Перед началом лета российские власти предупреждали о росте цен на отдых внутри страны. В начале мая глава Минэкономразвития Максим Решетников предсказывал, что стоимость авиаперелетов по России вырастет примерно на 10% по сравнению с прошлым годом. Подорожание отелей сегмента 3—5 звезд министр оценивал в 8%.
Растут цены и на пакетные туры. В Ассоциации туроператоров России — АТОР — прогнозировали рост на уровне 10—15% по сравнению с прошлым годом на всех популярных туристических направлениях страны, кроме Крыма. Там, напротив, ожидается снижение цен.
Однако растущие цены на отдых туристов не отпугивают. В первую очередь едут традиционно к морю. Так, в середине мая Российский союз туриндустрии — РСТ — сообщал, что популярные семейные отели на черноморском побережье и современные санатории забронированы на первую половину лета почти на 100%. По прогнозам Минэкономразвития, по итогам года общий объем турпотока внутри России должен вырасти на 7,3 млн человек.
Бизнес-секреты спросили отельеров из разных регионов России, каких результатов они ожидают от только что стартовавшего летнего сезона, повышали ли они цены на свои услуги и откуда ждут гостей.
Ольга Киселева, директор гостиницы «Адмиралтейская», Санкт-Петербург
В этом году мы наблюдаем падение спроса, особенно остро провал показали майские праздники — загрузка упала на 25% по сравнению с прошлым годом. В связи с этим мы не ожидаем роста доходов, но планируем выйти на уровень прошлого года.
Стоимость проживания в отеле увеличилась на 9—13% в зависимости от месяца. Это связано со значительным ростом расходов в нашем секторе: коммунальные услуги, продукты, стоимость обслуживания. Безусловно, это влияет и на спрос. По моим наблюдениям, гости все чаще выбирают посуточную аренду в частном секторе для пребывания в Санкт-Петербурге — там можно найти варианты дешевле, чем в отелях.
Поток иностранных туристов, к сожалению, не восстановился. Раньше иностранные гости составляли 30—50% всего потока в зависимости от сезона. В этом году у нас единичные гости из европейских стран, а также из стран СНГ.
К сожалению, иностранные туристы не могут расплачиваться банковскими картами на территории России. Это дискомфорт для них и одна из причин выбрать другое направление для путешествия.
Основная часть нашего турпотока — гости из Москвы, это примерно 45% от всех гостей из России.
Оксана Градова, гендиректор лодж-отеля «Байкальская Резиденция», Северобайкальск
«Байкальская Резиденция» относится к категории самых дорогих отелей страны. Это приватный отель, который сдается целиком, не по номерам. Минимальная стоимость проживания — 2,2 млн рублей за две ночи. Если взять условную компанию из 12 гостей, то на отдых в «Резиденции» она потратит примерно 10—15 млн.
Мы не меняем ценовую политику даже в условиях кризиса — это позволяет отелю сохранять его концепцию, его уникальность, которые, безусловно, важны для наших гостей. Другое дело — дополнительные услуги. Нам пришлось увеличить на них цены, так как растет цена доставки, услуг сторонних организаций и, соответственно, себестоимость. Это те факторы, на которые мы не можем влиять, они от нас не зависят.
Что касается доходов, то по итогам сезона мы ожидаем тот же результат, что и в прошлом году. В целом это хорошие показатели. Хотелось бы, конечно, идти на увеличение, но наши клиенты — гости роскошного сегмента — либо разъехались, либо не хотят далеко улетать. Так что в этом году роста потока не ждем.
Сильно изменилась глубина бронирования. Если раньше гости планировали путешествие на полгода вперед, то сегодня никто не строит далекие планы. Нам гораздо чаще приходится продумывать туры в срочном режиме.
Вопреки всеобщим ожиданиям и надеждам на поток туристов из Китая, бронь пока остается только за российскими гражданами. В основном в «Резиденцию» прилетают из Москвы, Петербурга и Тюмени. Дело в том, что Байкал еще не готов к наплыву китайских туристов — их отталкивают проблемы со связью и безналичной оплатой. Хотя, я думаю, это лишь вопрос времени, и Байкал, несомненно, станет одним из самых привлекательных мест туризма и для китайского гостя.
