Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Бизнес стал чаще обращаться к службам доставки. Как это повлияло на их работу?


За последний год 65% российских компаний стали чаще пользоваться курьерской доставкой, показало исследование информационно-аналитического агентства TelecomDaily на основе опроса 200 компаний.

Около 48% респондентов говорят и об увеличении числа курьеров по сравнению с 2022 годом. При этом почти 71% компаний со своим штатом курьеров привлекают к доставке сторонние организации, так как не могут удовлетворять растущий спрос своими силами.

Популярность курьерской доставки последние годы непрерывно и быстро растет на фоне развития интернет-торговли и маркетплейсов. Согласно прошлогоднему исследованию банка «Русский стандарт», число онлайн-заказов с курьерской доставкой в январе-октябре 2022 года выросло почти в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Мы спросили у представителей служб доставки из разных регионов России, с чем они связывают рост спроса на свои услуги, какие товары чаще всего доставляют и каковы перспективы у этого рынка.

Мария Азьмакова, управляющая службы доставки ВМИГ, Ижевск и Пермь

Мария Азьмакова, управляющая службы доставки ВМИГ
Мария Азьмакова, управляющая службы доставки ВМИГ

Мария говорит, что из-за роста числа заказов ее службе доставки требуется вдвое больше курьеров

Мария говорит, что из-за роста числа заказов ее службе доставки требуется вдвое больше курьеров

Число заказов в этом году у нас увеличилось примерно на 70%. Спрос на курьерскую доставку вырос потому, что многим компаниям не хватает курьеров. Бизнесы, которые ранее держали своих курьеров, стали обращаться к нам, поскольку их штат рассыпался. Но и у нас та же кадровая проблема: одних курьеров призвали служить по мобилизации, другие ушли работать на оборонные заводы, где предлагают большие зарплаты. Поэтому людей не хватает, и это очень острый вопрос.

Количество курьеров за год у нас сократилось примерно на 50%. Нам надо увеличить штат примерно вдвое из-за роста числа заказов. Мы ежедневно размещаем новые вакансии курьеров, но откликов нет.

Мы уже подняли зарплату на 10% для соискателей, хотя суммы выплат и условия труда у нас и так лучше, чем у других компаний в наших городах.

Самая популярная категория товаров у нас в доставке — еда. Мы доставляем из ресторанов пиццу, роллы, хлебобулочные изделия, торты.

Еще одна популярная категория — все, что связано с праздниками: цветы, воздушные шары.

Также мы доставляем одежду и обувь с примеркой, а еще запчасти для автосервисов.

Я думаю, что в ближайшие полгода-год спрос на курьерскую доставку продолжит расти. Менталитет у нас такой, что людям проще заказать доставку, чем пойти в магазин. Самое главное, чтобы были курьеры.

Яндекс Доставка: спрос на курьеров растет, а вместе с ним — и доходы сотрудников

По нашим данным, спрос на курьеров в Москве и Петербурге в первом полугодии вырос примерно на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Мы видим несколько причин сложившейся ситуации. С одной стороны, это развитие интернет-торговли и, соответственно, рост спроса на доставку. С другой — сокращение трудовой миграции, очень низкая безработица. Число поисковых запросов «работа курьером» за год снизилось на 30%, если сравнивать данные июля 2023 и 2022 годов.

Дефицит курьеров и конкуренция за исполнителей повышают стоимость привлечения новых курьеров для компаний. По расчетам наших партнеров, в Москве этот показатель за год вырос почти в 4 раза, а в Санкт-Петербурге — на 40%. Средний доход курьеров в Москве за год вырос почти на треть.

Чтобы поддерживать баланс спроса и предложения в сервисе, мы используем технологии, которые позволяют объединять заказы от одного или разных отправителей. Так курьер может доставить больше посылок за меньшее время.

Из-за дефицита исполнителей на рынке выросла конкуренция за курьеров. Причем за исполнителей конкурируют не только сервисы доставки, маркетплейсы и интернет-магазины, но и компании из других отраслей — например, из строительства и сельского хозяйства. Весной и летом многие курьеры уходят на сезонные работы, где обещают доход выше.

Спрос на курьерскую доставку будет расти из-за роста электронной коммерции, роста популярности e-grocery и сервисов доставки готовой еды. Требования потребителей к срокам доставки тоже растут. Люди уже привыкли получать с экспресс-доставкой не только продукты, но и непродовольственные товары.

