Стейкхолдер (от английского stake — «доля» — и holder — «держатель») — изначально акционер, но на деле так называют людей или компании, которые соприкасаются с работой бизнеса и влияют на него.
Стейкхолдерами могут быть любые лица, на чьи интересы влияет бизнес, например клиенты. А еще те, кто принимает решения, например совет директоров. Стейкхолдером может быть один человек или группа.
В статье рассказываем, кто такие стейкхолдеры и как с ними работать.
Кто такой стейкхолдер
Стейкхолдеры — это люди или компании, которые заинтересованы в работе бизнеса. Существует три основных типа стейкхолдеров:
- Те, с кем бизнес находится в финансовой или юридической связке: например, руководитель, сотрудники, инвесторы. Они заметно задействованы в бизнесе.
- Те, на кого влияют рабочие процессы: например клиенты, потребители, поставщики, партнеры.
- Те, кто сам влияет на работу бизнеса: например, СМИ, конкуренты или госорганы.
Какие стейкхолдеры относятся к бизнесу — зависит от его сферы деятельности.
Категории стейкхолдеров
Стейкхолдер может быть непосредственной частью бизнеса и оказывать на него прямое влияние. А может быть посторонним лицом и влиять извне:
Стейкхолдеров еще разделяют на категории по уровню влияния:
Чтобы повысить эффективность работы бизнеса, советуем относиться к внешним стейкхолдерам так же внимательно, как и к внутренним. Например, проводить встречи с покупателями, создавать временные союзы с конкурентами.
Как взаимодействовать со стейкхолдерами
Если учитывать интересы всех стейкхолдеров, бизнес будет процветать. С их помощью можно улучшить имидж бренда, сделать продукцию и услуги более качественными, привлечь больше денег. Для этого компании и ИП находят всех стейкхолдеров и узнают их предпочтения.
Учесть все интересы трудно, потому что мнения стейкхолдеров могут противоречить друг другу. Например, компания изготавливает газировку. Основатели компании хотели бы выпускать напитки в пластиковых бутылках, чтобы сократить расходы. А активисты требуют поменять упаковку, чтобы не загрязнять планету.
Важно отделить действительно важные предложения и замечания от капризов.
Рассказываем, что нужно делать.
Найдите всех стейкхолдеров. Чтобы взаимодействовать с заинтересованными сторонами, нужно понимать, с кем именно придется общаться. Для этого определите всех людей, которые относятся к бизнесу, и распределите их на группы: скажем, клиенты, поставщики, сотрудники — от гендиректора до стажера.
Чтобы получить развернутую карту стейкхолдеров, в каждой группе выделите подгруппы. Например, так выглядит развернутая карта стейкхолдеров одной фармацевтической компании из Великобритании.
Когда выясните, какие заинтересованные лица причастны к вашему проекту, нужно определить, кто из них влияет на проект, а кто поддается влиянию.
Теперь узнайте основные интересы каждой категории стейкхолдеров. Рассказываем, как это можно сделать.
Постройте систему координат. Существует матрица стейкхолдеров, она выглядит как система координат «Влияние — Важность». Внутри находятся четыре квадрата: низкий приоритет, защита, мониторинг, хорошее отношение.
Важность показывает, как сильно заинтересован стейкхолдер в бизнесе. Влияние — то, насколько заинтересованная сторона может воздействовать на бизнес.
С помощью матрицы можно понять, как общаться с разными людьми и наладить управление рисками.
Ваша задача — распределить заинтересованные стороны внутри системы. Если заинтересованная сторона очень важна, но почти не имеет влияния — поместите ее в квадрат «Защита». Сюда, например, попадут уволенные работники: они уже не влияют на работу компании, но заинтересованы в ней. Если влияние стейкхолдера высокое, а важность низкая — внесите его в квадрат «Мониторинг». Далее — по аналогии.
Учесть интересы таких разных людей поможет грамотный проджект-менеджер. Для каждой категории стейкхолдеров будут индивидуальные решения проблем. Если правильно определить заинтересованные стороны и составить матрицу — получатся методы работы для каждой категории. Например, вот решения, которые компания Phillips подготовила для того, чтобы наладить взаимодействие со стейкхолдерами.
Важно помнить, что стейкхолдеры — это обычные люди. У них естественные интересы. Например, покупатель заинтересован в том, чтобы купить, инвестор — заработать денег, производитель — выполнить работу, чтобы удовлетворить клиента.
Что важно запомнить
- Стейкхолдер — это заинтересованная сторона. Им может быть физическое или юридическое лицо. Стейкхолдер влияет на бизнес или подвергается влиянию.
- Чтобы бизнес процветал, нужно учитывать интересы стейкхолдеров. Их желания влияют на принятие решений в бизнесе.
- Организацией взаимодействия со стейкхолдерами обычно занимается менеджер проекта.
- Матрица заинтересованных лиц поможет произвести оценку эффективности и в результате систематизировать взаимодействие с ними.