Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бизнесу общаться с военкоматами


Рассказываем, как избежать штрафов за нарушения в сфере воинского учета


Сергей Скрябин

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

За последний год правила работы бизнеса с военкоматами неоднократно менялись. Теперь передавать данные о сотрудниках в комиссариаты нужно быстрее, а некоторые штрафы за военно-учетные нарушения выросли в сто раз — вместо 1000—3000 ₽ с 1 октября 2023 года компанию могут оштрафовать на сумму до 500 000 ₽.

Рассказываем об актуальных правилах воинского учета: как его вести, что нужно знать о сотрудниках и что грозит бизнесу за игнорирование военкомата.

Нужно ли моему бизнесу вести воинский учет?

Если вы ИП, то нет. Даже если нанимаете сотрудников, вы не обязаны вести воинский учет. Если у вас компания и среди работников, нанятых по трудовым договорам, есть мужчины — граждане РФ, вам почти наверняка нужно вести воинский учет. Эта обязанность распространяется на все компании, в которых работают призывники и военнообязанные.

К военнообязанным относится большинство мужчин старше 18 и младше 50 лет, в том числе те, кто был освобожден от военной службы, но зачислен в запас, и те, кто проходил альтернативную службу.

Также на воинский учет ставят женщин с российским гражданством и профессиями или образованием по специальностям из военно-учетного перечня. В их числе — медики, оптики, геодезисты и информатики.

Если компания сотрудничает с исполнителями, включая ИП и самозанятых, по договорам ГПХ, вести их воинский учет не нужно. Вести учет людей с иностранным гражданством — тоже.

Как вести воинский учет?

Каждый год руководитель компании, которая обязана вести воинский учет, должен согласовывать с военкоматом план этой работы на год. В плане указывают, в какие сроки работодатель будет ставить людей на учет и снимать их с учета, бронировать сотрудников, обновлять их личные карточки и сверять сведения с военкоматом.

В военкомат также нужно сдать карточку учета организации и отчет по численности работников в запасе. Формы этих документов могут различаться в разных регионах, поэтому бланк лучше запросить у военкомата по месту регистрации организации.

Для воинского учета нужно организовать служебное делопроизводство, а на каждого сотрудника — завести карточку. В ней указывают сведения об образовании, профессии и семейном положении сотрудника, составе его семьи, а также сведения о воинском учете — звание, категорию запаса и категорию военной службы. Форма карточки утверждена Минобороны.

Карточки работников нужно хранить в алфавитном порядке, по разделам:

  • первый раздел — офицеры запаса;
  • второй раздел — сотрудники без офицерских званий в запасе;
  • третий раздел — военнообязанные-женщины;
  • четвертый раздел — призывники.

Не реже раза в год нужно сверять данные с военкоматом. Дату назначит военкомат и сообщит компании. Если работники состоят на воинском учете в других военкоматах, данные о них также нужно направить в эти военкоматы для сверки.

Я нанял сотрудника. О нем нужно сообщить военкомату?

Да, если работник по трудовому договору гражданин РФ и подлежит воинскому учету. При заключении трудового договора военнообязанные в запасе должны предъявлять работодателю военный билет, временное удостоверение либо справку, выданную вместо военного билета. Призывники должны показать приписное удостоверение.

Работодателю нужно изучить документы, заполнить специальную форму и отправить сведения о сотруднике в военкомат. Сделать это нужно в течение пяти дней со дня заключения трудового договора — иначе работодателю грозит штраф.

Если вы нанимаете человека без воинских документов, но он подлежит воинскому учету или призыву, нужно оповестить его об обязанности явиться в военкомат для постановки на учет. Также нужно сообщить о нем в военкомат в течение трех рабочих дней. Форму уведомления уточните в комиссариате по месту нахождения организации.

Когда еще нужно передавать данные о сотрудниках военкомату?

Помимо найма, есть еще несколько событий, при которых работодатель должен сообщить в военкомат о сотруднике, если:

  • сотрудник уволен — для этого предусмотрена отдельная форма;
  • сведения о сотруднике изменились. Например, он женился, развелся, получил образование, сменил должность или место жительства;
  • выяснилось, что сотрудник не состоит на воинском учете, но обязан состоять на нем.

Также нужно сообщать об изменении состояния здоровья работника — например, если он получил инвалидность или тяжело заболел.

Делать это нужно в течение пяти дней со дня изменения сведений, не дожидаясь запроса от военкомата. Документы можно направить онлайн, через личный кабинет компании на портале госуслуг.

Кроме того, компании ежегодно должны представлять в военкоматы списки мужчин, подлежащих постановке на воинский учет в следующем году. Однако в 2023 году Минобороны освободило их от этой обязанности: военкоматы должны сами собрать сведения о людях из госреестров, а если у них не получится — направить запрос работодателю.

Если запрос из военкомата поступил, сведения нужно передать в течение пяти дней. Иначе руководителю компании или сотруднику, ответственному за воинский учет, грозит штраф.

Что делать, если сотруднику пришла повестка?

Если работодателю пришла повестка на сотрудника, он должен вручить ему этот документ под подпись, минимум за три дня до даты явки в военкомат.

Если человек работает удаленно, находится в командировке или болеет и возможности вручить ему повестку нет, нужно уведомить военкомат об этом. Иначе компании грозит штраф:

  • малому предприятию — 175 000—200 000 ₽;
  • остальным компаниям — от 350 000 до 400 000 ₽.

Руководителя компании или сотрудника, ответственного за учет, могут оштрафовать на 40 000—50 000 ₽.

Если сотрудник уже получил повестку — от вас или сам, — ему нужно предоставить оплачиваемый выходной на день явки в военкомат.

А вот придет сотрудник в военкомат или нет, для работодателя уже не важно. Это личная ответственность призывников и военнообязанных.

Можно ли получить отсрочку или бронь для сотрудника?

Да, но сделать это может не каждая компания. Отсрочку могут получить сотрудники организаций ВПК, аккредитованных ИТ-компаний, операторов связи, компаний, которые обеспечивают стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, а также зарегистрированных СМИ, включенных в перечень системообразующих.

Подробнее о том, как сотрудник может получить отсрочку или бронь, рассказываем в отдельной статье.

Что будет, если игнорировать военкомат?

Если компания не оповестит сотрудника о вызове в военкомат, не даст ему выходной на этот день или не представит в военкомат списки граждан, подлежащих постановке на воинский учет, предусмотрены штрафы:

  • для должностных лиц — 40 000—50 000 ₽;
  • для малых предприятий — 175 000—200 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — 350 000—400 000 ₽.

В период мобилизации, который введен в России, продолжается с 21 сентября 2022 года и пока не отменен, штрафы больше:

  • для должностных лиц — 60 000—80 000 ₽;
  • для малых предприятий — 200 000—250 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — 400 000—500 000 ₽.

Чтобы избежать этого, нужно внимательно вести воинский учет, оперативно передавать сведения о сотрудниках и своевременно вручать работникам повестки.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Дмитрий Комаров
Дмитрий Комаров

А как вы ведете воинский учет? Поделитесь советами в комментариях.


Больше по теме

Новости