Начинающий предприниматель решил разработать социальную сеть для владельцев домашних животных «Пушистые компаньоны». Пользователи платформы могут создавать профили своих питомцев, делиться информацией об уходе и воспитании, общаться с другими владельцами и ветеринарами. Пушистым компаньонам нужны были деньги, чтобы разработать и продвигать соцсеть. Поэтому стартап обратился в бизнес-инкубатор, который помог привлечь первых пользователей и инвестиции.
В статье расскажем, как бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям коммерциализировать идею или, наоборот, от нее отказаться.
Что такое бизнес-инкубатор
Бизнес-инкубатор — организация, которая предлагает стартапам бесплатные программы поддержки и развития. В инкубатор можно прийти с прототипом продукта или просто идеей — все зависит от требований организации.
Так, российский производитель экологичной бытовой химии Synergetic начал свое развитие в Нижегородском бизнес-инкубаторе в 2011 году. Компания запустила производство через два года — первым продуктом бренда стало средство для мытья посуды. Сейчас Synergetic производит 1400 тонн моющих средств в месяц.
Кто и для чего создает бизнес-инкубаторы
Бизнес-инкубаторы находятся на обеспечении государства. У инкубаторов социальная функция — государство их поддерживает, так как их резиденты генерируют выручку, платят налоги и создают рабочие места. По этим причинам бизнес-инкубаторы не претендуют на прибыль, которую получают стартапы, и не оказывают им финансовую поддержку самостоятельно, а только помогают привлечь инвестиции.
Виды бизнес-инкубаторов
В зависимости от своей структуры и целей бизнес-инкубаторы бывают нескольких видов:
- инновационные;
- производственные;
- классические;
- академические, или университетские.
Инновационные. Поддерживают бизнес, в основе которого лежит инновационный продукт или технология. Такие бизнес-инкубаторы в большинстве случаев работают на базе научных центров и исследовательских институтов, потому что их резидентам необходим доступ к лабораториям и научным базам.
Производственные. Работают со стартапами, которые производят какие-либо товары. Подобные инкубаторы помогают предпринимателям найти поставщиков сырья, изготовить образцы товара, заключить контракты с первыми заказчиками.
Классические. Ориентированы на общую поддержку малого бизнеса разной направленности. Предоставляют начинающим предпринимателям офис, консультации, менторство и контакты инвесторов.
Академические, или университетские. Такие инкубаторы часто являются структурными подразделениями вузов и выполняют специфическую функцию профориентации студентов. Они помогают студентам и выпускникам с коммерциализацией их бизнес-идей. Университетские инкубаторы обеспечивают стартапы доступом к лабораториям, экспертам из разных сфер бизнеса, инвесторам.
Как бизнес-инкубатор помогает стартапу
Помощь инкубатора направлена на то, чтобы ускорить развитие проекта. Бизнес-инкубаторы консультируют по экономическим и юридическим вопросам, предоставляют помещение, помогают привлечь инвестиции. Например, могут подсказать, какие ошибки не допустить бизнесу.
Обычно бизнес-инкубатор предоставляет стартапу:
- льготную аренду;
- консалтинговые услуги;
- помощь в привлечении инвестиций;
- маркетинговые и рекламные услуги;
- менторскую поддержку;
- поиск единомышленников и команды.
Льготная аренда. Бизнес-инкубаторы сдают начинающим предпринимателям помещения — офисы и переговорные комнаты — за минимальную арендную плату на весь период инкубации. Как правило, они располагаются по адресу регистрации бизнес-инкубатора. В некоторых организациях льготная аренда будет с повышающим коэффициентом. Например, в первый год инкубации стартап платит 15—25% от рыночной стоимости аренды, на второй год — 50%, на третий — 75%. Дальше стартап должен начать что-то продавать и оплачивать себе офис по рыночной цене.
Консалтинговые услуги. Не каждый стартап может позволить себе консультации маркетологов, юристов или риелторов. Эксперты бизнес-инкубатора могут изучить договоры и объяснить, насколько правомерными и обоснованными являются условия партнеров по бизнесу. Кроме того, бизнес-инкубатор помогает стартапам с составлением бизнес-плана, оценкой финансовых рисков, определением конкурентных преимуществ.
Помощь в привлечении инвестиций. У бизнес-инкубаторов есть контакты с инвесторами, венчурными фондами и бизнес-ангелами. Инкубатор помогает резидентам разработать убедительный бизнес-план и презентовать его инвесторам, а еще составить заявку на получение государственных субсидий и грантов.
Например, стартап разработал софт, который может пригодиться в работе другому бизнесу. Инкубатор связывается с компаниями, которые ищут себе новые технологии и могут протестировать разработку стартапа, а потом и вовсе купить его продукт.
