Интеграция — это объединение самостоятельных частей. Есть два способа это сделать:
- Добавить новый элемент в уже существующую структуру.
- Создать абсолютно новую систему из разных элементов.
Чаще всего говорят об интеграции сервисов или компаний.
Процесс интеграции программ работает так. Есть два самостоятельных сервиса, например программа для автоматизации 1С и сервис выплат самозанятым. В первом можно вести бухучет, а во втором — перечислять деньги контрагентам. Сервисы можно интегрировать — или внедрить функции одного в другой. Тогда в 1С появятся новые возможности: например, в нем будут автоматически появляться чеки, которые формирует сервис выплат. При этом обе программы не перестанут существовать в исходном виде.
Интеграцию программ используют, если компании нужно создать нестандартное решение под свои нужды.
Интеграция компаний работает немного иначе — о ней и поговорим в статье.
Интеграция простыми словами — это объединение двух самостоятельных элементов в один или внедрение одного в другой. Например, две самостоятельные компании могут организовать альянс и работать сообща. А самостоятельный сервис «Рецепты» может встроиться в платформу для фитнеса.
Какой может быть интеграция
Интеграцию компаний можно условно разделить на три вида, в зависимости от того, как связаны компании — участники объединения.
Горизонтальная. Компании находятся на одном уровне развития и могут выгодно сотрудничать после слияния.
При горизонтальной интеграции объединившиеся компании увеличивают свою долю присутствия на рынке, клиентскую базу, доходы и маркетинговые ресурсы. Вместе с этим снижают затраты и вытесняют конкурентов.
В 2019 году компания Уолта Диснея заключила договор о слиянии со студией Pixar. Таким образом корпорация хотела расширить количество поставляемого зрителю контента и еще больше захватить мировой рынок.
При этом есть риск создать монополию, а значит, интеграции такого типа находятся под тщательным контролем со стороны государства.
Вертикальная. Компании связаны технологически, например у них общий цикл производства продукта или услуги. Цель вертикальной интеграции — рост и расширение каждой компании.
Самым ярким примером вертикальной интеграции является холдинг Alibaba Group. В нем объединились похожие компании. Все они работают в одном производственном цикле, но каждая компания решает свои задачи:
- Taobao.com — работает на китайский рынок в качестве оптового и розничного посредника;
- Tmall — предназначен для брендов и розничных продавцов;
- Alibaba.com — онлайн-платформа для малого бизнеса;
- AliExpress — розничная торговля за рубежом.
В идеале при вертикальной интеграции оптимизируются все процессы, растет прибыль и стабильность бизнеса.
Смешанная. Компании не связаны между собой и находятся на разных уровнях развития, каждый объект автономен. Цель — диверсификация производства. Например, автомобильная компания решает выпускать еще и мотоциклы. Для этого она приобретает компанию, в которой их производят, и теперь выпускает через нее мотоциклы под собственным брендом.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Формы интеграции компаний
В жизни никто не говорит «интеграция компаний Google и Ford выпустила новый продукт». Дело в том, что у интеграции есть разные формы — в зависимости от целей объединения, сферы деятельности, взаимосвязи организаций. Различают 11 форм:
- стратегический альянс;
- консорциум;
- картель;
- синдикат;
- пул;
- ассоциация;
- конгломерат;
- трест;
- холдинг;
- финансово-промышленная группа;
- концерн.
Стратегический альянс. Соглашение на определенный срок между двумя и более компаниями для сотрудничества, производства продукции или технологического развития. Альянсы создают для выгодного обмена ресурсами, знаниями и возможностями.
В 2021 году Google и Ford подписали соглашение о сотрудничестве. Теперь Google поставляет информационно-развлекательную систему на базе Android в автомобили Ford. Для Google выгода в постоянном крупном клиенте, а Ford получает готовое технологическое решение.
Стратегические альянсы никогда не приводят к слиянию или поглощению компаний.
Консорциум. Компании временно объединяются для решения финансовых задач: часто для получения инвестиций в проектах большого масштаба.
Известнее всего банковские консорциумы. Например, британский холдинг — NatWest Group, который включает в себя Royal Bank of Scotland, National Bank of Scotland и другие банки. Во время экономического кризиса в 1969 году они сформировали консорциум, в который сейчас входит 7 дочерних компаний из разных стран.
Картель. Монополистическое объединение компаний, при котором каждый участник сохраняет независимость. Компании объединяются в картели, чтобы урегулировать отношения в определенной сфере — ценообразовании, продажах, объемах производства и так далее.
Легальный пример мирового картеля — ОПЕК. Это организация стран — экспортеров нефти, они открыто договариваются об объеме добычи нефти с целью удержания цен.
Некоторые государства выступают против картелей, другие, наоборот, поощряют их. В России за организацией картелей следит ФАС и штрафует тех, кто нарушает правила.
Синдикат. Монополистическое объединение компаний для снижения конкуренции между участниками или улучшения условий для ведения коммерческой деятельности. Участники синдиката теряют свою коммерческую самостоятельность, но остаются юридически и производственно независимы.
Как и в случае с картелями, не все государства поддерживают создание таких объединений.
Пул. Компании собирают прибыль от сотрудничества в общий фонд, а потом распределяют в оговоренной пропорции.
Есть несколько видов пулов:
- конкретный — компании направляют инвестиции на определенный проект;
- торговый — компании объединяются ради удержания какого-либо товара на складе в ожидании увеличения цены на него;
- страховой — страховщики объединяются, чтобы выработать одинаковые правила и тарифы для определенной сферы;
- патентный — компании вместе используют патент на определенный товар, а прибыль утверждают при вступлении в пул.
Страховые компании «СОГАЗ», «АльфаСтрахование», «Гефест», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Согласие» объединились в страховой пул для страхования объектов на сочинской Олимпиаде 2014 года.
Обычно такое объединение носит временный характер и считается одной из разновидностей картелей.
Ассоциация. Некоммерческое объединение компаний для координации действий и защиты общих интересов.
Ассоциация работников торговли, или АРТО, объединяет сотрудников магазинов, складов и офисов торгового предприятия для защиты их интересов.
Для своих членов АРТО предлагает правовую поддержку, оформление документов, трудоустройство, обучение и специальные мероприятия.
В ассоциациях отношения регулируются уставом и учредительным договором, а высшим органом управления является общее собрание членов.
Конгломерат. Чаще всего поглощение крупной компанией нескольких мелких и средних бизнесов из различных сфер, не имеющих между собой каких-либо связей. Все они подчиняются главной компании, но работают независимо друг от друга.
В конгломерат «Газпром» входят компании, которые работают в развлекательной сфере. Это несколько десятков телеканалов, радиостанций, газет, журналов и видеосервисы. При этом основную свою прибыль Газпром получает от продажи нефти, ее добычи и переработки.
Трест. Объединение производств. При создании треста организации теряют свою самостоятельность и подчиняются управляющей компании, а прибыль распределяется в зависимости от вложенной доли.
Холдинг. Нескольких мелких дочерних компаний, которые полностью подчиняются материнской: она владеет контрольным пакетом акций, а дочерние организации распределяют оставшиеся между собой. В таком случае головная компания получает прибыль от управления более мелкими.
Inditex — крупный испанский холдинг. Он управляет несколькими брендами одежды — Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Oysho — и получает с этого прибыль.
Финансово-промышленная группа. Объединение нескольких компаний, в которое обязательно входит банк и промышленное предприятие. Они могут как объединять свои активы, так и действовать как основное и дочерние сообщества.
Роснефть — финансово-промышленная группа, в которую входят заводы и Российский региональный банк развития.
ФПГ создают для упрощения взаимодействия между компаниями в крупных проектах.
Концерн. Финансово-промышленная группа, в которую объединяются с целью получить как можно больше прибыли.
Концерн Volkswagen включает в себя 1500 дочерних компаний, совместных предприятий и партнерств и выпускает автомобили под разными брендами — Volkswagen, Audi, Skoda, Bentley, Bugatti, Porsche, мотоциклы Ducati и другие.
Каждый участник остается самостоятельным, но его деятельность координирует головная компания.
Что важно запомнить
- При интеграции можно добавить один элемент к системе, а можно создать новую систему из нескольких разных элементов.
- Интеграции бывают трех видов: горизонтальная, вертикальная и смешанная. Какую выбрать — зависит от уровня развития компаний, которые объединяются.
- Есть разные формы интеграции компаний, какую выбрать — зависит от поставленных целей и того, какое сотрудничество вам предлагают.
- Интегрировать можно также одну программу с другой, так можно создать специальную систему, которая будет отвечать нуждам вашего бизнеса.