Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как зарегистрироваться в ЕИС и аккредитоваться на электронных площадках


Регистрация на портале госзакупок проходит в несколько этапов. Поставщику нужно получить квалифицированную электронную подпись, зарегистрировать себя и свой бизнес на Госуслугах, настроить браузер. В сумме это может занять до двух недель, хотя чаще всего процесс проходит быстрее.

Собрали подробную инструкцию, как зарегистрировать ИП или компанию на сайте госзакупок и получить доступ к электронным торгам.

Что такое ЕИС и что дает регистрация в ней

Портал госзакупок официально называется Единой информационной системой в сфере госзакупок — ЕИС. Это портал с информацией обо всех государственных тендерах, которые не содержат гостайну.

Главная страница ЕИС
Главная страница ЕИС

Главная страница ЕИС. В правой части страницы размещают все новости об изменении законов, связанных с закупками. Главные новости дублируются в карусели

Главная страница ЕИС. В правой части страницы размещают все новости об изменении законов, связанных с закупками. Главные новости дублируются в карусели

Это бесплатный сайт для поставщиков, заказчиков и представителей органов контроля. Вся информация публикуется в открытом доступе — это сделано специально, чтобы повысить прозрачность всей системы госзакупок.

Все поставщики обязаны регистрироваться в ЕИС, чтобы получить аккредитацию на восьми федеральных электронных площадках:

  1. Сбербанк — АСТ.
  2. Единая электронная торговая площадка — Росэлторг.
  3. Электронная площадка торгов «РТС-тендер».
  4. Национальная электронная площадка — ранее ЭТП ММВБ.
  5. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан «Заказ-РФ».
  6. Российский аукционный дом.
  7. Электронная торговая площадка «Газпромбанка».
  8. Электронная торговая площадка «ТЭК-торг».

Аккредитация позволяет участвовать в закупках по 44-ФЗ, 615-ПП, а также 223-ФЗ для малого и среднего бизнеса. Для участия в других тендерах по 223-ФЗ придется проходить отдельную регистрацию уже на самих площадках.

Регистрация в ЕИС для поставщиков действует три года. После этого поставщику нужно пройти процесс заново.

Что нужно для регистрации

Зарегистрироваться в ЕИС и стать поставщиками могут почти любые ИП и компании, кроме:

  • компаний, которые зарегистрированы в офшорных зонах;
  • компаний и граждан, которых Россия объявила иноагентами.

Вот что нужно сделать перед регистрацией на сайте госзакупок:

  1. Оформить квалифицированную электронную подпись.
  2. Настроить браузер.
  3. Установить программу «КриптоПро CSP».
  4. Установить плагин для работы с порталом госуслуг.
  5. Только для компаний — подготовить учредительные документы и заполнить заявление о согласии на совершение крупных сделок.

Квалифицированная электронная подпись — КЭП. Она нужна для того, чтобы удаленно и без личных встреч подписывать документы. Подпись можно хранить только на токене, который выглядит как флешка. Токен должен быть сертифицирован службой по техническому и экспортному контролю, ФСТЭК. КЭП — самый защищенный вид электронной подписи.

Есть два способа, как получить КЭП:

1. Купить пустой токен самостоятельно. Сделать это можно напрямую у сертифицированных производителей токенов «Аладдин Р.Д.», ESMART и «Рутокен» либо в магазинах этих же производителей на популярных маркетплейсах. Также токены продаются в вендинговых автоматах в некоторых отделениях налоговой. После покупки нужно лично идти в налоговую с пустым токеном.

2. Оформить подпись у доверенного лица удостоверяющего центра налоговой. В 2023 году доверенных лиц всего семь, в том числе и Т-Банк — актуальный список есть на сайте налоговой.

Как получить КЭП
Как получить КЭП

Получить токен с записанной на нем КЭП можно в Т-Банк. Так вам не придется отдельно покупать пустой токен и идти с ним в налоговую

Получить токен с записанной на нем КЭП можно в Т-Банк. Так вам не придется отдельно покупать пустой токен и идти с ним в налоговую

Получить КЭП и использовать ее может только человек, на которого она оформлена. Например, ваш бухгалтер не сможет получить вашу подпись даже по доверенности. Если вы хотите, чтобы бухгалтер тоже мог подписывать документы для госзакупок, ему нужна отдельная КЭП. Обычно подпись действует 15 месяцев, после этого ее переоформляют.

