Сеть магазинов мужской одежды HENDERSON 2 ноября провела первичное публичное предложение акций — IPO — на Московской бирже и привлекла
Рассказываем, какой путь проделала компания, история которой началась ровно 30 лет назад.
1990-е: мужские рубашки и рискованный бизнес
Основатель и президент дома моды HENDERSON Рубен Арутюнян запустил свой бизнес в 1993 году. Тогда он с партнерами создал компанию, которая занималась дистрибуцией модной повседневной одежды и детских игрушек из США.
В 1996 году фирма Арутюняна начала работать с небольшой польской компанией LPP Group. У нее было несколько брендов, в том числе HENDERSON, под которым производились мужские рубашки и нижнее белье.
Как рассказывал позднее Арутюнян, в России в то время никто не платил вперед, платили не вовремя, курсы валют прыгали иногда в два-три раза, то есть бизнес был подвержен многочисленным рискам. С 1998 года его компания начала открывать небольшие магазины площадью 40—50 м² с небольшим ассортиментом.
Интересы HENDERSON на российском рынке в 1990‑е годы представляло
2000-е: развитие собственного бренда
Российский бизнес HENDERSON разрастался, фирменные салоны бренда появлялись в торговых центрах Москвы. Кроме того, российская компания-дистрибьютор помогала польским партнерам открывать магазины другого бренда — Reserved.
В конце концов владельцы российской «дочки» поняли, что им хочется заниматься своим брендом больше, чем быть частью большой компании. К тому моменту поляки уже были крупными игроками рынка массмаркета, вспоминал Арутюнян.
В итоге в 2003 году компания LPP продала права на торговую марку HENDERSON российской компании. Для развития обновленного бренда создали собственное подразделение дизайна и развития торговой марки.
В 2007 году сеть насчитывала 46 салонов в 17 крупных городах России, а осенью 2008 года открылся флагманский салон HENDERSON на Тверской улице в Москве.
* Данные с сайта компании и из интервью Рубена Арутюняна.
2010-е: знаменитости и расширение магазинов
Для дальнейшего продвижения ретейлер начинает активно сотрудничать со спортивными клубами и со знаменитостями из разных сфер. Например, с дрессировщиками тигров Артуром и Кариной Багдасаровыми, хоккеистом Ильей Ковальчуком, актером Константином Хабенским и юмористом Гариком Мартиросяном. Компания спонсирует гастрольные туры артистов и спортивные первенства.
В 2017 году HENDERSON начал развивать стратегию по расширению площадей своих магазинов в два или три раза. Ее развитие продолжается и сегодня.
Стратегия в том, что компания закрывает салоны площадью до 200 м² и открывает магазины площадью до 700 м² в тех же торговых центрах. При этом локация часто меняется на более выгодную. Это позволяет представить клиентам гораздо больший ассортимент.
В том же году компания запустила услугу индивидуального пошива мужских рубашек, костюмов, пиджаков и верхней одежды HENDERSON Su Misura. Еще через два года запустили услугу индивидуального пошива рубашек для женщин HENDERSON Su Misura Donna.
Параллельно компания диверсифицирует бизнес и представляет премьерную коллекцию мужской косметики по уходу за кожей лица, созданную на основе растительных ингредиентов.
2020-е: интернет-продажи и выход на IPO
Во время пандемии выросла популярность онлайн-продаж. Как и другие ретейлеры, HENDERSON начал расширяться в этом направлении: с 2020 года компания работает с маркетплейсами — коллекция бренда появилась на Ozon, Lamoda и Wildberries. В 2022 году HENDERSON выпустил мобильное приложение, которое доступно на платформах Android и iOS.
При этом компания по-прежнему делает акцент на офлайн-продажах в своих салонах. Эксперты Infoline-аналитики говорят, что сегмент мужской формальной деловой одежды очень устойчив к проникновению маркетплейсов, поскольку мужской костюм нужно выбрать, померить, а это сложно сделать в онлайне. Кроме того, HENDERSON предлагает сервис пошива и подгонки по фигуре.
По подсчетам Infoline, доля HENDERSON по выручке составляет около 2% на рынке мужской одежды и обуви, компания сегодня — лидер среди других специализированных сетей по продаже мужской одежды.
Также в 2022 году компания вышла на международный рынок — открылись два салона в столице Армении Ереване.
* Данные из финансовой отчетности компании.
Мнение эксперта
Во время ноябрьского IPO HENDERSON привлек более 40 000 новых инвесторов в структуру акционерного капитала. В компании утверждают, что совокупный спрос от инвесторов превысил предложение в несколько раз по верхней границе диапазона.
Эксперты считают, что компания выбрала правильное время для IPO на фоне ухода из России западных компаний.
«Ситуация на рынке товаров легкой промышленности неоднозначна, но в то же время уход целого ряда участников рынка позволяет усилить свои позиции таким компаниям, как HENDERSON.
HENDERSON — достаточно известный и стабильный участник рынка. Но сегмент рынка мужской одежды достаточно узок и очень подвержен внешним воздействиям и факторам.
В условиях оторванности от мирового рынка ценных бумаг недостаток интересных и новых предложений на фондовом рынке создает повышенный спрос на акции. HENDERSON вызвал определенный интерес, в том числе и тем, что российские fashion-сети ранее не были представлены на фондовом рынке».
Андрей Карпов
Президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла
Привлеченные от продажи бумаг деньги HENDERSON планирует направить на развитие сети — в частности, на увеличение площади уже существующих магазинов и открытие новых, а также на строительство нового распределительного центра.