С июня курс рубля падает. В ходе торгов на Мосбирже 31 июля доллар превысил 92 ₽, а евро — почти достиг 102 ₽.
В интервью ТАСС глава Минфина Антон Силуанов прокомментировал ослабление российской валюты и другие актуальные темы, в том числе — уход из страны иностранных компаний и введение налога на сверхприбыль для бизнеса.
Собрали основные тезисы из интервью Силуанова.
Ослабление курса рубля связано с торговым балансом — притоками и оттоками валюты в Россию и из нее. К тому же влияет сезонность: летом люди уезжают за границу, и спрос на валюту растет.
А вот с продажей иностранцами бизнеса в России и выводом валюты за рубеж ослабление не связано.
Держать рубль и регулировать курс на рынке — не вариант. На это нужно тратить золотовалютные резервы, а еще это искажает условия ведения внешней торговли. Поэтому курс плавающий.
По итогам года ВВП вырастет больше чем на 2%, а потребительские цены — на 5,3%. Некоторые показатели выглядят более оптимистично, чем планировалось. Реальные доходы населения — в плюсе.
Дефицит бюджета может превысить 2—2,5% ВВП, потому что нефтегазовые доходы растут ниже плана. Но это не критично. Ситуацию спасает рост на 18% ненефтегазовых доходов. По оценкам, они превысят 1 трлн рублей за счет роста НДС, оборотных налогов и разового налога со сверхдоходов бизнеса.
Некоторые иностранные компании готовы заплатить налог в 15% при уходе из России, хотя действующий минимальный налог — 10%. Каждую заявку об уходе из страны подкомиссия Минфина рассматривает индивидуально.
Налог на сверхприбыль не стали вводить в 2023 году, чтобы не ухудшать условия для бизнеса. Ставка в 10% начнет действовать со следующего года. Но налог можно заплатить в этом году со ставкой в два раза ниже.
С какими тезисами из интервью вы согласны? Выскажитесь в комментариях.