Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Утвержден перечень недружественных стран. Как теперь вести с ними бизнес?


Читатель Максим спрашивает: «Я занимаюсь строительным бизнесом, строим каркасные дома в Сочи для дач и коворкингов. Периодически их покупают контрагенты из Европы. Слышал, что страны Евросоюза сейчас относятся к недружественным. Как мне теперь нужно оформлять эти сделки?»

Для некоторых сделок нужно получать разрешение

Правительство утвердило список недружественных стран. В него вошли все страны Евросоюза, Австралия, Великобритания, Исландия, Канада, Норвегия, Южная Корея, Сингапур, США, Тайвань, Украина, Швейцария, Япония и другие государства и территории — всего их 48. Теперь для некоторых операций с контрагентами из этих стран понадобится разрешение правительственной комиссии.

Рассказываем, когда оно нужно и как его получить.

Кому и для каких сделок нужно разрешение

Если резидент РФ заключает сделку с нерезидентом из недружественной страны, ему нужно получить разрешение правительственной комиссии. Резидентами считаются граждане РФ, даже если человек не живет в России, и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство.

Комиссия рассматривает сделки, связанные с недвижимостью, займами и ценными бумагами:

  • выдачу займов нерезидентам — как в рублях, так и в валюте;
  • куплю-продажу ценных бумаг;
  • куплю-продажу недвижимости, находящейся в России;
  • перечисление валюты на свои счета, открытые в зарубежных банках;
  • переводы денег без открытия счета на иностранные валютные кошельки.

Разрешение на продажу недвижимости в России не понадобится, если покупатель — физлицо. Например, если вы хотите продать помещение для офиса компании из недружественной страны, разрешение нужно. А если собираетесь продать дачу, например, гражданину Франции для личного пользования — нет.

Если собираетесь давать заем, покупать или продавать ценные бумаги нерезидентам из этих стран — нужно получить разрешение в любом случае, независимо от того, физлицо это или юрлицо.

Как составить заявление о выдаче разрешения на сделку

Чтобы получить разрешение, нужно подать заявление в Минфин: описать условия сделки и предоставить документы о заявителе. Комиссия рассмотрит заявление и даст разрешение или отказ.

Заявление составляют по рекомендованной форме: нужно описать цель, предмет и условия сделки, указать срок, на который нужно разрешение.

Заявление о выдаче разрешения на сделку
Заявление о выдаче разрешения на сделку

Понадобится обоснование для разрешения: какие последствия будут для заявителя и для бюджета, если сделка не состоится

Понадобится обоснование для разрешения: какие последствия будут для заявителя и для бюджета, если сделка не состоится
Обоснование для разрешения на сделку
Обоснование для разрешения на сделку

Понадобится обоснование для разрешения: какие последствия будут для заявителя и для бюджета, если сделка не состоится

Понадобится обоснование для разрешения: какие последствия будут для заявителя и для бюджета, если сделка не состоится

К заявлению нужно приложить копии документов:

  • лист записи ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • паспорт заявителя — для физлиц;
  • учредительные документы заявителя — для юрлиц;
  • учредительные документы иностранной компании, с которой заключается договор;
  • сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Например, если компания продает недвижимость или ценные бумаги как агент, нужно указать, кто получит деньги;
  • для сделок с недвижимостью, если ее продает российская организация, — бухгалтерский баланс и сведения о балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату до подачи заявления.

Если каких-то документов из списка у вас нет, можно написать, почему вы сейчас не можете их предоставить и где комиссия сможет получить эту информацию.

Заявление нужно отправить в Минфин. Его будет рассматривать подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями в РФ.

Отправить можно двумя способами:

  1. На электронную почту podcom@minfin.gov.ru. Документы должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью.
  2. Почтой или лично по адресу 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Копии документов нужно заверить печатью, если она есть. Если заявление подает физлицо, подпись нужно заверить у нотариуса.

Сроки рассмотрения заявлений пока не установлены. Если они будут рассматриваться по общим правилам работы с обращениями граждан, комиссия должна рассмотреть заявление в течение 30 дней.

По закону о рассмотрении обращений, когда комиссия вынесет решение, его должны прислать на электронную почту и в письменном виде.

Комиссия может одобрить сделку, выдать отказ или разрешение с выполнением определенных условий — например, только в течение определенного срока.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

А вы продолжаете торговать с иностранными бизнесами или ищете аналоги в России? Почему?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации