Пинол разрабатывает интеграции для CRM с банками, сервисами рассылки, онлайн-записи и рекрутинговыми сервисами. Один из клиентов обратился в компанию с условием — он запустит проект внедрения CRM, если Пинол сделает интеграцию с Т-Банк.
Алексей Окара, владелец компании «Пинол», поделился, как с OpenAPI от Т-Банк компания создала сервис под клиента. В статье рассказываем, в чем необходимость такого сервиса и какие ошибки могли усложнить его работу.
Зарабатываем на продаже интеграций с разными сервисами
Я запустил бизнес в 2011 году. Первые 4 года мы занимались интеграцией CRM-систем — устанавливали компаниям Битрикс24, amoCRM и другие системы.
Наша работа заключалась в том, чтобы взять готовое решение и установить его в компанию клиента. Дополнительных сервисов под запросы бизнеса мы не предлагали.
В 2015 году я понял, что интегрировать и дальше CRM без кастомизации нельзя. Другими словами, нужна настройка сервиса под требования и особенности работы конкретной компании. На тот момент появлялось все больше сервисов для автоматизации бизнеса. Они решали какую-то одну задачу, но в то же время усложняли другую. Расскажу на примере с отправкой email-рассылок.
Есть условная компания «Компас». Она рассылает письма через сервис рассылок по клиентской базе. В ее базе 50 тысяч клиентов. Помимо сервиса рассылок, у компании есть CRM, но друг с другом эти решения не связаны.
Маркетолог Компаса запускает рассылку. Он видит, что рассылку прочитало 10% подписчиков. Дальше ему надо передать контакты тех, кто прочитал рассылку, менеджерам по продажам. Те обзвонят клиентов и предложат услугу. Если речь про 10 контактов, проблемы нет. А у Компаса таких контактов получилось 5 тысяч.
Как быть?
Есть две базы контактов. Одна — в сервисе рассылок, вторая — в CRM. Между собой они не связаны. Да, вроде бы с сервисом рассылок отправлять письма получается быстрее, но появилась проблема — как сопоставить контакты между базами. Сделать это руками — невозможно. Тут нужно решение.
К 2015 году у нас стали все чаще появляться запросы от клиентов. Они просили решения, которые объединяли бы разные программы с их CRM. В зависимости от задач компании и запросы были разные. Поэтому в 2015 году мы начали делать кастомизированные интеграции под CRM.
В первое время каждая интеграция выглядела отдельным сервисом под конкретного клиента. Есть Компас с Битрикс24 и сервисом рассылок. Мы делаем отдельное решение под них. Если придет условный Атлас с таким же запросом, будем делать и под них отдельное решение. Одна компания — одно решение.
Пилить отдельные решения — долго для нас и дорого для клиентов. На один сервис уходило от 300 до 500 часов разработчика. Пока он не доделает один проект, он не может перейти к следующему, мы вынуждены откладывать запросы клиентов.
Для клиентов наши решения выливались в круглую сумму — в среднем 1 млн рублей. Тратить такие деньги на костыльные решения хотели немногие. Из-за этого нам было сложно масштабировать и продвигать эту услугу. Поэтому надо было придумать, как делать менее дорогие кастомные интеграции.
В 2021 году мы запустили Пинкит. Это платформа, которая объединяет всех клиентов, кто подключил у нас CRM. Внутри платформы уже есть готовые модули под задачи клиента. К примеру, готовый сервис для объединения программы онлайн-записи с Битрикс24. Клиент заходит в Пинкит, оплачивает доступ к нужному сервису и пользуется. В зависимости от тарифа это обходится ему в 3000—5850 ₽ в месяц.
Разработчики добавляют интеграции в Пинкит по запросам заказчиков, и обычно по API. В среднем это занимает неделю, а для клиента стоит 50—100 тысяч рублей. Затем мы добавляем это решение в Пинкит и продаем его другим клиентам.
Получается, с 2021 года мы работаем следующим образом. К нам обращается компания и просит подключить CRM. Мы подключаем и предлагаем клиенту дополнительно купить доступ к Пинкит, через который он сможет объединить CRM со своими банками, сервисами рассылок и другими решениями для бизнеса.
Если какой-то интеграции не хватает, мы сделаем ее дополнительно по запросу клиента.