Маркетинговые и рекламные услуги. Инкубатор помогает с минимальными издержками изучить своего клиента, протестировать каналы продвижения, разработать стратегию запуска. С помощью бизнес-инкубатора стартап может с минимальными затратами доработать свой продукт перед выходом на рынок, чтобы потом максимально вложиться в маркетинг.
Менторская поддержка. Менторами обычно становятся опытные предприниматели, инвесторы, отраслевые эксперты. Они добровольно участвуют в программе менторства и могут предоставить стартапам доступ к своей сети контактов. Еще, к примеру, могут оценить бизнес-идею и помочь избежать распространенных ошибок.
Поиск единомышленников и команды. У стартапа может не быть укомплектованной команды и денег, чтобы ей платить. Поэтому инкубаторы привлекают студентов на практику, и они работают в стартапе в обмен на опыт.
Чем бизнес-инкубатор отличается от акселератора
Бизнес-инкубатор и акселератор — похожие по смыслу организации, иногда они пересекаются в рамках гибридных программ. Ключевое различие в том, что акселератор работает с бизнесом, у которого уже есть первые продажи. Акселератор помогает стартапам с финансированием, масштабированием и выходом на новые рынки. В обмен на помощь акселераторы получают долю в бизнесе своих резидентов, опционы или право влиять на ключевые решения в компании.
Условия сотрудничества с бизнес-инкубатором
У каждого бизнес-инкубатора свои условия сотрудничества. Чаще всего встречаются такие требования к резидентам:
- Прошло не более одного года с момента основания компании.
- Стартап входит в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с крупными компаниями инкубаторы не работают. Как попасть в реестр МСП.
- Если это внутриуниверситетский инкубатор, нужно быть студентом или выпускником этого вуза.
- Стартап должен быть зарегистрирован на территории субъекта, где находится инкубатор. Потому что инкубатор финансируется из бюджета города, региона или области.
- Инкубаторы не работают с бизнесом, который связан с алкоголем и табаком, азартными играми и оборонной промышленностью.
Участие в бизнес-инкубаторе часто бесплатное или стоит символических денег. Резидентов к нему ничего не привязывает, кроме мотивации. Стартап в любое время может покинуть организацию.
Где искать бизнес-инкубаторы и как выбрать подходящий
Бизнес-инкубаторы традиционно создаются на базе институтов, поэтому можно просматривать сайты научно-технических и образовательных учреждений региона. Если при вузе работает инкубатор, информация о нем будет на сайте учреждения.
Кроме того, работает федеральная сеть центров поддержки бизнеса «Мой бизнес». Многие региональные бизнес-инкубаторы — часть этой сети. В каждом субъекте страны есть такой центр поддержки малого и среднего бизнеса.
Собрали небольшой список бизнес-инкубаторов, которые работают в разных регионах России.
Главные критерии оценки бизнес-инкубатора — количество реализованных стартапов и их «выживаемость». Важно, получилось ли у предпринимателей развить бизнес дальше, после того как они вышли из-под опеки инкубатора.
Как стать резидентом бизнес-инкубатора
Чтобы попасть в бизнес-инкубатор, надо пройти конкурс. Как правило, он состоит из двух этапов:
- Подача заявки.
- Презентация проекта.
Подача заявки. Бланк заявки можно найти на сайте бизнес-инкубатора. Заполнять анкету нужно внимательно — это пропуск на следующий этап. Инкубаторы при университетах обычно проводят набор дважды в год. Например, бизнес-инкубатор МГИМО принимает заявки каждый семестр — до 5 октября и до 15 марта. А отбор в бизнес-инкубатор «Ингрия» происходит постоянно.
Презентация проекта. Когда инкубатор одобрил заявку, он приглашает стартап на очную встречу. Экспертный совет оценивает проект и принимает решение, брать его в инкубатор или нет. Обычно надо доказать перспективность своего продукта. У стартапа с инновационной идеей больше шансов стать резидентом.
Например, стартап «Меджитал» придумал и разработал проект голографической навигации для хирургов. Разработка с использованием технологий дополненной реальности упрощает врачам принятие решений в момент операции. Стартап прошел инкубацию в санкт-петербургском бизнес-инкубаторе «Ингрия» и вышел на рынок. Сейчас технологию Меджитал используют в медицинских центрах.
Главное
- Бизнес-инкубатор помогает стартапам на начальном этапе бизнеса — льготной арендой, консалтингом, рекламой. Бизнес-инкубатор не дает деньги своим резидентам, но помогает с поиском инвесторов.
- Чтобы стать резидентом бизнес-инкубатора, в первую очередь стартап должен доказать состоятельность своего проекта.
- Найти бизнес-инкубатор можно в разных регионах России. Можно просматривать сайты научно-технических и образовательных учреждений региона, а также центров поддержки малого и среднего бизнеса.
Вы бы обратились в бизнес-инкубатор? Если нет, то почему?