Креативный шторм помогает придумывать необычные идеи. Шторм можно проводить не только в рекламных агентствах, он будет полезен разным командам: стартапам, дизайнерам, разработчикам IT-продуктов, отделам продаж и другим специалистам. Главное учитывать правила, как его провести.
Что такое креативный шторм и какие задачи в бизнесе он решает
Креативный мозговой шторм — это метод командной генерации идей, где участники свободно предлагают решения и концепции по определенной теме или проблеме. Его основная цель — стимулировать творческое мышление и находить неочевидные подходы. Почему неочевидные? Потому что для поиска очевидных идей собираться вместе и организовывать целое пространство и время совершенно нет необходимости.
Мозговой шторм направлен на то, чтобы снизить неизвестность в результате дискуссии. Он помогает решить самые разные задачи, но при этом присутствует одна важная составляющая — задачи должны быть на открытие нового.
Чаще всего этот метод применяют в рекламных агентствах и маркетинге. Но я предлагаю посмотреть на него шире: шторминг подходит под разные бизнес-задачи и для всех тех, кто стремится мыслить нешаблонно и находить нестандартные решения. Например, дизайнерам и технологическим командам, сотрудникам продуктовых отделов и продаж, а также тем, кто занимается R&D — исследованиями и разработкой новых продуктов, технологий и процессов. Кроме того, полезен предпринимателям и топ-менеджменту, от решений которых зависит многое в компании.
5 составляющих эффективного креативного шторма
Для того чтобы он был действительно таковым, важно следовать четкой структуре, включающей пять ключевых шагов.
Начнем с подготовки дорожной карты и фасилитации встречи.
Дорожная карта представляет собой план проведения мозгового шторма, который помогает направлять участников. Она включает цели и задачи встречи, повестку дня с временными рамками для каждого этапа, распределение ролей и другие материалы по усмотрению организаторов. Это помогает держать фокус на главном и двигаться планомерно на протяжении всей сессии. Фасилитация заключается в управлении встречей, чтобы все присутствующие могли свободно выражать свои идеи, а дискуссия оставалась продуктивной и организованной. То есть процесс должен вести один или несколько человек — фасилитаторы.
Подготовка и знакомство с контекстом. На этом этапе распределяются роли в команде и создается поддерживающая атмосфера, где важно мнение каждого участника. Затем фасилитатор вводит присутствующих в суть темы, разъясняет контекст и ключевые аспекты проблемы. Это помогает лучше понять, о чем идет речь и каким образом можно внести свой вклад. Также формулируются задачи и ожидаемые результаты, что направляет процесс к достижению конкретных целей.
Поиск решения или генерация идей. Если позволяет время, например, шторминг длится несколько дней, можно провести подготовительную сессию для знакомства с кейсами из своей или смежных отраслей и проанализировать результаты с экспертом. Подготовка помогает определить, какие из них действительно хорошие, а какие не слишком.
Далее участники переходят к основному этапу — генерируют как можно больше идей, от простых до самых необычных. При этом пока важно их количество, а не качество. Эта часть проходит без критики.
Промежуточный этап — пауза. Она необходима для того, чтобы успеть остыть, перестать «любить» идеи, разработанные во время первой части, чтобы затем с холодной головой выбрать из них лучшие.
Отбор идей и составление плана. Здесь мы отбираем из большого количества предложений самые лучшие. «Женим» их друг с другом, рассматриваем под микроскопом, критикуем и отсекаем. Кроме того, в процессе обсуждения может сформироваться новая стратегия, которая станет основой для дальнейшей работы.
После этого начинается разработка предварительного плана действий. Он включает ключевые этапы и дает представление о необходимых ресурсах для реализации выбранных идей. Отмечу, что это еще не руководство к действию, а отправная точка для будущих шагов.
Закрытие. Подводятся итоги встречи, обсуждаются достигнутые результаты, делаются выводы. Необходимо зафиксировать все основные идеи и решения для того, чтобы использовать их в дальнейшем.
Дополнительный финал — обратная связь. После завершения мозгового шторма важно поддерживать связь с его участниками. Например, через несколько дней после встречи фасилитатор или ответственные лица рассказывают о том, как дела с проектом, что случилось с идеями, которые сгенерировали. Это поддерживает мотивацию и помогает создать положительный опыт, вдохновляющий команду и дальше участвовать в подобных событиях.
Мозговой штурм считается продуктивным, если по его итогу вы получили неожиданные ответы, с которыми готовы идти дальше. Но если после целого дня работы есть только одна хорошая идея, значит что-то пошло не так. Поэтому результативность можно измерить количеством толковых, интересных, сырых идей, генерируемых за определенную единицу времени, например, за час или больше.
Почему креативный шторм бывает непродуктивным и как этого избежать
Он может быть таковым по нескольким причинам. Одна из ключевых — неподготовленность участников. Как мы уже говорили выше, чтобы избежать этого, заранее предоставьте всю необходимую информацию и дайте возможность всем задать вопросы. Фасилитатор должен вдохновить участников, объяснить, что стоит на кону, какие риски и выгоды связаны с решением задачи.
Другая важная причина — неверная постановка конечной цели. Иногда проблема заключается в том, что она сама по себе неверна или не касается корневого явления. Чтобы избежать этого, можно заранее проверить ее с помощью теста Альтшуллера, входит в методологию бизнес-ТРИЗ. Тест помогает определить, является ли задача правильной и релевантной, проверяя ее на наличие истинных причин и последствий. Это помогает убедиться, что мы фокусируемся на самой проблеме, а не на ее симптомах.
Также полезно использовать фреймворки, например, дерево текущей реальности — метод анализа, разработанный в рамках теории ограничения систем. Фреймворк позволяет выявить корень проблемы путем построения причинно-следственных связей. Он начинается с определения нежелательных явлений (симптомов), затем по цепочке анализируются причины, приводящие к этим явлениям. В результате получается «дерево» из причин и следствий, которое помогает увидеть основную проблему, с которой и нужно работать.
Кроме того, недопустимы обесценивание решений и спешка. Команда должна чувствовать, что их идеи значимы, а фасилитатору неприемлемо вести себя как воспитателю, критикующему или хвалящему «учеников». Важно уважать друг друга, деликатно напоминать о правилах, если они нарушаются, и искренне восхищаться хорошими предложениями. Не стоит торопиться — обычно людям нужно время для обдумывания и записи идей. Дайте каждому возможность высказаться, двигаясь с комфортной скоростью.
Еще одна проблема — психологическая неподготовленность. Например, конфликты в команде, усталость или дискомфорт могут серьезно повлиять на продуктивность встречи. Создавайте дружелюбную атмосферу, комфортные условия, делайте перерывы и перекусы.
И, наконец, последняя причина — отсутствие подведения итогов. Много мыслей, собранных на стикерах, останутся бесполезными, если их не упорядочить. Минимум, что нужно сделать — рассортировать их, выделить лучшие, сфотографировать/записать. Кто-то должен взять на себя задачу структурировать итоги сразу после шторминга или на следующий день.
Мозговой шторм помогает выявить даже самые неожиданные и странные решения и докрутить их до более жизнеспособного состояния. При этом нужно помнить, что формат обычно не предполагает доработку до финального вида. Это уже происходит в профессиональных парах, тройках и микрокомандах. Следуя рекомендациям из статьи, можно значительно повысить эффективность шторминга и добиться действительно работающих бизнес-идей.
Поделитесь, используете ли вы креативный шторм? Если да, то для каких задач и отрасли? Буду рад услышать ваши мнения в комментариях.