Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Хантинг сотрудников, нехватка оборота в несезон и другие проблемы франчайзи «Няни на час»

Героиня пришла в чужую компанию, предложила создать франшизу, а потом ее купила


Анна Жукова

Анна Жукова

Франчайзи-партнер компании «Няня на час»

Как-то наша героиня — Анна Жукова — искала няню. Девушка не могла найти ту, которая придет по звонку в любое время — компаний с такими услугами в Сочи в 2018 году просто не было. Тогда Анна поняла, какой бизнес хочет открыть.

Теперь Анна — франчайзи-партнер компании «Няня на час» в Сочи. В статье она рассказывает о текучке кадров, предательстве сотрудников, неудачном делегировании и особенностях работы по франшизе.

Коротко о бизнесе

Бренд«Няня на час»
Сфера бизнесаУслуги по уходу и присмотру за детьми
Оборот за год6 млн в 2022 году
Старт работы бизнеса2018 год
ГородСочи
Как найтиСайт компании

Пришла в компанию и предложила открыть франшизу

Я работала руководителем в банке в Сочи. Много общалась с предпринимателями и видела, как они ведут бизнес. Когда я забеременела, загорелась идеей открыть свое дело. Мне хотелось чего-то уникального и полезного. Перед родами в интернете я увидела, что моя знакомая ищет себе няню на час, и у меня щелкнуло.

Я начала изучать рынок. Оказалось, что в Сочи почасовых услуг нянь не было. Я находила только агентства, которые за комиссию подбирали нянь на постоянную основу. Формат их работы я примеряла на себя, подойдут мне такие няни или нет.

Платить агентству за няню на целый день было дорого. Но мне и нужна была помощница всего на несколько часов в день. Хотелось найти надежного человека, который несколько раз в неделю приедет ко мне по звонку и посидит с ребенком. Похожее агентство я нашла только в Казахстане.

Спустя время у меня всплыла реклама компании «Няня на час» в Тольятти. Они недавно открылись, но мне понравился их подход, поэтому захотела такой же бизнес. Я нашла, что искала, но осознала, что мне не хватает знаний в этой сфере. Тогда я позвонила руководительнице компании «Няня на час» в Тольятти и предложила ей открыть филиал в Сочи.

Руководительница Светлана долго молчала, а потом сказала: «Это какой-то космос! Я уже несколько месяцев думаю о расширении». На этом мы и сошлись.

Светлана занялась обучением по созданию и раскрутке франшиз. Спустя год мы открыли первую франшизу компании в Сочи.

Купила франшизу и обрела наставников

За франшизу я заплатила 250 тысяч рублей. Сейчас она стоит в разы больше. Но я была первой, и на мне экспериментировали. По факту, когда мы открывались, у франчайзера еще не было готового пакета. Мне предоставили бренд, сайт компании и соцсети, материалы для работы с клиентами и для обучения нянь, абонементы, дизайнерское оформление. Но все было еще недоработано.

Я оплатила приезд специалистов компании. На месте они помогли мне запуститься: мы общались в сообществах для нянь и с блогерами. Чтобы договориться о будущей работе нянь в детских уголках, мы встречались с руководителями ресторанов. Специалисты «Няня на час» также помогли мне с юридическим оформлением.

Приезд специалистов дал поддержку 24/7 людей с опытом в малознакомой мне сфере. Сейчас это называется наставничеством. Их компания уже работала, они прошли обучение по ведению бизнеса, продажам, общению с клиентами. Без них я бы тоже справилась, но набила бы больше шишек.

Затраты на открытие бизнеса

Статья расходовСумма в рублях
Открытие ООО5000
Реклама25 000
Форма для нянь30 000
Аренда офиса (первый и последний месяц)36 000
Мебель для офиса40 000
Организация открытия44 000
Другие расходы50 000
Приезд специалистов и помощь на месте60 000
Компьютер, телефон, принтер110 000
Франшиза250 000
Итого:650 000

На момент открытия своего дела я видела только один минус — это размер роялти. Я платила 12 тысяч рублей и ждала сильно большего. Только спустя год управляющая компания доупаковала франшизу: появилась система обучения сотрудников на GetCourse и рабочие материалы, например «Рабочая книга няни», «Чек-листы на заявках», «Мотивация сотрудников».

Спустя годы я лучше понимаю ценность франшизы: за свое роялти я делегировала часть обязанностей, и тогда это сильно развязало мне руки. Например, я передала работу над сайтом и с горячей линией.

Наши няни работают в форме. Это не только гигиенично, но и облегчает адаптацию ребенка. Благодаря форме он привязывается к образу и, как мне кажется, меньше переживает, когда приходит новая няня

Эйфория затмила трудности

С первых дней работы компании в Сочи я видела, как наша услуга нужна. Мамам нравился сервис. Они говорили: «Спасибо, что вы вообще появились!» Это лучшая мотивация, я летала и не замечала сложностей.

