Осенью вступают в силу изменения в законе о защите прав потребителей. Чтобы избежать претензий от Роспотребнадзора, советуем проверить формулировки оферты или договора и удалить рискованные пункты. На что обратить внимание, рассказывает юрист Артур Бабалов из компании Runetlex.
Что случилось
С 1 сентября 2022 года изменятся положения статьи № 16 закона о защите прав потребителей. Она фиксирует недопустимые условия договора, то есть условия, которые ущемляют права потребителей.
Статья регулирует работу продавцов, исполнителей и маркетплейсов, которые работают с физлицами.
Что изменилось для бизнеса
Есть такое понятие, как условия, которые ущемляют права потребителя.
В законе сказано, что клиент, который заказал какую-либо услугу, вправе от нее отказаться, пока она не оказана. Это значит, что нельзя оштрафовать за отказ от покупки и удержать предоплату. Если такая ответственность прописана в оферте или договоре, она нарушает права клиента. За такое нарушение можно получить штраф.
Условия, которые нарушают права потребителей, были зафиксированы и раньше, но в разных статьях гражданского кодекса и судебной практике. Теперь они собраны в одной статье — № 16 закона о защите прав потребителей.
Если раньше клиенту надо было листать множество законов, чтобы проверить, не нарушает ли договор его права, то теперь достаточно сверить пункты договора и список условий из закона. И есть реальный риск, что по всем расхождениям клиент напишет жалобу в Роспотребнадзор или обратится в суд.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Как подстраховаться
Рекомендуем проверить, чтобы в договорах и офертах не было условий, которые нарушают права клиентов.
Для вашего удобства опасные формулировки собрали в одну таблицу. Если в ваших договорах и офертах есть похожие положения — удалите, чтобы не рисковать разбирательствами с Роспотребнадзором. Сделать это нужно к 1 сентября 2022 года.
❌ Памятка: что удалить из оферты
Все эти пункты нарушают закон о правах потребителей — по каждому из этих пунктов клиент вправе написать жалобу в Роспотребнадзор.
Подавали ли клиенты в суд на ваш бизнес? Поделитесь, как вышли из такой ситуации.
Получается не возвратные билеты на самолёт не законные теперь? Я купил услугу, она не оказана, я имею право вернуть 100% оплату?
Вот интересно, а как теперь будут выходить из ситуации при продаже под заказ? Конечник оплатил ... например тепловой котел, дилер принял оплату, т.к. видел этот котел в остатках у дистрибьютора.
Но при оформлении выкупа у дистрибьютора выясняется, что котел некомплектен (или сломан?). И продать его невозможно. Более того — этот котел последний в линейке, больше его не производят.
А договор-то теперь (согласно новым изменениям ЗоЗПП) расторгать нельзя. И деньги вернуть дилер так же не имеет право по ЗоЗПП. Т.е. потребитель будет прыгать на дилере с требованием поставить именно эту модель оборудования. А откуда он ее возьмет — закон не объясняет.