Нейросети становятся все доступнее и эффективнее. Сейчас на рынке несколько десятков инструментов, которые могут в считанные секунды написать текст, нарисовать изображение, синтезировать видео, музыку или голос. Это как зарубежные проекты, так и российские аналоги, например «Шедеврум» Яндекса или Kandinsky Сбера.
Если бы этот контент делал человек, то на новые произведения распространялось бы авторское право и использовать их в бизнесе можно было бы только с согласия автора. Но может ли бизнес беспрепятственно использовать результаты работы нейросетей и зарабатывать на этом?
В «Шпаргалках» рассказываем, чем грозит использование нейросетей в бизнесе и как легально зарабатывать на контенте от ChatGTP и Midjorney. В особенностях применения права интеллектуальной собственности нам помог разобраться Юрий Брисов, партнер Digital & Analogue Partners.
Могут ли нейросети считаться авторами контента?
Нет, не могут. По закону автором может быть только человек. Нейросеть — компьютерная программа и не может порождать авторское право.
В мире еще не было попыток защитить авторское право нейросети на произведение. Однако попытки закрепить авторство не за людьми были, и юристы советуют брать этот кейс за основу.
В 2018 году в Калифорнии зоозащитники заявили иск от имени макаки Наруто. Животное сделало несколько селфи на фотоаппарат, которые позже были опубликованы в книге фотографа — владельца фотоаппарата. Cуд признал что животные «не обладают осознанными интересами», а значит, не могут заявлять иски о защите авторских прав. Одновременно с этим Бюро авторского права США постановило, что произведения, созданные животными, не могут быть объектами авторского права.
Юристы считают, что попытка защитить авторство нейросети в суде закончится аналогично.
Кому тогда принадлежат права на контент, созданный нейросетями?
Автором произведения может быть человек, который управляет вещью. Если художник контролировал весь рабочий процесс и использовал нейросеть так, как фотограф использует фотоаппарат, мы можем считать художника автором произведения, а работу — объектом авторского права.
До появления нейросетей общее правило было таким: кто пользуется вещью для создания произведения, тот и является автором этого произведения. Но обычно работодатель или заказчик услуг стремится закрепить за собой права на пользование результатов работы автора — в большинстве трудовых и гражданских договоров есть условие об отчуждении исключительного права на произведение в пользу заказчика или работодателя.
С нейросетями задача усложнилась. Владельцы нейросети могут указать в публичной оферте, что все права на созданные ей работы принадлежат им. Такое условие договора может иметь юридическую силу, особенно если доступ к нейросети предоставляется бесплатно.
Например, если вы работаете с нейросетью Midjorney, то по условиям использования проекта весь созданный ей контент принадлежит Midjourney и предоставляется вам на условиях некоммерческой лицензии Creative Commons Noncommercial 4.0 Attribution International (СС 4.0.).
Если вы пользуетесь платным тарифом, то можете использовать продукты Midjorney как угодно «в соответствии с действующим законодательством». Однако вы в любом случае предоставляете нейросети безотзывную и бессрочную лицензию на авторское право.
Есть ли правила коммерческого использования контента, созданного нейросетями?
Если бизнес хочет зарабатывать деньги с помощью работ нейросети, это значит, что ему нужно разрешение на коммерческое использование этих работ: например, лицензия от создателя нейросети.
Коммерческое использование здесь — это не только прямые продажи, но и любое другое применение в рамках коммерческой деятельности. Например, если вы просто ведете личный блог, то все в порядке. Но если вы, например, адвокат, и в блоге отвечаете на запросы людей, тем самым привлекая клиентов, — это коммерческая деятельность.
Четких правил о том, как можно использовать творчество нейросети, на сегодня нет, но появляются практические кейсы. Например, недавно Бюро по авторским правам США отказало в регистрации прав на изображения, созданные художником Кристиной Каштановой при помощи нейросети Midjourney для комикса «Заря рассвета». Бюро закрепило за ней право на авторство текста комикса и порядок расположения картинок на страницах — то есть то, что делает разрозненные изображения комиксом. Однако сами изображения не будут защищены авторским правом: их может свободно использовать кто угодно.
Соответственно, картины авторства ИИ нельзя выставить на продажу по общим правилам. Использовать нейросети можно только во внутренних процессах: например, попросить ее подготовить эскизы, на основе которых автор сделает оригинальную работу, или набросать план публикации, которую потом напишет человек.
Студия Артемия Лебедева в течение года разрабатывала логотипы заказчиков с помощью собственной генеративной сети «Николай Иронов», — и для заказчика этот процесс мало чем отличался от заказа обычному дизайнеру. Сейчас студия позволяет пользователям самостоятельно экспериментировать с Николаем Ироновым в рамках платного тарифа. Права на сгенерированные элементы айдентики предоставляются пользователю на условиях исключительной лицензии, при этом пользователь не вправе сделать с помощью Иронова работу на заказ и передать ее третьим лицам. То есть собственный логотип или дизайн сайта с участием Иронова пользователь нейросети разработать вправе, а сделать ту же работу для клиента нельзя. В оферте также указано, что студия не гарантирует коммерческую ценность и охраноспособность сгенерированных элементов айдентики.
Я попросил нейросеть написать мне текст и хочу использовать его в бизнесе. Могу ли я это сделать?
Теоретически — да, можете. Но вы не можете быть уверены в том, что тем самым не нарушите чье-то авторское право, ведь нейросети обучаются на чужих текстах, у которых есть авторы.
Для простоты можно относиться к результату работы искусственного интеллекта как к тексту, который вы просто нашли в интернете. Вы не можете взять найденный в сети слоган или изображение и просто использовать его в рекламной кампании: у него может быть правообладатель, и его использование может обернуться судебным иском.
С точки зрения права ChatGPT — просто усовершенствованный поисковик. Мы не знаем, позаимствовал ли он чужой слоган целиком или удачно скомпилировал несколько существующих, чтобы родился новый, — мы можем только гадать об этом.
Представим, что вы просите ChatGPT сделать описание карточки товара для маркетплейса. Чат не претендует на авторство, созданный текст — не объект авторского права, и можно разместить его на сайте. Однако если к вам придет автор схожего текста и заявит о своих правах, противопоставить ему что-то будет сложно.
Системы антиплагиата здесь не помощники: они могут пропустить вторичность текста, так как анализируют его форму, а не смысл. Если же дело дойдет до суда, он будет рассматривать не только то, какие слова использованы, но и оригинальность идеи. Многим бизнесам это не подходит — проще нанять живого автора.
Точно так же нельзя просто так использовать в коммерческом блоге работы, созданные Midjourney или DALL-E. Это все равно что найти картинки по запросу в Яндексе и размещать их как собственные.
В то же время пользователи нейросети могут зарабатывать на ее творчестве иначе. Например, если ИИ написал код для приложения, вы можете разместить приложение в общем доступе, встроить в него рекламу и получать деньги за просмотры. Но зарегистрировать права на эту программу вы не сможете, и любой человек вправе поступить с этим кодом точно так же.
А если я плачу за использование нейросети ее создателям?
Платное использование нейросетей увеличивает шанс на право пользователя на созданные объекты, но не обеспечивает его. Если в результате бесплатного использования ИИ создается объект авторского права, у компании, владеющей нейросетью, будет больше шансов доказать свои права на это произведение, особенно если подобное положение подтверждается в правилах использования нейросети.
Например, пользователи платного тарифа Midjorney могут распоряжаться созданными нейросетью изображениями как угодно — в границах правового поля страны использования, конечно. Вы владеете полученным изображением, но Midjorney также может свободно использовать его неограниченное количество времени в любых целях: показывать, сублицензировать, переделывать и так далее. Это условие прописано в правилах использования сервиса.
Могу ли я использовать результаты чужой работы с нейросетями?
Это сложный вопрос. Если в результате работы третьего лица получился объект права интеллектуальной собственности, то использование такого произведения без согласия автора, даже если автор вам неизвестен, незаконно. То есть вы не можете просто так взять изображение, нарисованное нейросетью не для вас, и пользоваться им по своему усмотрению.
Штраф за нарушение авторских прав — от 10 000 ₽ за каждый случай незаконного использования произведения. Также законный автор может взыскать реальные убытки и упущенную выгоду. В данном случае кейс достаточно простой, как в случае нарушения чужих прав без использований нейронки.
Если же авторского права не образовалось в первом случае, то и нарушить его нельзя. В некоммерческих целях можно будет использовать такое произведение свободно.
Как увеличивать продажи и растить лояльность клиентов
Как быть с дипфейками — использованием голоса и внешности знаменитостей для создания видеороликов?
Абсолютно исключено. Использование изображения или голоса любого человека без его согласия незаконно. Обнародование и дальнейшее использование изображения человека, в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он запечатлен, допускаются только с его согласия.
В законах других стран есть аналогичные нормы, поэтому снимать рекламу с дипфейками голливудских знаменитостей нельзя.
Могу ли я использовать работу нейросетей, чтобы создать на ее основе собственную работу?
В авторском праве есть понятие оригинальности. Оригинальной можно признать работу, созданную человеком в результате интеллектуальной деятельности, если она не похожа до степени смешения ни на одно ранее созданное произведение.
Определить степень смешения сложно. Поэтому теоретически работу нейросети можно переработать и создать произведение, которое будет считаться объектом авторского права.
На практике та же Midjorney требует указывать ее авторство даже под измененным изображением, с предупреждением, что в созданную нейросетью работу были внесены изменения.
Как вы относитесь к творчеству нейросетей?