С утра до вечера я была на телефоне: распределяла заявки и общалась с клиентами. Параллельно проводила отбор и обучение нянь. Несмотря на нагрузку, я засыпала и просыпалась с улыбкой.

Мне приходилось работать и няней. Появился клиент, которому было всего 10 дней. У меня была только одна няня, которая работала с грудничками, но она не могла работать каждый день без выходных. Так что мне пришлось подменять ее через день.

Мое решение поработать няней было не самым лучшим, это я поняла почти сразу. И тогда я начала сотрудничать с Центром материнства: наши няни общались с их неонатологом. Он обучал, как правильно держать новорожденных, как их кормить и как за ними ухаживать. После этого многие мои девчонки преодолели страх работать с грудничками.

Несколько раз в неделю я проводила собеседования и обучала. Тренировала нянь я на своем ребенке — тогда ему было полтора года. Я внимательно следила, как няня применяет стандарты работы, как она реагирует на поведение ребенка. На выходе оставались только те, кто действительно хотел и умел работать няней.

Чтобы обучение было более масштабным и интересным, мы учимся не только на моем ребенке. С некоторыми клиентами у нас заключен договор, по которому к ним приходят няня-стажер и директор по персоналу. Клиент с директором оценивают стажера по чек-листу.

Няни учатся онлайн в специальной программе и стажируются офлайн. Адаптация длится месяц. В это время директор по персоналу сопровождает и контролирует няню. Если видит, что няня еще не готова, то продлевает адаптацию.

Я разрывалась на части, поэтому наняла администратора. Он меня сильно разгрузил. За 6 месяцев бизнес окупился, еще через 2 месяца я вышла на прибыль.

Я обучаю нянь на дочери Стефании: наблюдаю, по ходу даю советы и показываю лайфхаки. Главная цель няни — как можно быстрее найти ключик к ребенку
На GetCourse у нас есть обучающая платформа. Обучение разбито на блоки с видео и заданиями, все вместе — это более 100 часов. Няня должна обязательно дать обратную связь: записать видео с домашним заданием, ответить на вопросы

Проблема 1: текучка из-за партнерской программы

За 5 лет в бизнесе я столкнулась с разными проблемами. Расскажу об основных. Первая — это текучка кадров.

В 2021 году няни стали увольняться пачками. Я начала выяснять причину. Оказалось, девчонкам очень тяжело работать на партнерках. Это когда мы заключаем договор с ресторанами и в их детской комнате работают наши няни.

На тот момент у меня была стратегия: партнерки — хороший инструмент маркетинга для привлечения клиентов. В детской комнате ресторана родители видят, как работают няни, обычно им нравится, и они приходят к нам. Но няням легче работать на индивидуальных заказах с одним или двумя детьми, а не выгорать на большом количестве детей — когда их 5—10.

Параллельно стала замечать, что чаще отказываем клиентам. Проанализировала, и оказалось, что много отказов было из-за партнерок. Пока наши няни работали в ресторанах, у нас не было свободных сотрудниц для индивидуальных заявок и нам приходилось отказывать клиентам. Тогда я приняла решение приостановить партнерскую программу.

Структура дохода компании «Няня на час» в Сочи в 2022 году

УслугиДоля продаж
Няня с педагогическим, психологическим или музыкальным образованием5%
Игровая зона5%
Индивидуальные заявки40%
Абонемент50%

В мае 2023 года я задумалась о возобновлении хотя бы одной партнерской программы. Это важно для рекламы наших услуг. Но я рассматриваю сотрудничество только с одним рестораном, чтобы мои няни не выгорали.

Я внимательно слежу за состоянием сотрудников. Я знаю, что няням нужна психологическая поддержка, поэтому периодически приглашаю психологов. С ними няни разбирают различные ситуации в работе. Например, бывают заявки с несколькими детьми. Они дерутся и ссорятся. Няня может не знать, как компетентно повести себя в этой ситуации. Такие вопросы она задает психологам.

Сейчас я разрабатываю партнерский пакет — 4 часа няня будет в ресторане. В него будет входить аквагрим и мастер-классы
Для наших сотрудников мы 2 раза в месяц организовываем собрания. На них разбираем вопросы из няньской практики. Проводим и неформальные собрания, как на этом фото — для нянь мы организовали фотосессию у моря и пикник

Проблема 2: хантинг наших нянь

Кроме текучки из-за партнерской программы были еще истории с увольнениями.

