На учебных платформах бывают проблемы. Один репетитор не может найти учеников, другой — получить оплату. У учеников другие трудности. Они рискуют попасть к плохому учителю или перевести оплату обманщику. TutorOnline создали платформу, где ученики и репетиторы защищены от подобных рисков.
Денис Зарецкий, финансовый директор Tutor Group, рассказывает о проекте TutorOnline: что сложного в расчетах с репетиторами и как Т-Банк менял сервис под бизнес-процессы компании.
От уроков по Skype до международной онлайн-платформы
Мы создали онлайн-школу в 2011 году. Идея была в том, чтобы упростить жизнь репетиторов, родителей и учеников.
К идее подтолкнула вот такая ситуация. Жена одного из сооснователей занималась репетиторством. Ученик по какой-то причине не мог прийти на занятие лично, и она почти час вела урок по городскому телефону. В этот момент и пришла мысль проводить занятия по Skype.
Для реализации нужен был сайт. Мы его заказали за большие на тот момент деньги у датской компании. Но спустя полгода стало ясно, что новый для России проект не совсем понятен, сайт слишком сложный и надо все перерабатывать.
Для работы создали простенькую страницу, где кратко рассказали, какие курсы мы предлагаем и по каким школьным предметам можем помочь. Потенциальные клиенты переходили на сайт и, если им нужна была помощь с обучением, регистрировались и начинали искать репетиторов. Как только находился подходящий, договаривались об уроке и в запланированное время заходили в Skype для занятия.
К концу первого года у нас было около 50 постоянных учеников и 15 репетиторов. Уже через 3 года их стало в 20 раз больше. Мы поняли, что обычного сайта уже недостаточно. Со временем разработали свою платформу для уроков с интерактивной доской и личным кабинетом для учеников и репетиторов.
Проверяем репетиторов, набираем учеников и помогаем с оплатой
Мы выступаем посредниками между учениками и репетиторами. Если обобщить, то TutorOnline решает три задачи:
- Проверяем образование и стаж репетиторов.
- Помогаем репетиторам искать учеников и организовать учебный процесс.
- Проводим расчет между учеником и репетитором.
О каждой задаче расскажу подробнее.
Проверяем образование и стаж репетиторов. В работе с репетиторами, в онлайне или офлайне, бывают риски. К примеру, репетитор может вовсе не знать предмет или работать спустя рукава.
Допустим, ученик нашел репетитора по истории. На деле это не учитель, а менеджер в продуктовом. Он может пересказать школьнику учебник истории, но толку от этого мало — он не подготовит его к экзамену и не подтянет по школьной программе.
В TutorOnline обман невозможен. Мы сами отбираем специалистов, проверяем их документы об образовании и местах работы. Это значит, что учить истории может только человек с дипломом историка и опытом работы в школах или вузах.
Находим учеников и организуем учебный процесс. Для развития нашей платформы мы общались с репетиторами, чтобы узнать, что больше всего болит в работе. Репетиторам сложнее всего искать учеников, придумывать, где и как провести урок, напоминать об оплате или думать, каким способом получить деньги. Со всем этим репетиторы обычно разбираются сами.
В TutorOnline мы не оставляем репетиторов одних. Чтобы учителя не беспокоились о своей занятости и могли планировать доход на месяцы вперед, мы сами привлекаем учеников.
Проводим расчет между учениками и репетиторами. Когда мы создавали платформу, узнавали, какие страхи могут быть у учеников и репетиторов. Основной страх связан с потерей денег. Ученики боятся оставить предоплату, но не получить урок. Репетиторы боятся работать без предоплаты.
Мы решили взять процесс оплаты под контроль. Для этого подключили один из популярных в России сервисов интернет-эквайринга. Такие сервисы предоставляют услуги по приему платежей и проведению выплат с помощью банковских карт и электронных кошельков. Основное удобство — ученики могут быстро оплатить услуги онлайн, репетиторы — моментально вывести заработанные средства.
Технически процесс оплаты выглядел так: мы получали деньги от учеников через сервис на счет компании, затем с этого счета сами платили репетиторам. За помощь в расчетах TutorOnline берет с репетиторов комиссию.
По этой схеме мы проработали 10 лет.
Устали от высоких комиссий
К началу 2020 года мы поняли, что такая схема хоть и работает, но невыгодна для компании. Все дело в высокой комиссии сервиса.
❌ Платили высокую комиссию за платежи в интернете. Мы принимали платежи от учеников и выплачивали их репетиторам через сервис с электронными кошельками. Это такой посредник между бизнесом и банком. В 2011 только через него могли принимать деньги на сайте. В то время банки, с которыми мы работали, такого не делали.
О первых банковских сервисах для онлайн-платежей я узнал примерно в 2018 году. У нас появился выбор: работать с банком напрямую или остаться с прежним сервисом. Комиссии за платежи у банков были ниже. Если убрать из цепочки посредника, на тот момент мы сэкономили бы на комиссиях до 3%.
Проблема была в том, что в 2018–2019 годах банковские сервисы казались мне сырыми, не такими удобными. Например, мы не могли переводить деньги по номеру карты или делать моментальные переводы иностранным репетиторам. Наш сервис с этим справлялся. Поэтому мы остались работать с ним, но периодически просматривали предложения банков.
Нам нужно было новое решение, которое сократило бы расходы на комиссию.
Подключили сервис безопасной сделки от Т-Банк Кассы
В 2020 году к нам обратился менеджер Т-Банк Кассы и рассказал про сервис безопасной сделки. Безопасная сделка — способ расчета между репетиторами и учениками. Он помогает избежать мошенничества с оплатой за товары или услуги.
Если репетитор откажется проводить урок, сервис сохранит деньги ученика. Деньги не списываются с транзитного счета, и ученик может потратить их на другого репетитора или запросить возврат.
В декабре 2020 мы перешли на сервис безопасной сделки от Т-Банк Кассы.
Первое решение не подходило под нашу бизнес-модель
В первую неделю работы по безопасной сделке возникла проблема. Выяснилось, что сервис технически не подходит нашей бизнес-модели. Ученик враз оплачивал уроки нескольких репетиторов, но вывести деньги мог только один. В безопасной сделке Т-Банк Кассы мы не могли разделить платеж на несколько выплат.
Ученик покупает пакет уроков и тратит его на занятия с двумя репетиторами.
Деньги в это время хранятся на транзитном счете банка.
Первый репетитор решает вывести деньги. Сервис переводит его часть оплаты, а остаток перечисляет TutorOnline.
Второй репетитор остается без денег. Ему надо писать в онлайн-школу и разбираться с проблемой.
Сперва мы попытались решить недоработку. Распределяли оплату репетиторам от других учеников, а когда не получалось, платили со счета компании. Иногда репетиторам приходилось ждать выплат до двух недель. Многие возмущались, что стало хуже, чем было.
Мы обратились в Т-Банк Кассу. Доработать сервис здесь и сейчас не получилось, на это нужно было время. Поэтому нам пришлось временно отказаться от сервиса. Нам понравилось работать с Т-Банк Кассой и то, что команда пошла нам навстречу. Мы временно перешли на другой инструмент, где можно делить платеж на несколько выплат. Но решили, что вернемся к Т-Банк, если сервис доработают.
Т-Банк Касса доработала сервис под нашу бизнес-модель
Мы вернулись к Т-Банк Кассе уже через месяц. За это время в сервисе появилась новая функция — один платеж можно разделить на несколько выплат.
Ученик покупает пакет уроков и тратит его на занятия с двумя репетиторами.
Деньги в это время хранятся на транзитном счете банка.
Первый репетитор выводит свою часть оплаты. С этой суммы сервис удерживает комиссию TutorOnline. Вторая часть оплаты остается нетронутой.
Теперь второй репетитор выводит свои деньги. Сервис снова удерживает комиссию TutorOnline и переводит деньги репетитору.
Каждый репетитор получил оплату.
Разделение платежа — именно то, что нам надо.
Кроме удобной механики была и другая причина нашего возвращения — доверие учеников и репетиторов к надежному банку. По обратной связи пользователей мы заметили, что ученики и репетиторы меньше переживают об оплате, когда все процессы на стороне крупного и известного банка, а не коммерческой компании с малоизвестным сервисом.
Сохранили процессы бизнеса и сократили расходы компании
Переход к сервису безопасной сделки Т-Банк Кассы помог решить основную задачу с комиссией.
✅ Сократили расходы по комиссиям на 5%. Для крупного бизнеса с многомиллионными оборотами это существенная цифра.
В 2022 году мы продолжаем сотрудничать с Т-Банк Кассой. Мы довольны работой банка и особенно подходом персонального менеджера в банке. Тогда, два года назад, он вник в ситуацию бизнеса и помог ускорить доработку сервиса. Во многом именно этот подход определяет нашу лояльность к банку.
TutorOnline — ведущий проект TutorGroup, но есть и другие проекты. Все они работают с Т-Банк.
Редакторы статьи: Дарья Еремеева, Алина Соломенникова