Мы собрали подборку главных бизнес-трендов 2023 года. Рассказываем, с какими вызовами столкнулись предприниматели в прошлом году и как на них реагировали.
Тренд № 1. Релокация
О чем речь. В 2022 году случилась крупная волна эмиграции из России. По разным данным, страну покинуло от 400 000 до 800 000 человек.
Как это повлияло на бизнес. Те, кто перевез свой бизнес за рубеж, столкнулись с проблемой поиска клиентов. А еще им пришлось перестраивать бизнес-процессы — например, искать новые рекламные каналы, оптимизировать сайты под англоязычный рынок. Кто-то быстро приспособился к новым условиям и вырос в оборотах, другие переживали финансовые трудности.
Бизнес, чьи сотрудники релоцировались, тоже ждут изменения. С 1 января 2024 года вступят в силу новые правила уплаты НДФЛ за сотрудников за рубежом. Компаниям и ИП придется удерживать налог по ставке 13 или 15% и с доходов сотрудников, за которых сейчас можно не платить вовсе — то есть за нерезидентов, которые работают из-за рубежа, если это место работы указано в их договоре с российским бизнесом.
На фоне всех этих изменений к концу 2023 года часть релокантов вернулась в Россию. Financial Times оценила их долю в 15%, а компания «Финион» заявила о «порядка 40%».
Тренд № 2. Маркировка рекламы в интернете
О чем речь. С сентября 2023 года за распространение рекламы в интернете без маркировки рекламодателям и распространителям грозят штрафы от 30 000 до 500 000 ₽.
На рекламных сообщениях должна быть пометка о рекламе, информация о рекламодателе и токен — специальный код.
В течение года ФАС и Роскомнадзор давали дополнительные пояснения о том, как законно работать с интернет-рекламой.
Как это повлияло на бизнес. Несмотря на то, что бизнес предупреждали о требованиях по маркировке заранее, перестроиться на новые рельсы успели не все. Предприниматели жаловались на то, что рекомендации ведомств противоречат друг другу, блогеры не хотят ставить пометки, а нативность интеграций пропала.
В итоге, например, в Телеграме на сентябрь 2023 года не было пометок у 53% рекламных публикаций.
В сентябре в России возбудили первое дело за отсутствие маркировки в Телеграме — в отношении владельца телеграм-канала «Мой Нижний Новгород». За 16 постов без пометок его оштрафовали на 2000 ₽.
Штраф в 150 раз больше в ноябре выписали владелице телеграм-канала об автомобилях «Лиса рулит» — 300 000 ₽ за сообщения без рекламных пометок.
Тренд № 3. Новые правила работы с военкоматами
О чем речь. В сентябре 2022 года Владимир Путин объявил частичную мобилизацию. С тех пор правила взаимодействия бизнеса с военкоматами менялись несколько раз.
Как это повлияло на бизнес. Работодателям приходится внимательно следить за всеми изменениями, чтобы не попасть под штрафы. Некоторые штрафы за военно-учетные нарушения с 1 октября 2023 года выросли в сто раз — с 1000—3000 до 500 000 ₽. О том, как правильно вести воинский учет, писали в отдельной статье.
Тренд № 4. Дефицит сотрудников
О чем речь. Весь год исследователи наблюдают дефицит персонала на рынке труда. Особенно остро российским компаниям не хватает курьеров, сотрудников в гостинично-ресторанном секторе и транспортных компаниях.
Как это повлияло на бизнес. Найти сотрудников становится все сложнее, поэтому компании обучают людей с нуля, а иногда владельцы бизнеса сами становятся многостаночниками: управляют компанией и при этом варят сыр или шьют одежду.
Чтобы удержать действующих сотрудников, предприниматели повышают оклады и работают с мотивацией персонала. Часть задач бизнес автоматизирует, чтобы справиться с нехваткой рабочих рук.
Тренд № 5. Нейросети в бизнесе
О чем речь. В 2023 году нейросети все активнее проникают в бизнес. Например, рекламные площадки и маркетплейсы используют их, чтобы генерировать изображения товаров. Это помогает предпринимателям экономить время и деньги.
Как это повлияло на бизнес. Предприниматели поддерживают тренд: используют ИИ, чтобы облегчить себе работу. Например, составляют с помощью нейросетей описания товаров на маркетплейсах, рисуют иллюстрации для постов, дорабатывают лекала одежды.
Работая с нейросетями, важно помнить про права интеллектуальной собственности. Например, если вы работаете с нейросетью Midjourney, по условиям использования проекта весь созданный ей контент принадлежит Midjourney и предоставляется вам на условиях некоммерческой лицензии Creative Commons Noncommercial 4.0 Attribution International (СС 4.0).
Решения, которые избавят бизнес от рутинных задач, собрали в отдельной статье.
На мой взгляд, нет проблем в каждой из выше перечисленное категории, я в каждой из котегориях, поэтапно сталкивался, и теперь я на собственном опыте знаю что система должна быть в каждую котегорию, и нет не с чем проблем.
Вся сложность в простате.
И чем мы дальше идём вперёд, тем очевидно всё становится, и то что кажется сложностью, оказывается прошлым. Всем успеха.