Госорганы или частные компании размещают на специальных электронных площадках заказы с требованиями, а предприниматели и компании, которые хотят заключить договор, оставляют предложения с указанием цены. Побеждает тот, кто предложит самую низкую. Такой формат называют аукционом.
Виды аукционов
Аукционы делят на виды в зависимости от того, как их проводят и кто может принимать участие в торгах.
По степени доступности. Аукцион может быть открытым или закрытым. В открытом принимают участие все желающие, а закрытый аукцион организуют для узкого круга приглашенных.
По способу ставок. Здесь также применяют понятия открытого и закрытого аукциона. Участники открытого аукциона могут видеть цену конкурентов и изменять свою, а при закрытом у претендентов нет возможности оценить чужие предложения и изменить ставку.
По количеству этапов. Выделяют одноэтапные и двухэтапные аукционы. При одноэтапном победителем признают участника закупки, который предложил самую низкую цену. При двухэтапном заказчик сначала проверяет документы участника и решает, соответствует ли он требованиям закупки, а затем отсеивает неподходящие предложения и проводит торг.
Кто может стать участником аукциона
Есть три вида заказчиков. Первый — государственные или муниципальные, например суд или детский сад. Аукционы госзаказчиков финансируют из федерального или муниципального бюджета.
Госзаказчики предъявляют к участникам высокие требования и могут устанавливать ограничения — как правило, на заказы, связанные с государственной тайной. Например, оборонные заказы часто бывают закрытыми: принять в нем участие можно только по приглашению организатора.
Второй вид заказчиков — компании с долей государства более 50%, а третий — коммерческие предприятия. Они финансируют аукционы из собственных средств.
Коммерческие компании самые лояльные: обычно претендовать на их заказы могут любые исполнители, если нет дополнительных требований. Например, на поставку лицензированного товара рассматривают только кандидатов, у которых есть права на его продажу.
Как проходят аукционы
Торги проводят дистанционно на электронных торговых площадках — ЭТП. В России работают восемь федеральных электронных площадок, но есть и площадки для коммерческих закупок — в интернете их более двухсот.
Как проходит аукцион:
- Заказчики регистрируются на электронной площадке, поставщики проходят аккредитацию.
- Если закупки проводит госкомпания, заказчик публикует извещение о проведении электронного аукциона через СМИ и Единую информационную систему в сфере госзакупок. Если коммерческая — просто размещает заказ на торговой площадке.
- Поставщики подают заявку вместе с необходимыми документами.
- Заказчик проводит аукцион и определяет победителя.
Если аукцион двухэтапный, перед торгом организатор проверяет заявки на соответствие требованиям. Аукцион не состоится, если заявок не будет или ни одно из предложений не подойдет.
Как участвовать в электронном аукционе
Чтобы участвовать в государственном аукционе, нужно получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе и на сайте электронной торговой площадки.
Шаг 1. Получить электронную подпись. Электронная цифровая подпись нужна для заверки документов и регистрации на сайте закупок. Ее можно купить в любой аккредитованной организации.
Шаг 2. Зарегистрироваться в ЕИС. Для участия в аукционе, который организует госкомпания, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Это портал, где можно посмотреть все государственные тендеры.
Для регистрации понадобятся логин и пароль от портала госуслуг. Если в аукционе будет участвовать предприниматель или юрлицо, аккаунт физлица не подойдет, нужен профиль ИП или компании.
Шаг 3. Зарегистрироваться на торговой площадке. Электронная торговая площадка — ЭТП — это сайт, на котором можно изучить требования заказчика и подать заявку на участие в аукционе.
Аукционы для малого и среднего бизнеса проводят только на федеральных площадках. А значит, таким компаниям и ИП в любом случае нужно регистрироваться на сайте единой информационной системы.
Для участия в негосударственных аукционах меньше требований: нужны только электронная подпись и регистрация на электронной торговой площадке.
Что важно запомнить
- Аукцион — публичные торги за право выполнить заказ по наименьшей цене.
- Аукцион может проходить открыто, и тогда в нем может участвовать любой желающий, а может — закрыто: тогда для участия понадобится приглашение.
- Электронные аукционы организуют заказчики — госкомпании, компании с долей государства более 50% и коммерческие юрлица.
- Для участия в любых электронных закупках нужно получить электронную цифровую подпись.
Здравствуйте.
Уточним этот момент, позже вернемся к вам.
Здравствуйте.
Может.
Если конкуренция не случилась — заявку подал только один участник или заказчик отклонил все заявки кроме одной, — конкурс считают несостоявшимся. Тогда все зависит от того, соответствует ли заявка требованиям тендера.
Если да — участник автоматически считается победителем. Если нет — заказчик отклоняет ее и размещает новый госзаказ.
Может ли в аукционе выиграть участник подавший единственную заявку на участие?