Одна моя няня уволилась, организовала чат и стала сама оказывать услуги по присмотру за детьми. Она начала перетягивать и моих сотрудниц. Мне было обидно и больно — ведь я столько вложила в их обучение и развитие. Многих я вырастила с нуля.

Был момент, когда мамы начали массово хантить наших нянь. Я злилась и не знала, что делать, мне просто хотелось все закрыть.

Продажи начали падать, что заметила управляющая компания. Они оказали огромную психологическую поддержку: провели со мной несколько конструктивных бесед и помогли принять ситуацию такой, какая она есть.

С момента увольнений в компании появились два правила. Первое: сколько бы ни было у нас конкурентов, клиентов хватит всем. И если их уводят бывшие сотрудники, значит, у нас появятся новые, более лояльные клиенты. Нужно просто приносить им пользу. И второе правило: люди приходят, люди уходят. В любой сфере услуг есть текучка кадров. Это нужно принять.

В работе с мамами разработали определенный подход. Мы начали им транслировать, что няни не работают вне компании, поэтому просим не предлагать работу в обход нас и не ставить в неловкое положение.

Сейчас мы пишем приложение, в котором будет проходить общение мам с нянями. Пока же общение идет через Вотсап, что невольно подталкивает к общению вне компании. Хотя я понимаю, что приложение решит эту проблему лишь частично.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Проблема 3: оборотные качели

Наш оборот скачет каждый год. Мы работаем с сфере услуг в туристическом городе, и тут много зависит от сезона и экономической ситуации в стране.

Годовой оборот компании «Няня на час» в Сочи

ГодОборот
20198,5 млн рублей
20204 млн рублей
20219,5 млн рублей
20226 млн рублей

Пандемия повергла нас в шок: няни не могли выходить на работу, нам пришлось выехать из офиса. Чтобы решить проблему, управляющая компания собрала всех франчайзи-партнеров, и мы провели мозговой штурм. Так, общими усилиями мы создали новую услугу — няня-онлайн. Мы быстро разработали материалы, закинули информацию на сайт, подключили продажи.

Нашим онлайн-сервисом сразу же начали пользоваться мамы не только в России, но и в Европе, США, на Филиппинах. Оборот был низкий, но маржинальность высокая. Если бы я тогда была одна и у меня был бизнес не по франшизе, не факт, что я бы выплыла.

В 2021 году оборот достиг почти 9,5 млн. Это был наш 3‑й год на рынке, все устаканилось, хорошо работали реклама и сарафанное радио.

Очередной резкий спад произошел в 2022 году. Много наших постоянных клиентов уехали из Сочи. Уменьшился поток клиентов из запрещенной сети. Оборот за год вышел всего 6 млн рублей.

Я поняла: нам нужны новые каналы продаж. С 2023 года я стала использовать наружную и традиционную рекламу. Мы разместили рекламу на радио, баннерах и в местных журналах, которые распространяются в медицинских центрах, центрах материнства, грудничкового плавания.

Летом 2023 года мы снова набираем обороты: в этом году стремлюсь к обороту в 10 млн рублей, пока что идти к цели у меня получается. Первый квартал показал оборот в 2,5 млн рублей. И это притом, что зимний сезон в Сочи в этом году не удался: туристов было немного. Основную ставку мы всегда делаем на летний сезон: с мая по сентябрь.

Клиенты компании «Няня на час» в Сочи

СезонностьМестные жителиТуристы
Зимний сезон
(январь — март)
65%35%
Межсезонье
(март — апрель, октябрь — декабрь)
70%30%
Летний сезон
(май — сентябрь)
50%50%

Проблема 4: неудачное делегирование

В 2022 году у меня работала хорошая администратор. Она справлялась с обязанностями, и я ей полностью доверилась. Летом я уехала в Самарскую область к родителям и посвятила себя детям.

В самый разгар сезона у меня резко упали продажи. Я не могла понять причину. Тогда я вернулась в Сочи и просмотрела все переписки с клиентами. Оказалось, что админ часть заявок обрабатывала некачественно, и мы упустили много клиентов.

Первый контакт с клиентом у нас всегда должен быть звонком. Например, мамочка написала в соцсеть и спрашивает стоимость. Мы ей обязательно перезваниваем и рассказываем о наших услугах, процессе работы и прайсе. А после звонка скидываем полную информацию. Администратор пропускала этап звонка и просто отвечала на вопрос потенциального клиента. Этап возникновения интереса и доверия к компании терялся. С некоторыми клиентами даже возникали конфликтные ситуации. Они элементарно что-то недопонимали.

Я знала о непростой личной ситуации админа, но когда предлагала ей отпуск, она отказывалась и говорила, что все под контролем. Но это было не так. Продажи упали на 30%. Пришлось уволить администратора и директора, потому что та не контролировала этот момент.

