Читательница Мария спрашивает: «Мы открываем кафе. Знаю, что повара и официанты должны быть с санкнижками. А кому еще необходима медицинская книжка? Нужно ли ее оформлять, к примеру, нашему бухгалтеру? И кто отвечает за оформление книжки: сотрудник или работодатель?»
Медкнижку надо оформлять тем, кто по работе контактирует с продуктами или населением
Есть ряд работников, которые при устройстве на работу и в процессе нее должны проходить медицинские осмотры. Это специалисты из таких сфер:
- пищевая промышленность;
- общепит;
- торговля;
- бытовое обслуживание;
- коммунальное обслуживание;
- медицинская помощь;
- работа с детьми.
Прохождение медосмотров подтверждает личная медицинская книжка — ее иногда называют санитарной. В нее заносят результаты врачебных осмотров и анализов.
Примерный перечень профессий работников, у которых должны быть медкнижки, приведен в письме Минздрава. Все они должны контактировать с продуктами или клиентами. Например, приемщица в химчистке обязана оформить медкнижку. А вот бухгалтеру она не нужна, ведь он по работе с клиентами не контактирует.
Сейчас медкнижка может быть только бумажной. Но с 1 сентября 2023 года станет в основном электронной.
Оформление медкнижки оплачивает работодатель
Медицинская книжка считается бланком строгой отчетности, ее вправе выдавать только:
- региональные центры гигиены и эпидемиологии. Такие центры и их филиалы есть в каждом субъекте РФ;
- медицинские клиники, заключившие соглашения с такими центрами.
Работодатель дает работнику направление на медосмотр. Работник должен захватить с собой паспорт и одну фотографию 3 × 4 см. В этих же учреждениях можно пройти и сдать необходимые исследования и анализы. Оформление займет от 3 до 5 дней.
Оформление медкнижки — это платная услуга. По мнению экспертов Роструда, работодатель должен компенсировать работнику эти расходы. Но на практике это делают редко.
У медицинской книжки нет срока действия. Новый бланк заводится, если старый утерян либо в нем закончились свободные поля. При увольнении или переходе к другому работодателю медкнижку нужно отдать работнику, он ее предъявляет на новом месте работы.
Работодателю нужно убедиться, что у работника не фальшивая медкнижка
Если при проверке Роспотребнадзор выявит, что у кого-то из работников нет медкнижки либо она фальшивая или в ней не хватает какой-то записи, работодателю грозит штраф:
- для директора, ИП или малой компании — от 500 до 1000 ₽;
- для средних и крупных организаций — от 10 000 до 20 000 ₽.
Роспотребнадзор предупреждает, что работодатели сами должны проверять медкнижки сотрудников на подлинность. Вот несколько способов это сделать:
- Проверить медкнижку по типографскому номеру или по QR-коду через единый онлайн-реестр выданных медкнижек.
- Позвонить в учреждение, выдавшее медкнижку, назвать ее номер и имя владельца. Там должны подтвердить либо опровергнуть факт ее выдачи.
- Визуально осмотреть бланк. Часто поддельные медкнижки отличаются.
Вот несколько признаков подлинной медкнижки, которые можно заметить невооруженным глазом:
- водяные знаки на каждой странице;
- книжка прошита специальной защитной нитью;
- номер книжки нанесен типографским способом, а не написан от руки;
- фото владельца заверено круглой защитной голограммой и печатью Центра гигиены и эпидемиологии или его филиала;
- страница с данными владельца ламинирована;
- есть наклейка с QR-кодом.
А вот за подлинность медицинских обследований работодатель ответственности не несет. За это отвечает медучреждение, проводившее медосмотр работника или соискателя.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Были ли в вашей компании случаи, когда работник предоставлял фальшивую медкнижку? Расскажите, как это выяснили.