Пресс-служба Яндекс Доставки

Денис Смелов, коммерческий директор службы доставки Dalli, Москва и Санкт-Петербург

Денис Смелов, коммерческий директор службы доставки Dalli
Денис Смелов, коммерческий директор службы доставки Dalli

Служба доставки Dalli готовит курьеров к работе в специальном учебном центре, рассказывает Денис Смелов

Служба доставки Dalli готовит курьеров к работе в специальном учебном центре, рассказывает Денис Смелов

Количество заказов с января по июль у нас выросло на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Вырос спрос и на региональную доставку, поэтому мы постепенно открывали новые направления — Екатеринбург, Нижний Новгород, Тулу и другие.

Из-за выросшего объема доставок мы увеличили операционные мощности и сейчас арендуем в два раза больше складских площадей, чем в 2021 году. Штат курьеров увеличили на 45%.

Одна из ключевых причин роста спроса на доставку — активная цифровизация населения. Многие бизнесмены работают преимущественно в онлайне, и для покупателей после пандемии онлайн-шопинг стал привычным. Это в большей степени характерно для городов-миллионников.

Мы возим такие товары, как одежда, косметика, электроника, товары народного потребления, детские товары, сувениры и подарки, аксессуары, книги, бижутерия, товары для дома. Например, доставляем товары премиум-магазинов: ЦУМ, Снежная королева, DeLonghi, SOKOLOV, Henderson, Oskelly, Ralf Ringer.

Особое внимание уделяем набору и обучению линейного персонала. У нас есть свой учебный центр, где будущие курьеры знакомятся со спецификой бизнеса, партнерами, требованиями по доставке определенных брендов. Курьер — это самый настоящий амбассадор бренда, поэтому его важно обучить не только основным навыкам, но и soft skills: умению грамотно и корректно выражаться, вежливости, обходительности.

После обучения курьер выходит на маршрут с наставником и только затем получает тестовый полигон — первый самостоятельный маршрут. Это своего рода стажировочный день, по результатам которого мы понимаем, насколько хорош курьер, знает ли он город, как взаимодействует с получателями и с коллегами.

Ситуация с конкуренцией на рынке курьерской доставки неоднозначная. Уход крупных зарубежных курьерских компаний дал возможность расширяться и занимать освободившиеся направления доставки. Но нехватка складских помещений, дефицит курьеров не позволяют проводить экспансию в регионы так быстро, как хотелось бы.

Уверен, что рынок продолжит пополняться новыми службами доставки. Мы уже замечаем рост количества курьерских служб в городах-миллионниках, потому что рынок доставки там только начинает набирать обороты, в то время как Москва постепенно приходит к перенасыщению.

Илона Матрафайло, управляющая службы доставки для бизнеса PROFI, Сыктывкар

Илона Матрафайло, управляющая службы доставки для бизнеса PROFI
Илона Матрафайло, управляющая службы доставки для бизнеса PROFI

Илона говорит, что ее компания старается свести к минимуму текучку персонала на фоне кадрового голода

Илона говорит, что ее компания старается свести к минимуму текучку персонала на фоне кадрового голода

Мы работаем три с половиной года, и за это время число заказов удвоилось. Сейчас особую роль играют сроки доставки — например, нужно доставить что-то в течение 30 минут или часа. Чем точнее соблюдаются сроки, тем выше рейтинг у компании.

Поскольку спрос на доставку в этом году увеличился на 15—20%, выросло и число курьеров. Сейчас у нас на смену выходит больше человек, чтобы охватить больше заявок.

Мы повысили зарплату курьерам на 15%. Если раньше у нас была только оплата за заказ, теперь есть еще и отдельная почасовая оплата. Это мотивирует курьеров, ведь для персонала важно получить деньги за выход вне зависимости от количества заявок.

Мы стараемся свести к минимуму текучку персонала, чтобы ребята у нас работали долго и качественно, особенно на фоне кадрового голода.

Доставляем чаще всего цветы и цветочные композиции. Также очень популярны кондитерские изделия: зефиры, торты, пирожные. В целом заявки на доставку еды составляют около половины от всех доставок. В основном спрос на качественную индивидуальную работу, даже если цена на нее выше.

Я думаю, рынок будет расти. Люди любят экономить время, и те, кто попробовал доставку, быстро к этому привыкают — это удобно и быстро. Компаниям это тоже экономит время — например, документы можно отправить экспресс-доставкой.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Чингис Санжиев

Отлично


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации