Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Тренд розницы: искать сотрудников через рилс


Владельцам розничного бизнеса часто приходится открывать наем. Сотрудники вроде официантов, курьеров, бариста — как правило, студенты, которые работают в заведении недолго и увольняются из-за учебы или потому что уходят в новую профессию. На их места приходится искать замену. С 2023 года набирает популярность новый метод поиска сотрудников — публикация рилс в Инстаграме* бренда.

Розничный бизнес может использовать рилс для поиска официантов, барменов, курьеров, поваров, SMM-специалистов и администраторов. Как работает метод, какие результаты приносит и как снимать ролики, которые помогут привлечь соискателей, — расскажем в статье. Для этого материала мы поговорили с предпринимателем, которая с 2018 года развивает сеть кофеен и обучает других запускать бизнес в сфере общепита.

Зачем использовать рилс

Рилс — это ролики длительностью до минуты, для них есть своя лента. Предприниматели заметили, что короткие видео с вакансиями привлекают внимание потенциальных соискателей. Их стоит использовать по трем причинам:

  1. Подходящий кандидат может случайно заметить вакансию. Например, человек задумался искать работу, но пока не приступил к активному поиску. Он заходит в соцсети, чтобы развлечься, а в ленте попадается рилс с открытой вакансией. Она может заинтересовать человека, и он откликнется.
  2. Можно охватить больше аудитории. К примеру, ролик с приглашением на работу могут увидеть люди, которые знают подходящих кандидатов. Они отправят этим людям видео, и, возможно, кого-то из них заинтересует должность.
  3. Можно привлечь людей со схожими ценностями. Если аккаунт в социальной сети упакован — есть фотографии команды, бренд транслирует свои ценности, показывает атмосферу в заведении, — это поможет найти людей, которые схожи с командой по духу. Например, соискатель увидит, что кафе веганское и поддерживает приют для собак. А он сам веган и заботится об окружаем мире — значит, будет с командой «на одной волне». Ему не придется делать вид, что ценности бренда его заботят: они действительно его заботят.

С помощью этого канала поиска кофейня «Море внутри тебя» смогла найти повара в штат. Он случайно наткнулся на ролик, пока листал соцсети, прочитал условия работы и откликнулся на вакансию.

ролик кофейни «Море внутри тебя»
ролик кофейни «Море внутри тебя»

Этот ролик опубликовали в аккаунте кофейни «Море внутри тебя», когда активно искали повара. Рилс набрал 3000 просмотров, 23 отклика, два кандида дошли до собеседования, а один из них стал поваром в заведении. Еще 14 человек сделали репост ролика, возможно, они отправляли его знакомым, для которых эта вакансия актуальна

Этот ролик опубликовали в аккаунте кофейни «Море внутри тебя», когда активно искали повара. Рилс набрал 3000 просмотров, 23 отклика, два кандида дошли до собеседования, а один из них стал поваром в заведении. Еще 14 человек сделали репост ролика, возможно, они отправляли его знакомым, для которых эта вакансия актуальна

Как использовать рилс для поиска сотрудников

Не получится назвать формулу, чтобы создать вовлекающий ролик, который попадет в рекомендации и привлечет целевых кандидатов. Алгоритмы Инстаграма* работают так, что популярными могут стать ролики разного качества и формата.

пончиковая ищет повара
пончиковая ищет повара

С помощью рилс пончиковая ищет повара. Вакансию преподносят через историю: владелица заведения рассказывает, что ей сложно готовить самой и ей нужен помощник. В ролике озвучивают условия работы. Видео набрало 160 000 просмотров и 191 репост. Люди интересуются вакансией и задают о ней вопросы в комментариях

пончиковая ищет повара
пончиковая ищет повара

С помощью рилс пончиковая ищет повара. Вакансию преподносят через историю: владелица заведения рассказывает, что ей сложно готовить самой и ей нужен помощник. В ролике озвучивают условия работы. Видео набрало 160 000 просмотров и 191 репост. Люди интересуются вакансией и задают о ней вопросы в комментариях

С помощью рилс пончиковая ищет повара. Вакансию преподносят через историю: владелица заведения рассказывает, что ей сложно готовить самой и ей нужен помощник. В ролике озвучивают условия работы. Видео набрало 160 000 просмотров и 191 репост. Люди интересуются вакансией и задают о ней вопросы в комментариях
поиск бариста в кофейню
поиск бариста в кофейню

А в этом рилс Море внутри тебя ищут бариста в кофейню. У ролика другой формат — в нем обыгрывают известный мем про ожидание и реальность. Вся информация о вакансии была в описании к ролику. В итоге видео набрало 14 000 просмотров, 192 отклика — трое кандидатов попали на собеседование

поиск бариста в кофейню
поиск бариста в кофейню

А в этом рилс Море внутри тебя ищут бариста в кофейню. У ролика другой формат — в нем обыгрывают известный мем про ожидание и реальность. Вся информация о вакансии была в описании к ролику. В итоге видео набрало 14 000 просмотров, 192 отклика — трое кандидатов попали на собеседование

