Некачественный или просроченный продукт может привести к болезни покупателя или вспышке инфекции, поэтому к продуктовым магазинам предъявляют строгие требования. Их проверяет Роспотребнадзор. В этой статье разбираем, каким санитарным требования должен соответствовать магазин и что могут проверить инспекторы.
Каким требованиям должен отвечать продуктовый магазин
Продуктовый магазин, как и любое другое предприятие торговли, может проверять Роспотребнадзор. Подробнее о таких проверках мы рассказывали в отдельной статье. Здесь остановимся на санитарно-гигиенических нормах для продуктовых магазинов.
Размещение магазина. Магазин может располагаться в любом здании или в пристройке. Если магазин находится в жилом доме, принимать товар в магазин можно только с торцов здания, подземных тоннелей, автомобильной дороги, если она проходит мимо. Вести приемку товара со стороны двора, где расположены входы в жилые помещения, нельзя. Также нельзя принимать товары в ночное время — с 23:00 до 07:00.
Помещения. В магазине не должны пересекаться потоки неупакованной пищевой и непищевой продукции, а также неупакованные полуфабрикаты и готовые к употреблению продукты. Например, нельзя разместить бытовую химию рядом с прилавком с готовой едой. В фасовочных помещениях должны быть оборудованы мойки с горячей и холодной водой.
Чистота. Полы и стены помещений должны легко мыться водой. Торговые залы нужно ежедневно убирать с моющими средствами, а один раз в месяц проводить дезинфекцию.
Хранение продукции и ее реализация. Сотрудники Роспотребнадзора могут проверить документы на любую продукцию. Продукция должна быть безопасной — не причинять вреда покупателю.
Нельзя нарушать упаковку продуктов. Продукты без промышленной упаковки должны сопровождаться этикетками или листком-вкладышем с информацией о составе и производителе продукта.
Продукты нельзя складировать или размещать на полу или так, чтобы они касались трубопроводов и системы отопления. Можно класть продукты на поддоны и стеллажи, главное — чтобы они были выше пола на 15 см и больше.
Пищевые и непищевые товары нужно размещать отдельно друг от друга, на разных складах, стеллажах или в отдельных специально отведенных зонах. Пахучие продукты должны лежать отдельно от остальных.
В холодильниках и на складах сыпучих продуктов, овощей, фруктов нужно контролировать температуру и влажность. Эти показатели надо фиксировать на бумаге или в электронном виде. Можно использовать для этого журнал температурного учета для общепита.
Просроченные продукты нужно убирать из торгового зала в последний день срока годности или раньше и размещать отдельно от продуктов на реализацию, затем утилизировать.
Вентиляция и отопление. Все стационарные магазины должны быть оборудованы системой отопления и вентиляции или кондиционирования воздуха. Воздух должен соответствовать нормам микроклимата на рабочих местах производственных помещений. Влажность, температура воздуха и рабочих поверхностей зависят от времени года.
Вентиляция туалетов, душевых и гигиенических комнат должны быть автономной — не сообщаться с вентиляцией торгового зала или складских помещений.
Отходы. Мусор нужно собирать в контейнеры с крышками, опустошать их при заполнении на ⅔. Рядом с магазином должны быть контейнеры для сбора мусора на асфальтированной или бетонной площадке, размерами на 1 м больше основания контейнеров.
Не обязательно размещать контейнеры на отдельной площадке, можно использовать одну площадку совместно с другими арендаторами или жильцами здания. Вывозить мусор нужно не реже одного раза в три дня, если температура воздуха ниже +4 °C, и ежедневно — если температура выше +5 °C.
Вода и канализация. В магазине должна быть подведена горячая и холодная вода, соответствующая стандартам питьевой. Вода из городского водопровода — питьевая. Если берете воду из собственной скважины, тогда нужно сделать анализ качества воды. При проверке сотрудники могут спросить документы или сделать забор воды для оценки.
Если канализационные трубы проходят в торговых или складских помещениях, их нужно закрыть защитным кожухом и убедиться, что на стояке нет окна для прочистки. Канализационные трубы не должны проходить под потолком склада или торгового зала.