Попросил команду сделать интеграцию с банком под свою задачу
В основном мы разрабатываем интеграции для CRM по запросу клиента. К примеру, к нам обращается компания и просит сделать так, чтобы менеджеры видели запросы на консультацию от клиентов в CRM. И вот мы создаем интеграцию сервиса онлайн-записи и CRM. Но бывает, что мне нужно решение для своей компании — Пинол. Именно так появилась первая интеграция с одним из банков.
Мы сами пользуемся CRM, где ведем работу с заказчиками. Если к нам приходит клиент, мы заводим сделку и отдаем ее в работу менеджеру. Дальше мы выставляем счет и ждем, когда клиент его оплатит. После оплаты начинаем работу — запускаем процесс по интеграции CRM или подключению к Пинкит.
У моей компании есть счет в одном из банков. Когда наши клиенты оплачивали услуги, уведомление об оплате приходило мне или бухгалтерам. Нам с бухгалтером нужно было зайти в CRM, найти сделку и поставить отметку, что оплата от клиента пришла. Тогда менеджер мог запускать проект в работу. Все вручную.
Заниматься отметками мне некогда. Бухгалтер работает на аутсорсе и выгружает выписку банка с приходом денег от клиентов раз в день, обычно на следующий рабочий день. Если клиент оплатил счет в пятницу, менеджер увидит оплату в лучшем случае в понедельник. А если бухгалтер не успеет внести отметки из выписки за день, сделка еще больше затянется.
Такой ход дел меня не устраивал. Я хочу, чтобы сделки шли быстрее и не тормозились лишь из-за того, что на элементарную отметку об оплате нужно несколько дней.
Я попросил свою команду придумать интеграцию Битрикс24 с банком, где у меня счет. Задача была такая — решение должно моментально подгружать информацию об оплате из банка в CRM. Клиент оплатил нашу услугу, на счет пришли деньги, Битрикс24 узнал, что по такой-то сделке счет оплачен, и тут же обновил статус сделки на «Оплачено». Все, менеджер видит оплату и идет работать с клиентом дальше. Ему не надо ждать отмашки бухгалтера.
За неделю все было готово. Еще через несколько недель мы добавили новую интеграцию в Пинкит. Такая интеграция нашла позитивный отклик у заказчиков, и возник спрос на создание интеграций под их банки.
Клиенты запросили решение для работы с Т-Банк
Один из наших клиентов увидел в личном кабинете Пинкит интеграцию Битрикс24 с крупным российским банком. Идея интеграции клиенту нравилась. У него была такая же боль с отметками об оплате, как и у нас. Но подключить ее клиент не мог — это был не тот банк, где у клиента открыт счет. Компания попросила сделать похожее решение, но для своего банка — Т-Банк.
Отказывать компании в интеграции я не хотел. Мы работаем с крупными компаниями в сегменте B2B. Это производственники, федеральные торговые сети с десятками финансовых операций в день. Это весомые бренды в нашем портфолио. И по опыту с другими сервисами, если есть один запрос, появится и второй, и третий. Перспектива заработка весомая.
Ранее в 2021 с нами уже общался Т-Банк и предлагал сотрудничать. Тогда мы не видели совместных проектов, поэтому отказались. В мае 2022, когда к нам с запросом пришел клиент, мы повторно связались с Т-Банк.
Узнали условия интеграции Т-Банк с Битрикс24
Т-Банк предложил интеграцию банка с Битрикс24 по OpenAPI. Чтобы принять решение о работе, мне было важно узнать два момента: условия интеграции и методы OpenAPI.
✅ Условия интеграции платформы с банком по API. Я смотрел, сколько стоит доступ, какие документы от нас потребуются, как выглядит процесс работы между нашими разработчиками и разработчиками банка.
Мой требования:
- бесплатный доступ;
- легкий старт: подписали документы и начали работу;
- удобная коммуникация: наш разработчик может быстро получить ответ от команды банка на свой запрос.
Поясню, почему это важно. У меня был опыт общения по интеграции с двумя банками, не считая Т-Банк.
Первый банк предоставлял API бесплатно, мы запустили интеграцию достаточно быстро, но когда у разработчика были вопросы, приходилось долго ждать ответ. А вопросы по методам API есть всегда.
Второй банк предоставлял API за деньги и загрузил кипой документов. Пока все их не прочитаешь и не подпишешь, сотрудничества не будет. Вдобавок все общение только через письма. Мне все равно, где общаться, лишь бы получать помощь быстро. Но с письмами это морока.