А в этом рилс Море внутри тебя ищут бариста в кофейню. У ролика другой формат — в нем обыгрывают известный мем про ожидание и реальность. Вся информация о вакансии была в описании к ролику. В итоге видео набрало 14 000 просмотров, 192 отклика — трое кандидатов попали на собеседование

Заранее сложно предугадать, какой ролик завоюет внимание аудитории. Но у нас есть универсальные советы, которые помогут собрать большее число откликов:

  1. Экспериментируйте с форматами. Чтобы ролик увидело как можно больше людей, попробуйте рассказать про вакансию в разных рилс. К примеру, можно снять смешной ролик под популярный звук, опубликовать видео с «говорящей головой», сделать видео по трендовому шаблону. Смотрите, что сейчас популярно в социальной сети, и пробуйте адаптировать под себя.
  2. Упростите сотруднику поиск. Кандидату должно быть удобно с вами связаться, поэтому не стоит оставлять номер телефона только в описании к ролику. Его нельзя оттуда скопировать, и многим неудобно переписывать цифры, поэтому они могут не откликнуться только по этой причине. Оставьте в шапке профиля кликабельный номер телефона или ссылку на чат с нанимающим менеджером.
  3. Просите людей сделать репост ролика. Возможно, ролик увидит человек, которому вакансия не интересна, но она актуальна для его знакомого или друга. Попросите в описании или в конце ролика сделать репост. Иногда людям нужно напоминать об этом, и они вспоминают подходящую кандидатуру.

Не бойтесь выкладывать сразу несколько роликов с вакансией, так вырастает вероятность, что хотя бы один из них увидят потенциальные кандидаты.

Как упростить поиск сотрудников

Когда используете соцсети для поиска кандидатов, стоит помнить, что отклики могут быть нецелевыми, а еще использовать и другие каналы.

Отсеивайте нецелевых кандидатов. Допустим, предприниматель снял смешной ролик, где рассказывает про вакансию бариста. Рилс попал в тренды, и его увидели люди из разных городов, а сотрудника ищут в Саратове. На вакансию могут начать откликаться люди из других городов — буквально забить неактуальными письмами почту.

Чтобы упростить отбор кандидатов, старайтесь в описании к ролику или в самом видео уточнить, в каком городе ищете сотрудника. Лучше продублировать дважды — люди склонны пропускать часть информации.

Если у вас нет рекрутера, можете создать простенький телеграм-бот с уточняющими вопросами — и давать соискателям ссылку на него. Бот отсеет часть нецелевых откликов, до общения с вами доберутся только подходящие кандидаты.

«Нецелевые заявки нам помогает отфильтровать чат-бот, который мы используем для найма сотрудников. У нас настроена воронка для отбора кандидатов. Это работает так:

  • человек видит ролик в соцсети;
  • в описании читает, что в директ нужно написать кодовое слово, если ему интересна работа;
  • пишет кодовое слово — и в ответ получает ссылку на телеграм-бот;
  • бот автоматически присылает уточняющие вопросы и отбирает подходящих кандидатов;
  • когда бот отобрал кандидатов, мы смотрим его резюме, связываемся и приглашаем на собеседование.

Подобный телеграм-бот стоит настроить, если часто открываете разные вакансии, у вас нет рекрутера и вы не хотите отбирать десятки сообщений вручную. Чтобы запустить подобный бот в своем проекте, можно обратиться к разработчикам на фрилансе».

Александра Афанасьева

Александра Афанасьева

Владелец сети кофеен «Море внутри тебя», автор телеграм-канала о бизнесе

Создать бота можно через специальные сервисы вроде SendPulse.

Пример бота «Море внутри тебя»
Пример бота «Море внутри тебя»

Пример бота Море внутри тебя. Кандидат из Инстаграма* попадает в бот, в котором его знакомят с условиями работы, командой кофейни и просят заполнить анкету с информацией о себе

Пример бота Море внутри тебя. Кандидат из Инстаграма* попадает в бот, в котором его знакомят с условиями работы, командой кофейни и просят заполнить анкету с информацией о себе

Используйте и другие каналы поиска. Если использовать что-то одно, охват будет ограничен — поиск сотрудника может затянуться. Чтобы найти подходящего кандидата как можно быстрее, можно использовать:

  • рекрутинговые сайты, например HeadHunter;
  • группы во ВКонтакте по поиску работы вроде «Работа в Томске»;
  • сайты с досками объявлений — как Авито;
  • собственные соцсети: возможно, знакомым актуальна вакансия или они знают тех, кому она подойдет;
  • объявления на остановках или около подъездов.

Еще вакансию можно разместить в группах во ВКонтакте, где есть потенциальные кандидаты. Например, если ищете официантов, вакансию можно опубликовать в паблике ближайшего университета. Узнать про другие каналы поиска и спросить рекомендацию у опытных предпринимателей можно в бизнес-сообществах. Например, в чате Бизнес-секретов для владельцев общепита.

* Соцсеть «Инстаграм» принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.

Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Инга Карнаухова
Инга Карнаухова

Как вы ищете сотрудников? Поделитесь способами в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации