Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

5 правил креативного шторма: как провести эффективную сессию


Креативный шторм помогает придумывать необычные идеи. Шторм можно проводить не только в рекламных агентствах, он будет полезен разным командам: стартапам, дизайнерам, разработчикам IT-продуктов, отделам продаж и другим специалистам. Главное учитывать правила, как его провести.

Что такое креативный шторм и какие задачи в бизнесе он решает

Креативный мозговой шторм — это метод командной генерации идей, где участники свободно предлагают решения и концепции по определенной теме или проблеме. Его основная цель — стимулировать творческое мышление и находить неочевидные подходы. Почему неочевидные? Потому что для поиска очевидных идей собираться вместе и организовывать целое пространство и время совершенно нет необходимости.

Мозговой шторм направлен на то, чтобы снизить неизвестность в результате дискуссии. Он помогает решить самые разные задачи, но при этом присутствует одна важная составляющая — задачи должны быть на открытие нового.

Чаще всего этот метод применяют в рекламных агентствах и маркетинге. Но я предлагаю посмотреть на него шире: шторминг подходит под разные бизнес-задачи и для всех тех, кто стремится мыслить нешаблонно и находить нестандартные решения. Например, дизайнерам и технологическим командам, сотрудникам продуктовых отделов и продаж, а также тем, кто занимается R&D — исследованиями и разработкой новых продуктов, технологий и процессов. Кроме того, полезен предпринимателям и топ-менеджменту, от решений которых зависит многое в компании.

Правила креативного шторма
Правила креативного шторма

Ключевые аспекты брейншторма

Ключевые аспекты брейншторма
Каким должен быть брейншторм
Каким должен быть брейншторм

Составляющие успешного брейншторма

Составляющие успешного брейншторма

5 составляющих эффективного креативного шторма

Для того чтобы он был действительно таковым, важно следовать четкой структуре, включающей пять ключевых шагов.

Начнем с подготовки дорожной карты и фасилитации встречи.

Дорожная карта представляет собой план проведения мозгового шторма, который помогает направлять участников. Она включает цели и задачи встречи, повестку дня с временными рамками для каждого этапа, распределение ролей и другие материалы по усмотрению организаторов. Это помогает держать фокус на главном и двигаться планомерно на протяжении всей сессии. Фасилитация заключается в управлении встречей, чтобы все присутствующие могли свободно выражать свои идеи, а дискуссия оставалась продуктивной и организованной. То есть процесс должен вести один или несколько человек — фасилитаторы.

Подготовка и знакомство с контекстом. На этом этапе распределяются роли в команде и создается поддерживающая атмосфера, где важно мнение каждого участника. Затем фасилитатор вводит присутствующих в суть темы, разъясняет контекст и ключевые аспекты проблемы. Это помогает лучше понять, о чем идет речь и каким образом можно внести свой вклад. Также формулируются задачи и ожидаемые результаты, что направляет процесс к достижению конкретных целей.

Поиск решения или генерация идей. Если позволяет время, например, шторминг длится несколько дней, можно провести подготовительную сессию для знакомства с кейсами из своей или смежных отраслей и проанализировать результаты с экспертом. Подготовка помогает определить, какие из них действительно хорошие, а какие не слишком.

Далее участники переходят к основному этапу — генерируют как можно больше идей, от простых до самых необычных. При этом пока важно их количество, а не качество. Эта часть проходит без критики.

Промежуточный этап — пауза. Она необходима для того, чтобы успеть остыть, перестать «любить» идеи, разработанные во время первой части, чтобы затем с холодной головой выбрать из них лучшие.

Отбор идей и составление плана. Здесь мы отбираем из большого количества предложений самые лучшие. «Женим» их друг с другом, рассматриваем под микроскопом, критикуем и отсекаем. Кроме того, в процессе обсуждения может сформироваться новая стратегия, которая станет основой для дальнейшей работы.

После этого начинается разработка предварительного плана действий. Он включает ключевые этапы и дает представление о необходимых ресурсах для реализации выбранных идей. Отмечу, что это еще не руководство к действию, а отправная точка для будущих шагов.

