Искусственный интеллект в 2024 году — уже не модный тренд, а необходимость для бизнеса, которому важно не отставать от конкурентов. Нейросети использует в работе четверть российских компаний, причем половина из них применяет ИИ ежедневно, а почти треть — не реже 2—4 раз в неделю, показало исследование сервиса «Авито Работа» и банка «Точка».
Каждый день с ИИ работают предприятия из разных крупных сфер экономики, например:
- транспорт и логистика — 67%;
- гостинично-ресторанный бизнес — 59%;
- банкинг — 58%;
- торговля — 56%;
- медицина — 55%.
Люди уже воспринимают нейросети как часть повседневной жизни: они привыкли к комфорту умного дома, ежедневно пользуются помощью виртуальных ассистентов и потребляют контент на основе предложений рекомендательных систем.
Одно из самых перспективных направлений применения ИИ — это маркетинг и продажи, утверждают эксперты. Нейросети избавляют бизнес от рутинной обработки заказов, автоматизируя процессы от первого касания до заключения сделки, а еще помогают с рекламным контентом. О том, как использование ИИ в продажах помогает укрепить позиции на рынке и улучшить бизнес-показатели, нам рассказали эксперты:
- Руководитель проекта Serverspace, входящего в корпорацию ITG, Андрей Смирнов.
- Основатель платформы CognitiveAI Роман Бондаренко.
- Руководитель группы Data Science департамента аналитических решений ГК «Корус консалтинг» Екатерина Торсукова.
Специалисты рассказали, какие задачи передать ИИ, чтобы сэкономить время и деньги, и назвали лучшие сервисы, доступные даже для небольших компаний.
С какими задачами ИИ помогает в продажах
Сегодня ИИ — это инструмент, доступный для бизнеса любого размера, который открывает множество возможностей для повышения эффективности продаж и маркетинга, отметил Андрей Смирнов. Работа нейросети аналогична функционированию человеческого мозга: вычислительные элементы обмениваются информацией подобно нейронам, благодаря чему система способна анализировать, находить закономерности и обучаться. При этом ИИ способен обрабатывать данные в гораздо больших объемах, чем человек, и в этом главное преимущество технологии. По словам Андрея Смирнова, в продажах эти навыки нейросетей могут помочь:
- анализировать поведение клиентов;
- прогнозировать спрос;
- автоматизировать воронку продаж;
- генерировать идеи и контент;
- персонализировать предложения.
Анализировать поведение клиентов. С помощью ИИ можно изучать предпочтения, привычки и мотивы клиентов. Такие инструменты помогают делить аудиторию на сегменты и адаптировать предложения для каждого из них.
Прогнозировать спрос. ИИ-модели предсказывают, какие товары или услуги будут наиболее востребованы в будущем. Это позволяет бизнесу оптимизировать запасы, уменьшать затраты и избегать дефицита товаров.
Автоматизировать воронку продаж. Нейросети могут отслеживать и анализировать этапы воронки продаж, то есть пути, который проходит покупатель от знакомства с продуктом до его покупки. Система будет самостоятельно выявлять узкие места в этом процессе и предлагать способы их устранения.
Генерировать идеи и контент. Нейросети помогают быстро создавать маркетинговые тексты и изображения, сценарии для рекламных кампаний или даже концепты новых продуктов.
Персонализировать предложения. ИИ может подбирать товары или услуги, которые максимально соответствуют интересам клиента, повышая вероятность покупки.
С большинством этих задач помогают чат-боты — одна из самых востребованных ИИ-разработок в продажах, отметил Роман Бондаренко. Например, они оптимизируют работу службы поддержки: не только разгружают сотрудников, но и анализируют диалоги и подсказывают, как лучше взаимодействовать с аудиторией для повышения ее лояльности. Кроме того, через бота можно настроить процесс оформления заказа — но перед этим важно принять меры по сохранению персональных данных, предупредил эксперт.
На какие сервисы обратить внимание
На рынке ИИ-разработок для продаж и маркетинга доступны как сервисы для выполнения отдельных задач, так и комплексные решения. Расскажем о бесплатных узкоспециализированных сервисах, которые пользуются наибольшим спросом.
Yandex DataLens. Бесплатный облачный конструктор для создания отчетов. В нем можно рисовать диаграммы, строить таблицы и объединять несколько визуализаций в один дашборд, а затем отслеживать там выбранные показатели бизнеса.
ChatGPT. Чат-бот, который генерирует тексты и анализирует информацию. Он может подготовить тексты для рассылки и соцсетей, ответы для клиентов, вопросы для собеседования, скрипты для менеджеров, описание нового продукта — все, что вам потребуется. Инструмент также можно использовать для анализа внутренних данных и рынка: бот выделит тенденции, перечислит конкурентов, сформулирует краткие выводы из отчетов. Количество бесплатных запросов в месяц ограничено, дальше потребуется платная подписка.
В России уже появился аналог сервиса от Яндекса — YandexGPT. 10 запросов в час — бесплатно.
Kandinsky. Нейросеть для генерации изображений и видео. По скрипту создаст нужную вам картинку для презентации, поста в соцсети, карточки товара или поменяет под ваши цели ту, которую вы загрузите самостоятельно.
Wepik. Сервис для создания презентаций. Бесплатно сгенерирует от 6 до 20 слайдов. Можно выбрать стиль презентации, отредактировать результат и добавить свои элементы, скачать готовый файл в PDF или сгенерировать ссылку на него.
