Многие начинающие предприниматели идут к успеху, совершая ошибки и просчеты. Рассказываю, что нужно всегда держать под контролем, следует ли полностью доверять персоналу, почему важно разбираться не только в своем деле, но и в финансах, маркетинге и рекламе.
От любительского блога к фрилансу и бизнесу
Все началось после переезда в Германию на учебу. На втором курсе в качестве хобби я завела блог про переезд и жизнь в новой стране. Он сразу вызвал интерес подписчиков, в комментариях было много вопросов о том, как переехать, в какой университет поступить, насколько это сложно. Давая ответы, мне пришлось еще глубже изучить темы, связанные с переездом — какие документы собрать, какой университет выбрать. Потом ко мне стали обращаться за консультациями, а позже появился первый полноценный кейс на сопровождение переезда семьи из трех человек (муж, жена, ребенок) в Германию.
Это стало первым удачным опытом работы на фрилансе. Позитивный развернутый отзыв клиентов тогда привел новых людей, которые мечтали переехать в Германию. Количество консультаций росло, помощь в сборе документов и других вопросах расширялась. В тот момент, когда в работе было одновременно десять клиентов, пришло осознание, что от фриланса и работы в одиночку пора переходить к бизнесу и набору команды. Необходимость нанять помощников стала очевидной, поскольку мне тогда приходилось совмещать учебу, подработку, фриланс и ведение блога. Примерно через три года ниша сформировалась сама собой с очевидными перспективами развития бизнеса.
Первые шаги
В начале 2021 года основной задачей стал поиск помощников. Так началась работа втроем — один человек продвигал наш аккаунт в социальной сети, второй занимался рекламой, которая требовала бесчисленных переговоров с рекламодателями. Организовав работу команды, можно было сконцентрироваться на клиентах. Когда их стало еще больше, пришлось нанять помощника на рутинные задачи с людьми, и это высвободило много энергии.
Вскоре пришло понимание, что объяснять каждому клиенту тему с нуля не эффективно, поэтому нужен сайт-визитка. К тому моменту у меня за плечами были курсы копирайтинга и навыки создания сайта на Тильде. Однако проблема снова решилась сама собой после обращения дизайнера, предложившего сверстать сайт по бартеру. Было это до того, как родился бренд Nemusli Consult. Первый сайт появился летом 2021 года. Дизайн был посредственным, поскольку специалист только-только окончил курсы. На сайте были описания услуг, ответы на частые вопросы, прайс. Посетители получали нужную информацию, а у команды появилось больше времени для развития бизнеса.
Как масштабировался бизнес и какие ошибки на этом пути сделаны
Вливание инвестиций для быстрого масштабирования, как у многих бизнесов, я не планировала. Мне хотелось постепенного развития агентства по мере появления доходов от заказов. В тот период я отдавала предпочтение стабильности доходов и полному погружению во все этапы работы. Расширение команды путем привлечения нужного специалиста, увеличение бюджета на рекламу — все это осуществлялось по мере необходимости, когда приходило понимание, что у меня не хватает на эту область ресурса. Но привычка досконально изучать все вопросы по теме сохранилась и при работе с командой. Как и понимание, что никто не владеет спецификой бизнеса лучше его основателя.
Например, разбираясь вместе со специалистом в эффективности таргетированной рекламы, я обязательно вносила в стратегию специфические нюансы, о которых таргетолог знать не мог. Например, про принятие нового закона о студентах-иностранцах. Мои знания новинок законодательства помогали затачивать рекламу под целевую аудиторию и привлекать больше клиентов Потом наступил период квантового роста бизнеса. Резкое увеличение количества клиентов обусловлено завершение пандемии и усилением миграции. Команда из 4 человек за год выросла до 19. И в этот период для стабильной работы и развития финансов хватало, поскольку блоги — на тот момент был уже Instagram (запрещен в РФ) Телеграм-канал и Тик-Ток — приводили все больше клиентов.
Теперь к ошибкам. Как только мне казалось, что с помощниками все в порядке, выяснялось, что это не так. Отсутствие контроля приводило к нарушению дедлайнов, финансовым потерям, хотя с персоналом в основном везло. Иногда нанятые специалисты подводили, а бюджет сливался в никуда. Так было с таргетологом, который обещал, что все будет отлично, а на самом деле никакого эффекта запущенная им реклама так и не дала. Подобные ситуации укрепляли во мне уверенность в том, что надо во всем разбираться, все знать, оценивать результаты работы людей.
