Вакансия — это свободное рабочее место, на которое отбирают кандидатов. Другое значение слова «вакансия» — объявление о поиске кадров. О нем мы и расскажем в статье.
Из чего состоит вакансия
В хорошей вакансии семь разделов: название должности, форма занятости, информация о компании, требования к соискателю, его будущие обязанности, условия работы и размер зарплаты. Не все разделы обязательны, работодатель сам решает, что важно указать.
Название должности. Название должности указывают всегда. Оно показывает, что и где придется делать соискателю. Это может быть простое «менеджер по продажам» или детальное «менеджер активных продаж в строительную компанию». Чем больше подробностей будет в названии, тем выше шанс, что на объявление откликнутся подходящие кандидаты.
Форма занятости. В вакансии указывают нагрузку и форму работы.
Нагрузка может быть полной — 40 часов в неделю и неполной — 15—20 часов.
Есть особый метод работы, когда сотрудник не возвращается домой после смены: он живет на территории работодателя в течение оговоренного срока. Его называют вахтовым.
Подобрать кадры на вахту трудно: условия работы тяжелые, а соискателей мало. Часто приходится собеседовать кандидата по телефону или привлекать посредников. Обычно, чтобы привлечь кандидатов, зарплату устанавливают в рынке или выше, а еще описывают бонусы, например бесплатное питание или транспорт до общежития, иначе на позицию будет мало откликов.
Форма работы бывает обычной, когда сотрудник работает в помещении работодателя, а бывает удаленной. Удаленный, или дистанционный формат — это работа из дома. На удаленке сотрудник работает такое же количество часов и получает такую же зарплату, как и офисные работники.
Удаленного сотрудника трудно контролировать, поэтому к нему предъявляют повышенные требования. Например, чаще берут на работу сотрудников с опытом: их не нужно обучать, поэтому им легче работать из дома. Иногда в вакансии указывают предпочтительный часовой пояс, чтобы рабочее время работодателя и сотрудника совпадало, и необходимое оборудование, например ноутбук.
Информация о компании. В этом разделе компании пишут свою историю, чтобы убедить соискателей в своей надежности, и указывают основные направления работы, чтобы можно было понять специфику. Например, курьеру в магазине техники нужно будет возить дорогие и часто тяжелые товары, а курьеру в банке — документы. Должность одна, но нагрузка и ответственность разная.
Иногда в вакансию включают конкурентные преимущества работодателя, рассказывают о достижениях команды и делятся идеологией бренда. Это нужно, чтобы найти близких по взглядам работников.
Требования к соискателю. В вакансии можно указать необходимый опыт работы и профессиональные качества — важные умения и навыки, — которым компания не сможет обучить нового сотрудника.
Обязанности. В вакансии описывают задачи, с которыми работнику придется сталкиваться ежедневно. Это нужно, чтобы соискатель понял, чего от него ждут, и оценил свои возможности.
Если должность типизированная, обязанности описывают кратко — в них выносят главные вопросы кандидатов. Например, в вакансии на должность учителя можно не указывать обязанности «учить детей» и «вести электронный журнал» — это очевидно. Но нужно закрыть вопросы соискателей, чтобы не тратить время на общение с теми, кому работа не подходит. В этом случае — какая нагрузка, есть ли внеурочка и классное руководство.
Если должность новая, ее название объединяет специалистов разного профиля или есть нетипичные задачи, обязанности описывают подробно, иначе на вакансию будут откликаться неподходящие специалисты.
Условия работы. В объявлениях указывают условия, в которых придется работать новому сотруднику. Например, часы работы, испытательный срок и трудовые отношения: трудовой договор, договор ГПХ или аутсорсинг. А еще прописывают потенциальные трудности и возможные бонусы: например, компания не оплачивает курьерам проездные, но у сотрудников есть комната отдыха, кухня и бесплатные обеды.
Зарплата. Работодатель может указать точный размер зарплаты или ее диапазон — зарплатную вилку. Узкая вилка — это маленький диапазон, например от 100 000 до 120 000 ₽. Широкая — большой, например от 100 000 до 400 000 ₽.
Широкую вилку используют в двух случаях:
- Когда работодатель готов принять людей с разной квалификацией. От опыта соискателя будет зависеть его зарплата.
- Чтобы продемонстрировать верхний порог заработка сотрудника. Чем больше и лучше он будет работать, тем больше денег получит.
Если в вакансии не указаны причины такого расхождения, соискатели могут решить, что работодатель хочет привлечь их и сэкономить.
Какие бывают вакансии
Есть несколько типов вакансий, они зависят от потребностей работодателя.
Обычная вакансия. Это самые частые вакансии, их используют, когда нужно найти рядового сотрудника. Например, системного администратора, редактора, пекаря.
Массовый подбор. Это однотипные вакансии для линейных сотрудников, например кассиров. Задача такой вакансии — привлечь как можно больше кандидатов, поэтому объявление стараются сделать коротким и понятным и красиво оформить, чтобы оно выделялось на сайте.
В массовой вакансии обязанности и требования указывают кратко, зато подробно описывают отсекающие факторы: они определяют, подходит ли вакансия кандидату. Например, продавцу в магазине придется физически трудиться: носить коробки при приеме товара. В вакансиях массового подбора почти всегда указывают зарплату, чтобы не тратить время на собеседование кандидатов, которые рассчитывают на более высокий доход.
Узкоспециальная вакансия. Такие вакансии составляют, чтобы найти специалистов в узких отраслях. Приоритет таких объявлений — профессиональные навыки соискателя, поэтому работодатели подробно описывают требования. Это касается даже названий: например, чтобы отсеять неподходящие кадры, вместо широкого «программист» указывают «веб-разработчик» или «QA-инженер». Узкие специалисты в дефиците, поэтому самый большой блок в вакансии — выгода, которую получит сотрудник. Например, тренажерный зал в здании офиса и абонемент в бассейн.
Поиск руководителей. В вакансию для руководителей включают данные о проекте, стадии развития компании, ее задачи. Это нужно, чтобы соискатель мог оценить, близок ли ему проект и есть ли у него необходимый опыт. Обязанности руководителя описывают кратко, вместо них часто пишут миссию — глобальный план. Например, не «утверждать план выпуска новостей» и «проводить встречи с редакцией», а «через год сформировать базу из миллиона читателей».
Что может снизить количество откликов
Работодатель не всегда может нанять специалиста по поиску кадров — рекрутера, — поэтому иногда составляет вакансию сам. Рассказываем, что может отпугнуть хороших соискателей и почему.
Вызывающий или неинформативный заголовок. Площадка для поиска работы — плохое место для креатива. Объявление «Стоматолог ищет падавана» откроют из любопытства, просмотров и откликов будет мало. В вакансии, которую просмотрят много соискателей, нейтральный тон и информативный заголовок — например, «Ассистент стоматолога на полный рабочий день».
Длинный текст. Кандидат смотрит несколько вакансий в день, ему трудно каждый раз читать длинный текст. Есть риск, что он будет смотреть его по диагонали и пропустит важное или испугается объема и закроет объявление. Бывают случаи, когда без деталей не обойтись, но если есть возможность сократить текст, стоит это сделать.
Отсутствие структуры. В сплошном тексте, даже коротком, трудно найти важную информацию: соискатель может не заметить важные требования. Чтобы этого не произошло, используют деление на блоки и включают в текст списки.
Абстракции. Например, фраза «достойная оплата труда» ничего не скажет соискателю. Он может решить, что так скрывают низкую зарплату, и закрыть вакансию. Конкретная сумма или диапазон привлекают больше кандидатов.
Грамматические ошибки. Уровень грамотности — показатель профессионализма. Неграмотная вакансия может делать работодателя ненадежным в глазах кандидата, даже если она составлена от лица известного бренда.
Нет информации о компании. Если компания не пишет о себе, соискателю может показаться, что она однодневка. Он выбирает между несколькими работодателями и о некоторых раньше не слышал. Если соискатель не понимает, где и с кем ему предстоит работать, есть ли у компании интересные проекты и возможности карьерного роста, он может откликнуться на объявление конкурента.
Грамотно составленная вакансия, уместный заголовок и понятная структура помогают быстрее найти подходящего сотрудника.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Где размещают вакансии
Известные компании могут размещать вакансии на своем сайте, потому что есть люди, которые хотят работать именно в них.
Если компания небольшая или если есть особый запрос, например срочно нанять сотрудника, вакансию размещают в специальных сервисах. Например, HeadHunter, Работа.ru или SuperJob.
Иногда объявления размещают на тематических сайтах. Например, на площадке для программистов «Хабр» есть раздел «Карьера», в котором работодатели могут опубликовать вакансии. Это полезно, если нужно найти опытных специалистов или если компания не знает, каким из сервисов чаще пользуются нужные кандидаты.
Что нужно запомнить
- Вакансия — это свободная должность, на которую ищут работника, или объявление о поиске сотрудника.
- Обычно в вакансии указывают название должности, форму занятости, информацию о компании, требования к соискателю, его будущие обязанности, условия работы и размер зарплаты.
- Есть общие правила оформления вакансии: нужно составить информативное название и разбить текст на пункты. Лучше не допускать в тексте грамматических ошибок и креативных формулировок — это может отпугнуть соискателей.