Даже крупные магазины совершают ошибки, например выставляют товары без указания цены или стоимость на ценнике не совпадает с суммой на кассе. За такие нарушения можно получить штраф. Разбираем, как оформить все по закону и избежать проблем.
Что такое ценник на товар и зачем он нужен
Ценник — это карточка с информацией о товаре и его стоимости. Ценник является публичной офертой — предложением купить товар любому человеку по указанной цене. Это значит, что, если на кассе товар вдруг пробивается по другой цене, продавец обязан отпустить по той, которая указана на ценнике.
Ценник должен находиться рядом с каждым товаром — сверху, снизу или сбоку. Также его можно приклеить на товар.
Раньше правила оформления ценников были строже. Например, нельзя было использовать одновременно разные виды ценников — печатные и написанные от руки, а еще цвет и размер ценника должен был быть одинаковым для всех товаров в магазине. Сейчас требования к ценникам смягчили и получить штраф за неправильное оформление стало сложнее.
Как правильно оформить ценник
Главное правило оформления ценников — он должен давать покупателю достоверную информацию о товаре и его цене. Вот какая информация должна быть обязательно:
- название товара и его сорт, если есть;
- цена за единицу товара в рублях;
- единица измерения — шт., кг, л.
На одном ценнике может быть указано две стоимости — одна со скидкой, а вторая без нее. Но так можно делать, только если любой человек может выполнить условия для получения скидки.
Две цены можно указать, например, в таких ситуациях:
- человек может свободно оформить дисконтную карту и купить товар по сниженной цене;
- человеку нужно купить два одинаковых товара, чтобы получить скидку.
Если же размер скидки зависит от суммы баллов на карте, вторую цену указывать нельзя.
Арбитражный суд отменил штраф Роспотребнадзора за две цены на ценнике
Ситуация. В магазине действует система скидок по дисконтной карте. На ценнике стоят две цены — обычная и сниженная для владельцев дисконтных карт. Роспотребнадзор проверил магазин и решил, что это нарушает права потребителей. Магазин оштрафовали на 15 000 ₽ и предписали заменить ценники.
В чем суть. Магазин открыто продает дисконтные карты — любой желающий может их купить и получать скидки. Если же магазин будет указывать только цену без скидки, покупатели с дисконтными картами не получат полную и достоверную информацию о товаре и их права будут нарушены.
Итог. Магазин не согласился с Роспотребнадзором и подал жалобу в арбитражный суд. Суд отменил штраф и признал предписание о замене ценников незаконным.
Если это весовой товар, который уже расфасован, на ценнике должна быть такая информация:
- название товара;
- цена за единицу измерения;
- итоговая цена расфасованного товара;
- дата упаковки и срок годности.
Ошибки в оформлении ценников, за которые могут оштрафовать
На ценнике не так много места и информации, но за неправильное оформление можно получить штраф. Разберем три частые ошибки.
Ложная информация. Например, цена отличается от цены на кассе, неправильно указан сорт или материал товара.
За это могут назначить штраф:
- ИП или руководителю компании — от 12 000 до 20 000 ₽;
- малым предприятиям — от 50 000 до 250 000 ₽;
- крупным и средним компаниям — от 100 000 до 500 000 ₽.
Стоимость на кассе выше, чем на ценнике. Зачастую продавцы ссылаются на то, что просто не успели поменять ценник. Это нарушение — покупатель должен иметь возможность купить товар за цену, указанную на ценнике. Закон трактует эту ситуацию как обман покупателя.
Штрафы за несоответствие цены:
- для ИП и руководителя — от 10 000 до 30 000 ₽;
- для малого предприятия — от 10 000 до 25 000 ₽;
- для среднего и крупного бизнеса — от 20 000 до 50 000 ₽.
Товар без ценника, или на нем не вся информация. Если в магазине выставить продукт без цены, продавец нарушит право потребителя на получение информации о товаре. Аналогичное нарушение — ценник без названия товара, единицы его измерения или надписи, что цена в рублях. За это могут наказать предупреждением или выписать штраф:
- ИП или руководителю — от 500 до 1000 ₽;
- малым предприятиям — от 2500 до 5000 ₽;
- средним и крупным компаниям — от 5000 до 10 000 ₽.
Есть ли у вас проблемы с оформлением ценников? Если да, то какие?