Я снова все взяла в свои руки. 2 месяца работала за директора и админа. Сразу же увидела динамику, продажи стали расти. Когда они пришли в норму, я начала искать новых людей.

Главный вывод звучит банально: не нужно полностью полагаться на доверие. Всех все равно нужно контролировать. С новыми директором и админом я начала каждую неделю проводить планерки. Стала четче им доносить информацию.

Проблема в работе администратора в том, что он не занят каждую минуту, но все равно на связи целый день. Многие готовы работать и в выходные, чтобы больше заработать. А потом они выгорают. Теперь я настаиваю на выходных.

Плюсы и минусы франшизы

У меня нет цели прорекламировать франшизу компании. Но со многими проблемами я справляюсь именно благодаря ей. Мы — одна команда. С девчонками из других городов у нас похожие проблемы, мы постоянно обмениваемся опытом.

Мы встречаемся 2 раза в год на слетах франчайзи-партнеров. Управляющая компания проводит для нас тренинги, семинары, мастермайнды, лекции. Такие мероприятия не просто дают практические знания, но и сплачивают коллектив.

Раз в месяц мы встречаемся на видеосозвонах. Например, УК организовывает фокус-группы. Недавно по материалам мы составляли стратегию развития бизнеса на год.

Слет франчайзи-партнеров компании в Мурманске. Помимо тренингов, успели посмотреть город, увидеть северное сияние, подняться на гору на снегоступах. Такие мероприятия отлично сплачивают команду

Коллективная работа может быть и минусом. Бывают моменты, когда я сама могу оперативнее и качественнее решить проблему на месте. Но мне приходится ждать ответа от управляющей компании.

Например, раньше максимальное количество часов по абонементу было 20. А нашей клиентке нужны были 25 часов. Ей приходилось покупать два абонемента по 20 часов или 5 часов оплачивать как разовую заявку. Это было неудобно. При первом варианте клиентке нужно было сразу много заплатить. И не факт, что в этом месяце ей были нужны оставшиеся в абонементе часы. При втором варианте клиентке пришлось бы переплатить, потому что разовые заявки стоят дороже часов по абонементу. Я поняла эту проблему и предложила изменить систему абонементов.

Управляющая компания вначале не хотела ничего менять только из-за меня. Я настаивала, спустя несколько месяцев меня услышали. И мы полностью изменили систему абонементов в Сочи.

С апреля у нас произошли изменения в системе абонементов во всей сети. Теперь количество часов в абонементе — 25+. Минимальный заказ по абонементу — 4 часа

Еще одна моя боль: у нас хороший сайт, но нет нормального SEO-продвижения. Из-за этого мы не можем продвигать услуги компании масштабно по всей России. Для меня это важно, ведь в Сочи приезжает много туристов. И у них есть спрос на нянь. Я неоднократно поднимала этот вопрос. УК объясняет нам, что придется подождать, пока пишется приложение. Оно будет подвязано к сайту, поэтому пока ждем.

Меня часто спрашивают, зачем мне франшиза, если я все про этот бизнес уже знаю. Но мне кажется неэкологичным открывать такую же собственную компанию. Поэтому сейчас я рассматриваю открытие бизнеса в смежной сфере — думаю о детском пространстве, потому что у моих клиентов есть такой запрос.

Решения для ведения бизнеса по франшизе

Предложение Тинькофф

Решения для ведения бизнеса по франшизе

  • 2 месяца обслуживания счета — 0 ₽
  • Бесплатная аналитика: стоимость аренды и оборот точек продаж
  • Разные способы приема платежей: в точках продаж и онлайн
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Инга Писковатская
Инга Писковатская

С какими проблемами в бизнесе сталкиваетесь вы? Как их решаете?

Антон Савельев
Антон Савельев

Спасибо за статью. Было интересно почитать!

Анна Жукова
Анна Жукова

Антон, спасибо!

Инна

Не первый раз вижу, как бизнес появляется из-за таких вот случайностей

anastasia

Не рекомендую франшизы, будете отдавать большую часть прибыли

user5827

Вдохновляющая история, удачи Анне!

Анна Жукова
Анна Жукова

user5827, спасибо!

cleo

Всегда казалось, что бизнес, связанный с детьми, имеет много подводных камней, связанных с законодательством. Ответа на вопрос о том, как получается следить за выполнением стандартов, здесь нет

julia.andy

cleo, зато понятные бизнес-процессы

Анна Жукова
Анна Жукова

Спасибо огромное за статью! Мне приятно, что после этого интервью многие обращаются ко мне за открытием подобного сервиса в своем городе или стране! Спасибо за возможность поделиться информацией.


Больше по теме

Новости