Закрытие. Подводятся итоги встречи, обсуждаются достигнутые результаты, делаются выводы. Необходимо зафиксировать все основные идеи и решения для того, чтобы использовать их в дальнейшем.

Дополнительный финал — обратная связь. После завершения мозгового шторма важно поддерживать связь с его участниками. Например, через несколько дней после встречи фасилитатор или ответственные лица рассказывают о том, как дела с проектом, что случилось с идеями, которые сгенерировали. Это поддерживает мотивацию и помогает создать положительный опыт, вдохновляющий команду и дальше участвовать в подобных событиях.

Мозговой штурм считается продуктивным, если по его итогу вы получили неожиданные ответы, с которыми готовы идти дальше. Но если после целого дня работы есть только одна хорошая идея, значит что-то пошло не так. Поэтому результативность можно измерить количеством толковых, интересных, сырых идей, генерируемых за определенную единицу времени, например, за час или больше.

Дорожная карта брейншторма
Дорожная карта брейншторма

Элементы дорожной карты

Элементы дорожной карты

Почему креативный шторм бывает непродуктивным и как этого избежать

Он может быть таковым по нескольким причинам. Одна из ключевых — неподготовленность участников. Как мы уже говорили выше, чтобы избежать этого, заранее предоставьте всю необходимую информацию и дайте возможность всем задать вопросы. Фасилитатор должен вдохновить участников, объяснить, что стоит на кону, какие риски и выгоды связаны с решением задачи.

Другая важная причина — неверная постановка конечной цели. Иногда проблема заключается в том, что она сама по себе неверна или не касается корневого явления. Чтобы избежать этого, можно заранее проверить ее с помощью теста Альтшуллера, входит в методологию бизнес-ТРИЗ. Тест помогает определить, является ли задача правильной и релевантной, проверяя ее на наличие истинных причин и последствий. Это помогает убедиться, что мы фокусируемся на самой проблеме, а не на ее симптомах.

Также полезно использовать фреймворки, например, дерево текущей реальности — метод анализа, разработанный в рамках теории ограничения систем. Фреймворк позволяет выявить корень проблемы путем построения причинно-следственных связей. Он начинается с определения нежелательных явлений (симптомов), затем по цепочке анализируются причины, приводящие к этим явлениям. В результате получается «дерево» из причин и следствий, которое помогает увидеть основную проблему, с которой и нужно работать.

Кроме того, недопустимы обесценивание решений и спешка. Команда должна чувствовать, что их идеи значимы, а фасилитатору неприемлемо вести себя как воспитателю, критикующему или хвалящему «учеников». Важно уважать друг друга, деликатно напоминать о правилах, если они нарушаются, и искренне восхищаться хорошими предложениями. Не стоит торопиться — обычно людям нужно время для обдумывания и записи идей. Дайте каждому возможность высказаться, двигаясь с комфортной скоростью.

Еще одна проблема — психологическая неподготовленность. Например, конфликты в команде, усталость или дискомфорт могут серьезно повлиять на продуктивность встречи. Создавайте дружелюбную атмосферу, комфортные условия, делайте перерывы и перекусы.

И, наконец, последняя причина — отсутствие подведения итогов. Много мыслей, собранных на стикерах, останутся бесполезными, если их не упорядочить. Минимум, что нужно сделать — рассортировать их, выделить лучшие, сфотографировать/записать. Кто-то должен взять на себя задачу структурировать итоги сразу после шторминга или на следующий день.

Мозговой шторм помогает выявить даже самые неожиданные и странные решения и докрутить их до более жизнеспособного состояния. При этом нужно помнить, что формат обычно не предполагает доработку до финального вида. Это уже происходит в профессиональных парах, тройках и микрокомандах. Следуя рекомендациям из статьи, можно значительно повысить эффективность шторминга и добиться действительно работающих бизнес-идей.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Иван Дьяченко
Иван Дьяченко

Поделитесь, используете ли вы креативный шторм? Если да, то для каких задач и отрасли? Буду рад услышать ваши мнения в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации