Читатель Константин спрашивает: «У меня ресторан. Клиенты в основном расплачиваются картами, а не наличными. Наверное, поэтому оставляют официантам меньше денег. Есть ли способы принимать чаевые безналично?»
Есть три способа: включать в счет, переводить на карту или использовать специальный сервис
Принимать безналичные чаевые можно одним из трех способов: включать в счет по желанию клиента, разрешить сотрудникам передавать реквизиты личной карты для переводов или использовать сервис для приема чаевых.
Включать в счет. Ресторан может принимать чаевые как юрлицо: для этого их добавляют в счет, и клиент оплачивает работу официанта вместе с заказом. Деньги приходят на расчетный счет компании, дальше ресторан передает их сотрудникам.
Для официантов и клиента процесс автоматический и бесплатный, а ресторан организовывает распределение денег и платит подоходный налог.
Важное ограничение: необходимо, чтобы клиент согласился оставить чаевые. Включать в счет чаевые по умолчанию незаконно. Если добавить строку «За обслуживание» в счет автоматически, клиент не обязан платить и даже может написать жалобу в Роспотребнадзор.
Переводить на карту. Еще один способ приема чаевых — переводы на карту. Для этого клиент заходит в мобильный банк, узнает телефон или реквизиты карты официанта и делает перевод. Деньги поступают на личный счет сотрудника.
Ресторану не нужно платить налоги за переводы на карты, покупать дополнительное оборудование и заниматься распределением денег. Для официанта это тоже бесплатно, но есть риск: нужно передавать клиенту личные данные — номер карты или номер телефона. Неудобнее всего в таком случае клиенту: он вынужден вводить много сведений и платить комиссию за переводы.
Использовать специальный сервис. Есть разные бизнес-решения, чтобы получить безналичные чаевые: через мобильное приложение, терминал торгового эквайринга, с помощью перехода по ссылке на оплату или QR-кода. Если гость оставляет чаевые через сервис, комиссию за переводы платит официант, когда выводит деньги, — в среднем 5%.
Специальные сервисы — самый удобный способ принимать чаевые для ресторана, клиента и официанта. Клиент сам решает, сколько оставить денег, и не платит комиссию. Ресторан не платит налоги за чаевые и не занимается распределением денег, а официанту не нужно сообщать личные данные незнакомым людям.
Как принимать безналичные чаевые с помощью сервиса
Сервисы предлагают разные сценарии, как клиент может оставить чаевые. Конкретные возможности нужно узнавать у поставщика услуги.
Рассказываем про самые популярные и удобные сценарии, как клиент может оставить чаевые:
- QR-код на носителе или экране смартфона;
- QR-код на чеке;
- кнопка в приложении или на сайте;
- сообщение со ссылкой на отправку чаевых.
QR-код на носителе или экране смартфона. В QR-коде зашифрована ссылка на страницу приема чаевых для конкретного пользователя. То есть когда клиент переходит по коду, он сможет оставить чаевые именному тому официанту, который его обслуживал. QR-код можно распечатать на визитке, листовке или любом другом носителе, нанести на униформу или показывать клиенту на экране смартфона.

QR-код на чеке. Ссылку на оплату можно разместить на чеке: касса будет печатать QR-код того официанта, который обслуживал клиента, или общий QR-код ресторана. Чтобы система работала, понадобится интегрировать сервис с онлайн-кассой. Условия у всех поставщиков разные. Например, специалисты CloudTips настраивают интеграцию бесплатно.

Кнопка в приложении или на сайте. Если ресторан предлагает клиентам заказывать доставку еды онлайн, можно добавить возможность оставить чаевые в интерфейс сайта или мобильного приложения. Клиент сможет материально похвалить курьера или повара после получения заказа.

Сообщение со ссылкой на оплату. После посещения ресторана или доставки еды клиенту может прийти СМС, пуш-уведомление или письмо со ссылкой, по которой он может перейти и оставить чаевые. Настроить рассылку с уведомлениями можно через CRM-систему.

Нужно ли платить налог за чаевые
Чаевые — это подарок, поэтому платить налог и страховые взносы не надо. Неважно, какая сумма и кто делает перевод, родственник или нет. Официант забирает деньги — и все.
Перевод денег считается чаевыми при условии, что одно физлицо без статуса ИП отправило деньги другому физлицу. То есть клиент переводит деньги напрямую официанту, а не сначала ресторану, а тот уже официанту. Если деньги поступают на расчетный счет компании, с них нужно платить подоходный налог.

Онлайн-банк для розничного бизнеса
- Аренда онлайн-кассы с эквайрингом 2 в 1 за 0 ₽
- Скидка 50% на первые 10 доставок в Яндекс.Доставке
- Торговый эквайринг со ставкой от 1%