперёд, проламывая стены головой и не обращая внимания на более мелкие препятствия, нужно много энергии. Здоровые амбиции — то самое реактивное топливо, которое дает силы не просто стойко переносить экономические кризисы, геополитические катаклизмы и прочие неурядицы, а и продолжать движение к намеченным целям. Именно это имел в виду великий Элвис Пресли, говоря про мечту с двигателем.

Помните прославленный вопрос Стива Джобса, который он задал Джону Скалли (на тот момент директор PepsiCo), убеждая его перейти в Apple: «Вы хотите провести остаток жизни, продавая газировку, или хотите изменить мир?». Стив умел мыслить масштабно и ставил перед собой и командой грандиозные цели. Те, кто были знакомы с Джобсом лично, уверены, что амбициозность — один из столпов величия его гения.

Правило 7. Вижу цель, не вижу препятствий

На первый взгляд в целеполагании всё просто: цели должны быть конкретными, значимыми, достижимыми и ограниченными по времени. Но правильная постановка цели — только половина успеха, вторая заключается в её достижении. И тут без целеустремленности не обойтись. Как и без воли, фокуса, умения расставлять приоритеты и мобилизовать имеющиеся ресурсы. Всё это — ценнейшие скиллы для управленца любого звена.

Полковник Харланд Сандерс буквально жил в машине на протяжении десятков месяцев, проезжая более 300 000 км в год, он выслушал тысячи отказов, но ни на минуту не отступил от своей стратегической цели — стать одним из первых (причем самым успешным) франчайзером в ресторанном бизнесе США. Так появилась KFC. Блестящий пример целеустремлённости, которая привела к ошеломляющему успеху.

С командой медицинского центра

Личный опыт

На начальном этапе структура «Клиники Доктора Шипкова» (топ-1 клиника Москвы по версии «Хрустального Лотоса» 2018 в году) не предусматривала наличия в штате квалифицированных управленцев, врач сочетал дентальную практику с менеджментом. Если в основе первой лежали академические знания и высокая экспертность, обусловленная практическим опытом и непрерывным профессиональным ростом, то второй реализовывался по наитию: на лидерских, человеческих и волевых качествах руководителя.

Позднее я окончил Институт менеджмента и Школу управленцев Сколково, но на тот момент формирование и адаптация штата, обучение и мотивирование персонала осуществлялись в соответствии с жизненными принципами и профессиональной этикой. Вести бизнес легко, если ты честен с собой и окружающими, готов постоянно учиться и много работать, знаешь чего хочешь и как этого достичь, не обращая внимания на сложности.

Эти же правила помогли мне добиться высоких спортивных результатов. Я триатлет, интерконтинентальный пловец, ультрамарафонец, многократный участник серий соревнований Ironman и IRONSTAR.

Быть успешным руководителем — во многом талант, который от рождения дан не каждому. Однако в сфере менеджмента, в отличие от множества других, далеко не всё зависит от генов и наследственности. Решительность, честность, целеустремленность, тягу к знаниям и саморазвитию, ответственность и амбициозность можно культивировать и развивать. Главное — знать, в каком направлении двигаться и прилагать достаточно усилий.

Владимир Шипков
Владимир Шипков

Какие установки и правила помогают вам добиваться успеха в бизнесе?


Больше по теме

Новости