Настройка браузера. Для работы в личном кабинете в ЕИС подходят браузеры, которые совместимы с российской криптографией. Их всего четыре:

  • Яндекс Браузер — в нем рекомендует работать и сама ЕИС;
  • Google Chrome — поддерживает российскую криптографию;
  • Chromium-Gost — отечественный браузер, его интерфейс почти не отличается от Google Chrome;
  • Спутник — российский браузер, один из первых добавил поддержку отечественной криптографии.

Другие браузеры, например Safari, Microsoft Edge, Firefox или Opera, номинально поддерживают работу с российскими криптографическими системами, но могут выдавать ошибки. Работа в этих браузерах с госзакупками может быть нестабильной.

На сайте госзакупок есть раздел с приложением для автоматической настройки компьютера и браузера. Также автоматически настроить компьютер можно в личном кабинете Т-Банк Бизнеса в разделе «Электронные подписи» — «Настройка для подписи».

Установка программы «КриптоПро CSP». Это приложение необходимо для использования КЭП на компьютере. Программа позволяет создавать юридически значимую электронную подпись и проверять ее подлинность в процессе использования.

Лицензия КриптоПро на год обойдется в 1350 ₽, а за 2700 ₽ можно купить бессрочную лицензию. Для каждого устройства, на котором вы планируете использовать КЭП, нужна отдельная лицензия.

Установка плагина для работы с порталом госуслуг. О портале и его роли в процессе регистрации мы поговорим дальше, но плагин установим сразу.

Плагин — это специальная программа для работы с электронной подписью на портале госуслуг. Без плагина ее нельзя будет использовать.

Самый простой способ установить плагин — зайти на главную страницу портала госуслуг и выбрать «Вход с помощью электронной подписи» под основной формой.

Как войти на Госуслуги
Как войти на Госуслуги

Скачать плагин на компьютер можно, даже если нет учетной записи на портале госуслуг

Скачать плагин на компьютер можно, даже если нет учетной записи на портале госуслуг

Далее система попросит подключить токен с подписью к компьютеру. Делать это пока не обязательно — нужно нажать кнопку «Готово» и подождать, пока система просканирует компьютер. Если плагина нет, его предложат установить.

Как войти на Госуслуги с помощью КЭП
Как войти на Госуслуги с помощью КЭП

Вместе с описанием ошибки есть инструкция, которая поможет ее исправить

Вместе с описанием ошибки есть инструкция, которая поможет ее исправить

После нажатия на ссылку система сама определит, какая версия плагина подходит для вашего компьютера. Программа установки этого плагина скачается автоматически.

Учредительные документы. Если регистрируетесь как ИП, можете переходить к следующему разделу. Для регистрации компании в ЕИС понадобится копия устава.

Еще должно быть заполненное заявление о согласии на совершение крупных сделок. Оно определяет, в закупках какого масштаба компания будет участвовать. В качестве максимальной суммы можно выбрать любое число, например 50 млн рублей. Главное — его же потом указать в анкете ЕИС.

Форма документа будет отличаться в зависимости от того, сколько человек участвуют в капитале компании.

Регистрация на портале госуслуг

Перед регистрацией в Единой информационной системе нужно зарегистрироваться на Госуслугах. Через Госуслуги граждане получают доступ к Единой системе идентификации и аутентификации — ЕСИА. Благодаря этой системе предприниматель может без дополнительных проверок заходить на государственные сайты, в том числе и на портал госзакупок. Для участия в госзакупках руководителю нужно сделать собственный профиль на Госуслугах и добавить к нему профиль бизнеса.

Собственный профиль. ИП или руководителю компании нужно иметь подтвержденную учетную запись гражданина. Чтобы ее получить, ему нужно заполнить на сайте информацию о себе, а потом подтвердить ее. Есть несколько способов это сделать:

  • онлайн в своем банке, если он есть в списке;
  • с помощью электронной подписи;
  • лично в одном из центров обслуживания;
  • заказным письмом через Почту России.

Если у вас уже есть подтвержденный профиль на Госуслугах, просто зайдите на сайт под своими логином и паролем.

Профиль бизнеса. Нужно завести учетную запись для ИП или компании — на этом этапе понадобится электронная подпись. Зарегистрировать компанию на портале госуслуг может сам руководитель или представитель компании, у которого есть право действовать от лица компании без доверенности.

На сайте госуслуг нужно нажать на свое имя в верхнем правом углу и выбрать «Учетные записи и роли».