Платные сервисы для решения конкретных задач — Retail Rocket и Calltouch, рассказал Андрей Смирнов. Первый идеален для анализа покупательского поведения в e-commerce, его цена начинается от 15 000 ₽ в месяц. Второй представляет собой систему для анализа звонков и управления рекламой, используемой в продажах, и стоит от 5 400 ₽ в месяц. Роман Бондаренко также посоветовал зарубежные решения Yesware или Vendasta, которые помогают отделу продаж эффективнее управлять лидогенерацией и оптимизировать работу с клиентами через email-рассылки, и сервис Gong — позволяет анализировать разговоры отдела продаж, включая телефонные и личные беседы.
Более сложные решения — всегда платные, продолжил эксперт. В России уже разработали несколько комплексных сервисов для помощи в продажах.
GPT-ассистент от «1С-Коннект». Этот инструмент использует передовые языковые модели для выполнения различных задач: генерации идей и текстов, анализа и обработки текстовой информации, транскрибации и резюме встреч. Подходит для автоматизации бухгалтерии и логистики с ИИ-элементами. Цена — от 1 660 ₽ в месяц.
AI-ассистент от Bitrix24. Аналогичный инструмент для CRM и автоматизации процессов. Цена — от 1 000 ₽ в месяц.
GPT API от Serverspace. Интегрируется в приложение бизнеса с помощью кода и подходит для любого вида задач: чат-боты, перевод языков, генерация контента. Стоимость — 150 ₽ за 1 миллион входящих или исходящих токенов.
Есть и зарубежные решения, по-прежнему доступные в России.
Microsoft Dynamics 365. Бизнес-приложения CRM и ERP со встроенным ИИ. Подходит для управления продажами, маркетингом и клиентским сервисом. Цена — от 50 000 ₽ в месяц.
Salesforce Einstein — для тех, кто использует CRM-систему Salesforce. Анализирует поведение клиентов, предсказывает будущие продажи на основе реальных данных и дает рекомендации. Благодаря интеграции с CRM-системой Salesforce автоматизирует рутинные задачи, такие как обработка заявок, прогнозирование доходов и управление контактами. Стоимость Salesforce Einstein начинается от 25 000 ₽ в месяц.
Когда нужна помощь специалистов в сфере ИИ
Малый и средний бизнес может внедрить ИИ самостоятельно, если решение относительно простое и предназначено для узкого круга задач, например генерации текста или автоматизации рассылок, рассказал Андрей Смирнов. Использовать доступные нейросети, такие как ChatGPT или YandexGPT, небольшие компании могут в одиночку, подтвердил Роман Бондаренко. Нужно лишь разработать логику работы, подключить нейросеть и загрузить необходимые материалы, так называемую базу знаний, на которую нейросеть будет опираться для выполнения задач компании.
Но если у компании есть свободные деньги на развитие, а на рынке нет готовых решений, которые можно взять без изменений или адаптировать под свои нужды, — конечно, стоит обратиться к специалистам, продолжил Роман Бондаренко. Их помощь также понадобится при реализации сложных проектов — например, при создании модели прогнозирования продаж, которая учитывает уникальные бизнес-процессы или просчитывает финансовые модели, рассказал Андрей Смирнов.
Если у компании нет опыта внедрения продуктовых решений в области ИИ, есть высокая вероятность совершить все типовые ошибки — в этом случае лучше частично или полностью воспользоваться внешней экспертизой, чтобы снизить риски, отметила Екатерина Торсукова. Важно понимать, что разработка собственных решений на базе ИИ — это не только сами методы и алгоритмы, но и инфраструктура для них, отметила она.
Чтобы развернуть собственную нейросеть, потребуется мощный сервер, его аренда может обойтись примерно в 100 000 ₽ в месяц, рассказал Роман Бондаренко. Собственное оборудование, по самым скромным подсчетом, может потребовать вложений от 300 000 ₽. Кроме того, потребуется настройка, обучение, разработка и дальнейшее обслуживание — для этого нужны отдельные специалисты в штате. По словам Екатерины Торсуковой, кастомизация ИИ-решений в среднем может стоить от 50 млн рублей и выше в зависимости от отраслевого направления и конкретных задач. Такое удовольствие доступно не всем компаниям, поэтому в большинстве случаев оптимальным решением будет использование готовых сервисов — они значительно дешевле и сопровождаются поддержкой и регулярными обновлениями.
Главное
- ИИ — инструмент, доступный для бизнеса любого размера, который повышает эффективность продаж и маркетинга. Нейросети помогают с анализом поведения клиентов, прогнозированием спроса, автоматизацией воронки продаж, генерацией идей и контента и персонализацией продукта под покупателя.
- На рынке ИИ-разработок для продаж и маркетинга доступны как сервисы для выполнения отдельных задач, так и комплексные решения. Среди узкоспециализированных решений в продажах больше всего пригодятся, например, Yandex DataLens, ChatGPT, Kandinsky, Retail Rocket и Calltouch. Среди более сложных сервисов эксперты выделяют ИИ-ассистентов от сервисов «1С-Коннект» и Bitrix24, а также Microsoft Dynamics 365 и Salesforce Einstein.
- Небольшой бизнес может внедрить ИИ самостоятельно, если решение относительно простое и предназначено для узкого круга задач. За реализацией сложных проектов, таких как модель прогнозирования продаж или просчитывание финансовых моделей, лучше обратиться к специалистам.
Уже используете нейросети в вашем бизнесе?