Мария Терехина, владелица отеля Santa Maria, Анапа
В этом году мы ожидаем большое количество гостей, судя по численности ранних бронирований. Оно превысило прошлогодний показатель приблизительно на 50%. Это связано с повышением цен на заграничные курорты и закрытием некоторых направлений. Поэтому мы ожидаем и увеличения доходов по итогам сезона.
Мы повысили цены всего лишь на 10% от стоимости номеров в прошлом году. Это чуть меньше уровня инфляции. На такое минимальное повышение нужно было пойти, так как все подорожало, особенно химия и порошки для стирки белья. Однако на спрос это никак не повлияло. Можем предположить, что в завершении сезона наши доходы вырастут на 10—20%.
Туристы из Москвы — по-прежнему лидеры по количеству бронирований. Что касается иностранцев, то в нашей местности их в принципе мало, так как у нас не город, а курортная станица. Но в этом году есть бронирования от гостей из Беларуси.
Лана Малинова, владелица сети отелей «Сон Феи», Крым
Судя по броням, пока немногие планируют приехать в Крым этим летом. В прошлом году было тотальное замирание в марте и апреле. По статистике было видно, что даже просто присмотреться и прицениться никто не хотел. Этой весной просмотров больше, но самих броней пока в разы меньше. Думаю, люди ближе к отпускам будут по факту решать, едут они или нет, и прозваниваться накануне,
Скорее всего, наши доходы останутся на том же уровне, что и в прошлом году. В июне прошлого года заполняемость была 40—50%, в июле и августе — 70—75%. У нас немало людей путешествуют и внутри Крыма, и из ближайших регионов тоже любят приезжать к нам.
Цены мы за последние два года не повышали. Сейчас, наоборот, все больше туристических объектов предлагают скидки. Но, честно говоря, это на спрос никак не влияет. Люди либо не едут в Крым совсем, либо любят Крым всем сердцем и едут, несмотря ни на что. Цены тут точно не главный показатель.
У нас номера оформлены в сказочном стиле, и наше принципиальное решение — оставаться в эконом-сегменте, чтобы больше людей могли позволить себе ощутить волшебство и побывать в детстве.
Иностранцы у нас пока не останавливались. Хотя на экскурсию летом приезжали туристы из Италии. Периодически на улицах Ялты я слышу и английскую речь, и французскую. Но не часто. Ростов и Краснодар сейчас лидеры среди бронирований. Москва тоже, но меньше — все-таки не каждый готов провести в поезде полтора дня только в одну сторону. А ростовчане и краснодарцы легки на подъем и часто приезжают на своих машинах.
Джамиля Гасанова, владелица бутик-отеля «Дербент», Дагестан
Если брать в сравнение прошлую весну и эту, ситуация плюс-минус одинаковая. Но если в прошлом году гости планировали заезд задолго до определенной даты, сегодня процент гостей, заезжающих «по факту», вырос значительно. Это связано с тем, что у людей появился выбор в сфере внутреннего туризма. Сервис и уровень отелей значительно выросли во многих регионах нашей страны.
Спрос на бронирования и уровень наших доходов во многом зависят от политической ситуации. Естественно, мы надеемся на 100-процентную заполняемость. У нас очень маленький номерной фонд — всего 7 номеров, но повышенной комфортности. К тому же июль и август — это «морской» сезон, думаю, что все-таки спрос будет высоким.
В сравнении с прошлым годом мы повысили стоимость номеров на 15%, но только по причине роста расходов. Это естественный процесс — цены растут абсолютно на все. Это раньше Дагестан был бюджетной республикой, а сейчас — нет.
На спрос в нашем случае это никак не повлияло, так как уже есть постоянные гости, которые останавливаются только у нас.
Сейчас у нас много гостей из Краснодарского и Ставропольского краев. Но если говорить о соотношении, то Москва и Санкт-Петербург в лидерах.
Также нужно учитывать, что Дербент — это самая южная точка нашей страны, и граждане Азербайджана, Армении и Израиля здесь не редкость, эти гости тоже едут к нам.