Учетная запись организации
Учетная запись организации

На открывшейся странице нужно добавить учетную запись ИП или организации в зависимости от того, что вы регистрируете

На открывшейся странице нужно добавить учетную запись ИП или организации в зависимости от того, что вы регистрируете
Как добавить организацию
Как добавить организацию

В новом окне нужно нажать кнопку «Добавить организацию» в правом верхнем углу или кнопку «Добавить» в блоке «Новая организация» — даже если вы регистрируете ИП

В новом окне нужно нажать кнопку «Добавить организацию» в правом верхнем углу или кнопку «Добавить» в блоке «Новая организация» — даже если вы регистрируете ИП

Дальше нужно заполнить регистрационную форму и отправить данные на проверку. После ее успешного завершения учетная запись появится на портале. Она будет привязана к профилю человека, который ее создал.

Руководители компаний могут добавить в личном кабинете сотрудников и делегировать им полномочия — они отличаются в зависимости от деятельности компании и доступных ей госуслуг. Чтобы сотрудника можно было привязать к компании, у него должна быть подтвержденная запись физлица в ЕСИА.

Регистрация на портале госзакупок

Зарегистрировать ИП на сайте госзакупок может только сам предприниматель, а компанию — только руководитель. Весь процесс состоит из пяти этапов:

  1. Вход в личный кабинет ЕИС.
  2. Авторизация через Госуслуги.
  3. Ввод сведений и загрузка документов для регистрации.
  4. Размещение данных о поставщике в реестре участников закупок.
  5. Отправка данных о включении в реестр участников закупок на электронные торговые площадки — ЭТП.

Вход в личный кабинет ЕИС. На портале госзакупок есть три варианта личных кабинетов, для регистрации компании как поставщика нужен «Личный кабинет участников закупок».

Личный кабинет участника закупок
Личный кабинет участника закупок

Поставщики могут использовать только личный кабинет участников закупок

Поставщики могут использовать только личный кабинет участников закупок

При первом входе в личный кабинет появится напоминание о том, что нужно установить для корректной работы в ЕИС. Если после нажатия кнопки «Продолжить работу» у вас не получается зайти в личный кабинет, проверьте настройки рабочего места.

ЕИС в закупках
ЕИС в закупках

Когда убедитесь, что проблем со входом в личный кабинет нет, поставьте галочку напротив пункта «Не показывать больше это сообщение»

Когда убедитесь, что проблем со входом в личный кабинет нет, поставьте галочку напротив пункта «Не показывать больше это сообщение»

Авторизация через ЕСИА. Если с настройками все в порядке, система перенаправит вас на сайт госуслуг. Здесь нужно нажать «Вход с помощью электронной подписи», выбрать свою компанию или ИП и ввести ПИН-код от электронной подписи.

После этого портал госуслуг попросит разрешение поделиться данными с порталом госзакупок. Среди них — просмотр ИНН, СНИЛС, мобильного телефона и сведений о компании. Без этого продолжить регистрацию нельзя.

Ввод сведений и загрузка документов. Вы снова на сайте госзакупок. В предложенном списке выберите пункт «Зарегистрировать нового участника». Если вы ИП — выберите из списка регистрацию физлица, если руководитель компании — регистрацию юрлица.

Участники госзакупок
Участники госзакупок

Список возможных участников госзакупок

Список возможных участников госзакупок

Система считает информацию с КЭП и предложит варианты, кого можно зарегистрировать. Выберите свой бизнес и нажмите «Продолжить».

Дальше появится анкета. Большая часть сведений автоматически подтянется из ЕСИА, остальное нужно заполнить вручную. Все сведения должны быть правдивыми.

В параметре «Максимальная сумма сделки» укажите то же число, что было в заявлении о согласии на совершение крупных сделок. О нем мы писали в самом начале статьи.

Когда будете оставлять контактные данные и адрес электронной почты, укажите те, которыми вы действительно пользуетесь. Это нужно, чтобы вы могли получать уведомления после подачи заявки на участие в госзакупках.

Если регистрируете компанию, в параметре «Максимальная сумма сделки» укажите то же число, что было в заявлении о согласии на совершение крупных сделок. О нем мы писали выше. Затем нужно загрузить сканы документов — устав компании и скан заявления о согласии на совершение крупных сделок.

Предупреждение об ошибке
Предупреждение об ошибке

Если каких-то документов не хватает или не все поля заполнены, система предупредит об этом

Если каких-то документов не хватает или не все поля заполнены, система предупредит об этом

После заполнения всех полей внимательно проверьте анкету, чтобы избежать ошибок. Потом нельзя будет вернуться и что-то поправить. Если все верно, нажмите кнопку «Зарегистрировать» и подтвердите отправку данных электронной подписью. Больше вам делать ничего не нужно: дальнейшие этапы происходят автоматически.

