Каждый предприниматель, который запускает бизнес, работает на определенном рынке. Например, если он открывает магазин у дома, он работает на локальном рынке. Разберем, что такое рынок и какие функции он выполняет.
Что такое рынок
Рынок — система, которая нацелена на обмен товарами, работами или услугами между продавцом и конечным потребителем. Обмен равноценный: продавец предоставляет продукт, а покупатель — деньги или бартер, то есть другой продукт. Внутри этих отношений формируются спрос и цена на определенные товары.
Репетитор проводит платные уроки по английскому языку. За одно занятие он берет 700 ₽. Когда на урок приходит ученик, между ними происходит обмен: репетитор предоставляет знания, а студент расплачивается за них деньгами.
Каждый рынок обладает двумя признаками:
- спрос и предложение не регулируют. Покупатель сам определяет, сколько товаров ему купить, а производитель решает, сколько продукции сделать;
- цена зависит от спроса и предложения.
Участниками рынка могут быть предприниматели, компании, государство.
Виды рынков
Рынки делят на разные виды в зависимости от того, кто, где и чем на них торгует. Для примера собрали несколько в таблицу.
Какие функции выполняет рынок
Рынок выполняет пять функций:
- Ценообразующая. Цена складывается из спроса и предложения. К примеру, если у производителя много товаров, но мало покупателей, он может снизить стоимость продукции.
- Контролирующая. Рынок вытесняет производителей, которые выпускают некачественный товар, потребители меньше им интересуются и выбирают конкурентов.
- Стимулирующая. Производители улучшают качество товаров, работ или услуг, чтобы формировать больший спрос у потребителей.
- Посредническая. Рынок выступает посредником, местом, где встречаются продавцы и покупатели.
- Информационная. Участники рынка получают информацию об ассортименте, количестве и качестве товаров.
У рынка есть несколько преимуществ: например, услуги совершенствуются из-за наличия конкуренции на рынке. Чтобы оставаться конкурентоспособными, брендам и компаниям приходится развиваться.
Минусы тоже есть: к примеру, в рыночной системе бизнес акцентируется на прибыли, поэтому может экономить на зарплате сотрудников или условиях их труда.
Что нужно запомнить
- Рынок — экономические отношения, которые складываются между продавцом и потребителем услуг. У рынка есть отличительные признаки, например нерегулируемая цена. Стоимость товаров, работ или услуг зависит от спроса и предложения.
- Рынки делятся на разные виды, к примеру: по категориям участников, объектам оборота, территориальным признакам.
- У рынков несколько функций. Одна из них — стимулирующая. Поскольку на рынке за внимание потребителей борется множество продавцов, им приходится предоставлять качественные товары и услуги, чтобы покупатели ими интересовались.