Владельцам розничного бизнеса часто приходится открывать наем. Сотрудники вроде официантов, курьеров, бариста — как правило, студенты, которые работают в заведении недолго и увольняются из-за учебы или потому что уходят в новую профессию. На их места приходится искать замену. С 2023 года набирает популярность новый метод поиска сотрудников — публикация рилс в Инстаграме* бренда.
Розничный бизнес может использовать рилс для поиска официантов, барменов, курьеров, поваров, SMM-специалистов и администраторов. Как работает метод, какие результаты приносит и как снимать ролики, которые помогут привлечь соискателей, — расскажем в статье. Для этого материала мы поговорили с предпринимателем, которая с 2018 года развивает сеть кофеен и обучает других запускать бизнес в сфере общепита.
Зачем использовать рилс
Рилс — это ролики длительностью до минуты, для них есть своя лента. Предприниматели заметили, что короткие видео с вакансиями привлекают внимание потенциальных соискателей. Их стоит использовать по трем причинам:
- Подходящий кандидат может случайно заметить вакансию. Например, человек задумался искать работу, но пока не приступил к активному поиску. Он заходит в соцсети, чтобы развлечься, а в ленте попадается рилс с открытой вакансией. Она может заинтересовать человека, и он откликнется.
- Можно охватить больше аудитории. К примеру, ролик с приглашением на работу могут увидеть люди, которые знают подходящих кандидатов. Они отправят этим людям видео, и, возможно, кого-то из них заинтересует должность.
- Можно привлечь людей со схожими ценностями. Если аккаунт в социальной сети упакован — есть фотографии команды, бренд транслирует свои ценности, показывает атмосферу в заведении, — это поможет найти людей, которые схожи с командой по духу. Например, соискатель увидит, что кафе веганское и поддерживает приют для собак. А он сам веган и заботится об окружаем мире — значит, будет с командой «на одной волне». Ему не придется делать вид, что ценности бренда его заботят: они действительно его заботят.
С помощью этого канала поиска кофейня «Море внутри тебя» смогла найти повара в штат. Он случайно наткнулся на ролик, пока листал соцсети, прочитал условия работы и откликнулся на вакансию.
Как использовать рилс для поиска сотрудников
Не получится назвать формулу, чтобы создать вовлекающий ролик, который попадет в рекомендации и привлечет целевых кандидатов. Алгоритмы Инстаграма* работают так, что популярными могут стать ролики разного качества и формата.
Заранее сложно предугадать, какой ролик завоюет внимание аудитории. Но у нас есть универсальные советы, которые помогут собрать большее число откликов:
- Экспериментируйте с форматами. Чтобы ролик увидело как можно больше людей, попробуйте рассказать про вакансию в разных рилс. К примеру, можно снять смешной ролик под популярный звук, опубликовать видео с «говорящей головой», сделать видео по трендовому шаблону. Смотрите, что сейчас популярно в социальной сети, и пробуйте адаптировать под себя.
- Упростите сотруднику поиск. Кандидату должно быть удобно с вами связаться, поэтому не стоит оставлять номер телефона только в описании к ролику. Его нельзя оттуда скопировать, и многим неудобно переписывать цифры, поэтому они могут не откликнуться только по этой причине. Оставьте в шапке профиля кликабельный номер телефона или ссылку на чат с нанимающим менеджером.
- Просите людей сделать репост ролика. Возможно, ролик увидит человек, которому вакансия не интересна, но она актуальна для его знакомого или друга. Попросите в описании или в конце ролика сделать репост. Иногда людям нужно напоминать об этом, и они вспоминают подходящую кандидатуру.
Не бойтесь выкладывать сразу несколько роликов с вакансией, так вырастает вероятность, что хотя бы один из них увидят потенциальные кандидаты.
Как упростить поиск сотрудников
Когда используете соцсети для поиска кандидатов, стоит помнить, что отклики могут быть нецелевыми, а еще использовать и другие каналы.
Отсеивайте нецелевых кандидатов. Допустим, предприниматель снял смешной ролик, где рассказывает про вакансию бариста. Рилс попал в тренды, и его увидели люди из разных городов, а сотрудника ищут в Саратове. На вакансию могут начать откликаться люди из других городов — буквально забить неактуальными письмами почту.
Чтобы упростить отбор кандидатов, старайтесь в описании к ролику или в самом видео уточнить, в каком городе ищете сотрудника. Лучше продублировать дважды — люди склонны пропускать часть информации.
Если у вас нет рекрутера, можете создать простенький телеграм-бот с уточняющими вопросами — и давать соискателям ссылку на него. Бот отсеет часть нецелевых откликов, до общения с вами доберутся только подходящие кандидаты.
«Нецелевые заявки нам помогает отфильтровать чат-бот, который мы используем для найма сотрудников. У нас настроена воронка для отбора кандидатов. Это работает так:
- человек видит ролик в соцсети;
- в описании читает, что в директ нужно написать кодовое слово, если ему интересна работа;
- пишет кодовое слово — и в ответ получает ссылку на телеграм-бот;
- бот автоматически присылает уточняющие вопросы и отбирает подходящих кандидатов;
- когда бот отобрал кандидатов, мы смотрим его резюме, связываемся и приглашаем на собеседование.
Подобный телеграм-бот стоит настроить, если часто открываете разные вакансии, у вас нет рекрутера и вы не хотите отбирать десятки сообщений вручную. Чтобы запустить подобный бот в своем проекте, можно обратиться к разработчикам на фрилансе».
Александра Афанасьева
Владелец сети кофеен «Море внутри тебя», автор телеграм-канала о бизнесе
Создать бота можно через специальные сервисы вроде SendPulse.
Используйте и другие каналы поиска. Если использовать что-то одно, охват будет ограничен — поиск сотрудника может затянуться. Чтобы найти подходящего кандидата как можно быстрее, можно использовать:
- рекрутинговые сайты, например HeadHunter;
- группы во ВКонтакте по поиску работы вроде «Работа в Томске»;
- сайты с досками объявлений — как Авито;
- собственные соцсети: возможно, знакомым актуальна вакансия или они знают тех, кому она подойдет;
- объявления на остановках или около подъездов.
Еще вакансию можно разместить в группах во ВКонтакте, где есть потенциальные кандидаты. Например, если ищете официантов, вакансию можно опубликовать в паблике ближайшего университета. Узнать про другие каналы поиска и спросить рекомендацию у опытных предпринимателей можно в бизнес-сообществах. Например, в чате Бизнес-секретов для владельцев общепита.
* Соцсеть «Инстаграм» принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.
Как вы ищете сотрудников? Поделитесь способами в комментариях.