✅ Доступные методы OpenAPI для интеграции с Битрикс24. Метод — это что-то вроде решений под каждый этап в сценарии использования. Например, есть сценарий авторизации. Авторизоваться можно по-разному. Вот за это разное и отвечает конкретный метод. Чем больше методов под каждый этап, тем лучше, потому что мы можем выбрать то, что удобнее нам.
Оказалось, что у Т-Банк подключение по OpenAPI бесплатное, для старта интеграции достаточно заполнить анкету и подать заявление, а команда банка готова консультировать наших разработчиков в телеграм-чате и в любое рабочее время. По методам нам Т-Банк тоже подошел, и мы договорились о сотрудничестве.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Выбрали неверный метод OpenAPI, но Т-Банк поймал ошибку и мы смогли все исправить
Мой разработчик написал интеграцию за неделю. У нас есть опыт в работе по API, поэтому особых проблем не возникло. Это не отменяет того, что у команды возникают вопросы. Бывает, что разработчик не понимает какой-то метод. Он задает вопрос команде на стороне сервиса, в нашем случае Т-Банк, получает тут же ответ и продолжает работать. Ничего нового.
Несмотря на наш опыт, все-таки один затык появился. Мы выбрали неверный метод авторизации, и он был слишком сложным для нашего клиента. Оставь его, мы бы получали массу вопросов в службу поддержки. Но мы это не сразу поняли. Тут нужно небольшое пояснение.
Задача клиента — попасть в свой личный кабинет банка. Он это делает через наш сервис — Пинкит. Это важно, потому что не требует от клиента лишних действий: переключаться по разным вкладкам, гулять из кабинета в кабинет. Все быстро и в одном окне.
По методу, который мы изначально подключили, клиент может авторизоваться через Пинкит только по токену — специальному ключу доступа. Получить эти ключи самостоятельно клиент не может. Ему нужно прийти к нам и эти ключи запросить.
Мы идем в Т-Банк и просим ключи для клиента, получаем ключи и обратно по цепочке передаем их клиенту. Только теперь он может авторизоваться в Пинкит, а значит — зайти в свой личный кабинет банка.
Представляете, какая морока? Ладно один клиент, но ведь у нас их в потенциале на эту интеграцию тысячи. Но разработчик о проблеме метода не знал и оставил как есть.
Перед запуском интеграции Т-Банк заметил, что мы выбрали неверный метод авторизации. Мы заменили метод на более простой. Вместо квеста с ключами клиент авторизуется в Пинкит по СМС, что занимает пару секунд. Это даже на словах звучит проще, чем предыдущая механика.
Подключили интеграцию заказчику и готовы ее масштабировать для других клиентов
На написание интеграции и ее запуск для клиента ушло три недели. Это с учетом доработок по методу авторизации.
Благодаря тому, что мы достаточно быстро сделали кастомизированное решение для заказчика, он стал нашим клиентом. Мы внедрили ему CRM, подключили Пинкит с персональной интеграцией Битрикс24 и Т-Банк. Учитывая, что Т-Банк предоставляет OpenAPI бесплатно, у нас нет дополнительных расходов.
Сейчас, на сентябрь 2022 года, мы готовы масштабировать интеграцию и на других клиентов Пинол. Я вижу на примере одного клиента, что эта интеграция снимает головную боль, типичную для многих владельцев бизнеса.
Интеграция позволяет быстрее продвигать сделки. Работает это так: информация о поступившей оплате мгновенно подгружается в чат, задачу или меняет статус сделки — тут выбирает сам клиент.
По API система передает сумму платежа из банка в Битрикс24. Там она находит карточку клиента по номеру счета на оплату и сопоставляет сумму к оплате с суммой поступившего платежа.
Если все суммы совпадают, в карточке появляется статус об оплате и менеджер берет сделку в работу. Если клиент заплатил меньше, чем нужно, менеджер получает сообщение в чат, что нужно связаться и уточнить, в чем причина. Я по себе знаю, как это удобно, и потому я готов продвигать решение и для остальных клиентов.
Дополнительно мы подключили партнерскую программу Т-Банк. Она позволяет получать дополнительный доход, когда новые клиенты открывают счет в Т-Банк. Механика простая — клиент открывает счет и подключает интеграцию с Т-Банк для своей CRM в сервисе «Пинкит». Мы получаем вознаграждение от банка.
На какие шаги вы шли ради клиентов?