Читатель Иван спрашивает: «Ремонтирую бытовую технику и часто меняю в ней запчасти. Нужные материалы покупаю сам, а расходы включаю в цену для клиента. Могу ли я из доходов вычитать расходы на запчасти, чтобы сэкономить на налоге и точно укладываться в годовой лимит 2,4 млн рублей?»
Самозанятым вычитать расходы нельзя
По закону на НПД платить налог нужно со всей суммы, которую получили от заказчика. То есть нельзя ввести в приложение «Мой налог» только часть оплаты — даже если уменьшили сумму на расходные материалы. Объясним на примере, как это работает.
Ремонт холодильника стоит 3000 ₽. Самозанятый заплатит налог с этого заказа — 3000 × 4% = 120 ₽.
Если у заказчика нет нужной детали, которая стоит 2000 ₽, мастеру придется ее купить. Тогда стоимость услуги увеличится до 5000 ₽, а значит, налог будет уже — 5000 × 4% = 200 ₽.
В примере разница в налогах небольшая, но если у предпринимателя заказы стоят дороже, сумма налогов будет значительно выше.
Если расходов на работу уходит больше 70% от суммы заказа, возможно, самозанятому выгоднее стать ИП на УСН «Доходы минус расходы». На этом налоговом режиме можно вычитать расходы. Однако налоговая ставка выше — 15% с прибыли. Советуем проконсультироваться с бухгалтером, какой вариант вам выгоднее.
Когда возможно уменьшить сумму налога на расходы
Есть два случая, когда самозанятый может не учитывать расходы при уплате налога: когда материалы передает клиент и когда сдает квартиру в аренду.
Клиент сам покупает расходные материалы. Чтобы уменьшить базу налогообложения, можно оставить закупку материалов на стороне клиента. Например, заранее сказать, какую ткань купить для пошива костюма. Тогда клиент покупает ткань, а мастер берет деньги только за работу.
Чтобы у налоговой не было вопросов к самозанятому, при получении материалов от клиента нужно подписать акт приема-передачи. Этот документ подтвердит, что материалы действительно купил клиент.
Стоит учитывать: этот способ уменьшения налоговой базы может быть неудобным для клиентов. Часто у людей нет времени ездить по городу за материалами или ждать их доставку: проще не откладывать работу и найти мастера, который возьмет все хлопоты на себя. Скорее всего, с таким подходом будет сложнее искать заказчиков.
При сдаче жилого помещения. Если сдавать квартиру как самозанятый, можно не учитывать расходы на ЖКУ по счетчикам, которые компенсируют съемщики, — они не облагаются налогом. Обычно это холодная и горячая вода, свет и иногда отопление. А вот фиксированные ЖКУ вроде обращения с ТКО нужно включать в сумму аренды и платить с них налог.
Самозанятый сдает квартиру за 30 000 ₽, из которых 2000 ₽ — фиксированная стоимость ЖКУ. Еще жильцы тратят свет и воду по счетчикам — например, в октябре вышло 1500 ₽.
Получается, жильцам за октябрь нужно перевести арендодателю 31 500 ₽. Но он заплатит налог только с части суммы — 30 000 × 4% = 1200 ₽.
Чтобы не платить налог с ЖКУ по счетчикам, можно не вносить их стоимость в «Мой налог» или обязать жильцов оплачивать эти расходы самостоятельно.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Оставляли ли вы закупку материалов на клиентов? Как они к этому относились?