Читательница Людмила спрашивает: «Сотрудник часто опаздывает на работу. Иногда всего на пять минут, иногда на двадцать. Подскажите, что по трудовому кодексу является опозданием на работу и можно ли наказать или уволить сотрудника за опоздание?»
Опоздание на работу — это нарушение трудовой дисциплины
Опозданием считают, если рабочий день в компании или у ИП начался, а работника нет на месте. И неважно, опаздывает он на минуту или на полдня. Если работа началась, а сотрудник отсутствует без уважительной причины — его можно наказать.
Обязанность приходить на работу к определенному времени прописана в трудовом договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка. Это относится к трудовой дисциплине.
В законе нет термина «опоздание». Он предусматривает разные дисциплинарные взыскания в зависимости от времени задержки. Если человека не было весь рабочий день, смену или 4 часа подряд — это прогул. За это можно уволить, объявить выговор или замечание. Если задержка меньше, то два варианта: выговор либо замечание.
До 4 часов. Наказание будет зависеть от тяжести проступка. Если работник опоздал на 5 минут и ничего страшного не произошло, работодатель вправе сделать замечание. Но если из-за пятиминутного опоздания компания понесла убытки, например клиент ушел к конкурентам, работнику могут объявить выговор.
Если все опоздания подтверждены документально, к работнику уже применяли дисциплинарное взыскание и в течение года он опоздал снова, что повлекло серьезный сбой в работе фирмы или ИП, — работодатель имеет право его уволить. Причина — неоднократное нарушение трудовых обязанностей.
Больше 4 часов. В этом случае уволить можно сразу. Главное — зафиксировать нарушение документально и приложить доказательства.
Увольнение за прогул — право, а не обязанность. Если сразу увольнять сотрудника не хочется, можно также сделать замечание или выговор.
Как привлечь к ответственности за опоздание
За нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право наказать сотрудника только по трудовому кодексу — сделать замечание, выговор или уволить. Нельзя назначить штраф за опоздание на работу или лишить сотрудника отпуска. Привлечь к ответственности можно не позже месяца со дня обнаружения проступка и 6 месяцев со дня его совершения.
Вот как правильно оформить дисциплинарное взыскание:
- Зафиксировать опоздание или прогул.
- Взять с сотрудника объяснительную о причинах случившегося.
- Если причины показались неуважительными, издать приказ о дисциплинарном взыскании.
Зафиксировать опоздание или прогул. Для этого нужно в присутствии трех свидетелей составить акт об отсутствии на работе. Дополнительно можно подтвердить опоздание распечаткой из системы электронных пропусков или записями с камер видеонаблюдения.
Взять объяснительную с сотрудника. Объяснительную пишут в свободной форме, в ней указывают причину опоздания или прогула. На это сотруднику дают минимум 2 рабочих дня.
В законодательстве нет перечня уважительных причин опоздания на работу, но обычно оправданием опоздания могут быть такие ситуации:
- болезнь сотрудника;
- болезнь или смерть близкого родственника;
- ДТП и нарушения работы общественного транспорта.
Любая из причин должна быть документально подтверждена, например листком нетрудоспособности в случае болезни или европротоколом при ДТП.
Если сотрудник отказывается давать объяснительную, нужно оформить акт об этом.
Издать приказ о дисциплинарном взыскании. После того как опоздание или прогул зафиксировали и взяли объяснительную, которая показалась неубедительной, можно назначить наказание. Для этого нужно издать приказ о дисциплинарном взыскании — выговоре, замечании или увольнении. Приказ подписывает руководитель компании или ИП. С приказом нужно ознакомить сотрудника.
Чек-лист «Как правильно наказать сотрудника за ошибку»
Опоздание — одно из нарушений. Составили чек-лист, в каких случаях работодатель может привлечь сотрудника к ответственности. В чек-листе вы также найдете шаблоны документов, которые пригодятся при оформлении дисциплинарного взыскания.
Главное
- Любое опоздание — это нарушение трудовой дисциплины.
- По трудовому кодексу можно наказать сотрудника: сделать замечание, выговор или уволить.
- Для привлечения сотрудника к ответственности нужно зафиксировать опоздание, взять объяснительную о причинах произошедшего и издать приказ о дисциплинарном взыскании, если причины оказались неуважительными.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Вам приходилось увольнять сотрудников за опоздания?