Все раковины, ванны и другие места стоков должны быть подключены к канализации через сифон. А в местах для мытья оборудования, инвентаря и тары нужно организовать разрыв струи — это когда канализационная труба возле слива раковины прерывается воронкой. Такая система обеспечивает невозможность обратного тока воды из канализации.
Нельзя использовать один туалет для персонала и посетителей.
Персонал. У работников должны быть медицинские книжки: бумажные или электронные. Весь персонал должен проходить медосмотр не реже одного раза в год. Бумажные медкнижки с результатами медосмотров должны храниться у работодателя. Работать нужно в чистой санитарной одежде с вымытыми руками. Сотрудников с симптомами инфекционных, кишечных заболеваний и гнойными поражениями нужно отстранять от работы до их выздоровления.
Освещение. В торговых помещениях должно быть организовано естественное и искусственное освещение, которое соответствует нормам освещения в жилых и общественных зданиях. Например, в торговом зале обычного магазина освещение должно быть 400 люкс, а в торговом зале супермаркета — 500 люкс. Уровень освещенности можно измерить специальным прибором — люксметром или с помощью приложения на смартфоне.
Шум. Уровень постоянного шума не должен превышать 60 дБ — это разговор людей. Шум тоже можно измерить с помощью приложения на смартфоне или специального прибора — шумомера.
Оборудование и инвентарь. Все, что контактирует с пищевой продукцией, должно быть изготовлено из материалов, отвечающих требованиям безопасности, — они перечислены в специальном перечне. Инвентарь должен быть промаркирован и использоваться только по назначению. Например, нельзя мыть туалет шваброй для пола в торговом зале или ножом для хлеба отрезать колбасу. Уборочный инвентарь хранится в отдельной комнате или шкафу.
Если собираетесь продавать мясо и будете рубить его на деревянной колоде, то после каждой смены нужно зачищать колоду ножом и посыпать солью, а по мере необходимости спиливать.
Виды проверок Роспотребнадзора
Проверки могут быть документарными и выездными. На выездную проверку могут приехать по плану или внепланово — например, если кто-то из покупателей направит жалобу в Роспотребнадзор.
Во время проверки эксперт точно будет проверять:
- состояние помещений и коммуникаций;
- соблюдение СанПиНов;
- наличие медкнижек у работников.
Еще могут произвести отбор проб и образцов. Подробно о том, как проходят проверки Роспотребнадзора, мы писали в отдельной статье.
Плановые проверки продуктовых магазинов в 2024 году не проводят.
Чем может закончиться проверка
Сотрудники Роспотребнадзора могут не обнаружить нарушений — тогда вам нужно подписать акт проверки и работать дальше. Если нарушения найдут — выпишут предписание для их устранения, а затем придут с повторной проверкой.
За несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил могут приостановить деятельность до 90 суток или назначить штраф:
- для ИП — от 500 до 1000 ₽;
- для малого предприятия — от 500 до 1000 ₽;
- для средних и крупных организаций — от 10 000 до 20 000 ₽.
Также сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать за нарушение прав потребителей. Например, за продажу товаров ненадлежащего качества могут выписать штраф:
- должностному лицу — от 3000 до 10 000 ₽;
- ИП — от 10 000 до 20 000 ₽;
- малому предприятию — от 10 000 до 20 000 ₽;
- средней и крупной организации — от 20 000 до 30 000 ₽.
Как оспорить результаты проверки
Проверку можно обжаловать на сайте госуслуг. Опишите, с чем именно вы не согласны, какие нормы нарушили проверяющие, и подкрепите это документами. Жалобу передадут в Роспотребнадзор. Если ее удовлетворят, штраф могут снизить или отменить. Если Роспотребнадзор не удовлетворит жалобу, можете обратиться в суд.
Главное
- Продуктовые магазины часто проверяют: покупатели могут подать жалобу на некачественный товар или на несоблюдение условий хранения.
- Перед началом работы изучите санитарные правила, предъявляемые к реализации пищевой продукции.
- Ведите журналы уборок, температурные листы.
- Если уверены, что соблюдаете требования, и не согласны с результатами проверки — подайте жалобу.
А вы сталкивались с проверками Роспотребнадзора?