После проверки сведений информация о поставщике появится в Едином реестре участников закупок — ЕРУЗ. Раньше он был открытым — перейти в реестр можно было с главной страницы сайта госзакупок. Сейчас реестр закрыт, его видит только государство.

Отправка данных о включении в ЕРУЗ на ЭТП. После того как информация о поставщике будет добавлена в реестр, ЕИС автоматически известит об этом все восемь федеральных электронных площадок.

Как только на площадках откроют доступ, от них начнут приходить письма на указанную в анкете ЕИС почту — с инструкциями и советами по использованию всех возможностей. С этого момента компания может участвовать в закупках по 44-ФЗ.

Особенности регистрации филиала или иностранной компании

Общий порядок похож для всех участников закупок, но есть и нюансы.

Регистрация филиала компании. Чтобы зарегистрировать отдельно филиал, нужно сначала добавить информацию о нем на сайте госуслуг, а в ЕИС выбрать из списка предлагаемых поставщиков регистрацию филиала компании и дальше следовать инструкциям.

Регистрация иностранного юридического лица. Порядок зависит от того, есть ли у зарубежной компании электронная подпись или нет. При ее наличии процесс такой же, как и у российской компании.

Если подписи нет, сначала нужно обратиться на одну из электронных площадок — предоставить данные о себе и документы. После их проверки площадка сама отправляет сведения в ЕИС, где поставщика автоматически регистрируют. Информация о нем попадает в реестр, и его аккредитовывают уже на всех площадках.

В отличие от поставщиков с подписью, заходить на площадки представители иностранных компаний смогут по логину и паролю.

Ошибки при регистрации

В процессе могут возникать трудности. Условно все ошибки можно поделить на две группы: одни получится исправить самостоятельно, а с другими нужна помощь техподдержки ЕИС. Специалисты Т-Банк подготовили памятку, которая поможет разобраться. Несколько примеров разберем здесь.

Регистрация на портале госуслуг не того сотрудника компании. Без доверенности представлять компанию может руководитель. В отдельных случаях — уполномоченное лицо, то есть сотрудник, которому это поручили. Но тогда это должно быть прописано в учредительных документах. Больше никто не сможет привязать к своей учетной записи гражданина профиль компании, а значит, зарегистрироваться в ЕИС тоже не выйдет.

Регистрацию руководитель должен проходить лично, так как все данные нужно подписывать электронной подписью. А ее по закону нельзя передавать другим людям.

Программное обеспечение не отвечает требованиям ЕИС. Мы уже писали, что для корректной работы портала госзакупок нужно подготовить свой компьютер: использовать определенные браузеры и установить специальные программы.

Если проблемы связаны с программным обеспечением, попробуйте очистить кэш и проверьте еще раз настройки браузера и программ.

Проблемы с ЕГРИП и ЕГРЮЛ. Если отображается ошибка, связанная с выгрузками из реестров, нужно связаться с техподдержкой ЕИС. А как только вопрос будет решен, заново пройти этот этап регистрации. Самостоятельно эту ошибку исправить не удастся.

Сроки регистрации

Чтобы понять, сколько времени уйдет на весь процесс, посмотрим, как долго по закону может длиться каждый этап.

ЭтапСколько времени занимает
Регистрация руководителя как физлица в ЕСИА
До 5 рабочих дней
Создание профиля компании в ЕСИА
До 5 рабочих дней
Внесение данных в ЕРУЗ после регистрации в ЕИС
До 5 рабочих дней
Аккредитация на электронных торговых площадках
1 рабочий день

Это максимальные сроки. Но процесс может пойти быстрее. Например, если у руководителя и компании уже есть учетные записи в ЕСИА. Если повезет, сайт госзакупок передаст данные в ЕРУЗ в этот же день — тогда зарегистрироваться в ЕИС удастся за пару дней.

В любом случае лучше заложить больше времени и пройти весь путь заранее — хотя бы за одну-две недели до участия в закупках.

Все для работы с госзакупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Предложение от Т-Банка

Все для работы с госзакупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ

  • Поможем зарегистрироваться в системе госзакупок и найти подходящий тендер
  • Откроем спецсчет, выпустим банковскую гарантию, предложим кредит под госконтракт
  • Оформим электронную подпись онлайн
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ксения Лурье
Ксения Лурье

Какие сложности возникли при аккредитации на электронных площадках? Расскажите о своем опыте.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации