Коммерческие расходы — один из видов регулярных расходов компании на ведение бизнеса. Они связаны с продажей готовой продукции — маркировкой, упаковкой, перевозкой и рекламой.
Что считается коммерческими расходами
В бухгалтерском учете, кроме коммерческих, бывают и другие виды расходов — управленческие, на производство, прочие. Их нужно отличать их друг от друга, чтобы рассчитывать финансовые показатели без ошибок. Управление расходами также требует разделения их на подвиды.
Для начала нужно понять, что относят к коммерческим расходам. Главный критерий — затраты должны быть связаны с продажей товаров, работ или услуг. Например, зарплата маркетолога считается коммерческим расходом, потому что без продвижения товар не будут покупать, а зарплата бухгалтера — нет. В таблице ниже собрали еще примеры коммерческих и иных расходов.
Состав коммерческих расходов у каждого бизнеса свой. Он зависит от того, что компания или ИП делает — производит товар и продает его через оптовиков, занимается торговлей, выполняет работы или оказывает услуги. На торговых предприятиях коммерческих расходов традиционно больше, чем на производствах. В таблице привели примеры, какие коммерческие расходы могут быть у разных компаний и ИП.
Учет коммерческих расходов
В бухгалтерском учете коммерческие расходы учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». А затем со счета 44 переносят на счет 90 «Продажи» — так они уменьшают прибыль или увеличивают убыток бизнеса.
В налоговом учете нет понятия коммерческих расходов, но их можно учитывать при расчете налоговой базы на ОСН и УСН «Доходы минус расходы». Так получается сэкономить на налоге на прибыль и налоге при УСН соответственно.
Но и здесь есть ограничения. Например, расходы на призы победителям рекламной лотереи можно учесть только в пределах 1% от выручки компании. Если на организацию розыгрыша потрачено 120 000 ₽, но 1% выручки — это 100 000 ₽, учесть получится только 100 000 ₽.
В отдельной статье разобрали планирование расходов, а также как оптимизировать коммерческие расходы на продажи и маркетинг. Например, чтобы оптимизировать расходы на зарплаты, можно снизить фиксированный оклад сейлза и увеличить процент с продаж.
Что важно запомнить
- Коммерческие расходы — регулярные затраты бизнеса на продажу и рекламу продукции.
- Расходы, которые не связаны с продвижением и рекламой, нельзя считать коммерческими. Например, стоимость хранения товаров на складе — коммерческий расход, стоимость хранения материалов для производства — нет.
- Коммерческих расходов в налоговом учете нет, но их можно учитывать как затраты при расчете налогооблагаемой базы и уменьшать налог на прибыль или налог при «доходно-расходной» УСН. Но не все — например, расходы на призы для победителей рекламных розыгрышей не должны превышать 1% от выручки.