Ошибкой еще было отсутствие общения с предпринимателями. Попытка расти в одиночку, не имея связи с единомышленниками и конкурентами, заставляла изобретать велосипед там, где все давно изобретено. Многое делалось, как говорится, на коленке, не было четкой системы управления бизнесом. Мы вели учет в таблицах Эксель вместо внедрения CRM. Консультировали клиента и отпускали его без внесения контактных данных в базу. Впоследствии не могли включить его в рекламную рассылку. Не было понимания необходимости ежедневного контроля работы отдела продаж, важности расчета среднего чека, эффективности разных видов рекламы, Подобных просчетов было много на всех этапах работы. Теперь каждую возможность пообщаться с бизнесменом я расцениваю как обучение, обмен опытом. После таких встреч всегда приходят инсайты.
Ошибочным еще был эмоциональный вывод о том, что тематика онлайн обучения как дополнительное направление бизнеса мне не подходит. Виной всему — провальный опыт проведения первого вебинара. Желание все делать самостоятельно сыграло со мной злую шутку. Казалось — что сложного в проведении эфира по теме, в которой отлично разбираешься?
В 2021 году я подумала, что агентство это прекрасно, но почему бы не предложить подписчикам курс по теме как ставить цели и достигать их. В блогах часто спрашивали — что помогает мне быть такой мотивированной. Я поняла, что нужно на этом зарабатывать, и решила провести двухнедельный интенсивный обучающий вебинар. Лично составила программу, подготовила слайды, создала в Carve презентацию. Продавала курс в блоге, набрала 14 слушателей. В итоге, потратила на подготовку полтора месяца, а на работу со слушателями две недели, заработала всего около 500 евро.
Стало понятно, что опытный спикер, актуальная тема и глубокие знания — это лишь 20% успеха. Остальные 80% работы по подготовке и проведению вебинаров слушатели не видят, она остается за кадром. Что в нее входит? Опытная стратегия продаж, передача правильных смыслов, работа с мотивацией людей, купивших курс. При подготовке онлайн формата необходимо иметь план продаж, вести работу с возражениями, демонстрировать клиентам результаты, которые они получат. Нужно проводить вебинар не в Zoom, а на платформе, где все выглядит красиво и современно. Необходим куратор в чате, чтобы не завязнуть в ответах на вопросы слушателей 24/7, но быстро реагировать и давать компетентные комментарии.
Чтобы онлайн продукт был качественным, давал желаемый финансовый результат, к его подготовке и проведению надо подключать профессионалов. Теперь компания проводит по три-четыре онлайн вебинара в год, которые стали важной частью бизнеса. Готовит их к эфиру команда опытных экспертов.
О самом большом просчете
Сейчас у меня несколько направлений бизнеса — агентство, релокация сотрудников для немецких компаний и блоги, в которых я продаю рекламу, веду вебинары. Иногда в одном из направлений возникает кассовый разрыв, который перекрывается доходами от других. Делать так заставляло отсутствие навыков финансового управления. Не было глобального понимания, как следить за финансовыми потоками, планировать доходы и расходы. Плюс постоянное везение.
В тот момент, когда финансов не хватало, появлялся крупный клиент. Ситуация разруливалась, а решения по улучшению финансового планирования откладывались. Так было до прошедшей осени. Но, бизнес не прощает промедления с принятием важных решений. Рано или поздно ситуация выходит из-под контроля. Так и произошло, когда кассовый разрыв между доходами и обязательствами к уплате не покрыли поступления от других направлений.
Произошло это из-за отсутствия:
- ежедневного контроля за работой отдела продаж, приносящего деньги;
- ключевых показателей эффективности (KPI);
- экономически обоснованных целей на месяц, квартал, год для сотрудника, отдела, компании в целом.
Сейчас под руководством ментора я ввожу другую систему организации бизнеса: там у нас регулярная отчетность, контроль, система мотивации. Еще планирую выход на англоязычный рынок, поэтому без комплексной трансформации работы не обойтись. Есть ощущение, что только теперь завершился личный внутренний переход от «матери агентства» к серьезному предпринимателю.
Совет начинающим предпринимателям — как избежать ошибок
Каждый начинающий бизнесмен делает ошибки — это нормально. Без опыта нет осознаний. Что можно посоветовать? Больше общаться с предпринимателями, а не только читать книги по бизнесу. К решению сложных вопросов подключать ментора.
Делегировать обязанности персоналу, оставить принцип «я сам(а)» в прошлом. Это важно, поскольку при передаче функций толковому специалисту высвобождается огромное количество энергии для создания новых направлений и масштабирования.
Знать свои ценности, осознавать уникальность бизнеса. К слову сказать, у меня только в 2024 году сформировалось уникальное торговое предложение Nemusli Consult.
Не тратить время и деньги на инструменты, которые не приносят продаж, или коренным образом менять стратегию. Постоянно изучать конкурентов, в том числе, с помощью «тайного покупателя». Следить за рынком, быть в тренде и верить в себя.
А какие вы допустили ошибки в процессе становления бизнеса? Какие были самыми грубыми?