Привет тем, кто читает эту статью. Меня зовут Подгорный Павел, я — основатель и руководитель компании Оригомед. Сегодня хочу порефлексировать на тему того, какие знания нужны на старте бизнеса и с чего бы я начинал свой путь сегодня.
Идти на обучение
В первую очередь, я бы сказал себе: иди на обучение и расширяй свой круг общения. Но важно понимать: на данном этапе обучение в плане конкретных практических знаний даст очень мало пользы. И это не потому, что оно плохое, а потому что ты их не услышишь. Ты ещё просто не готов к ним.
В 2014 году я проходил обучения в «Бизнес-молодости». И те знания и инструментарий, которые они давали по бизнесу и маркетингу, начал применять только спустя 5 лет, когда «головой дошел» до них. Только когда знания накапливаются, ты начинаешь их реализовывать, пробовать, внедрять.
Поэтому я бы сказал себе 18-летнему: первым делом учись, желательно бизнесу, если хочешь развиваться в этом направлении. На обучениях знакомься с людьми, формируй первичное бизнес-окружение. Находясь среди предпринимателей, ты просто физически не сможешь не открыть хоть какой-то бизнес.
Навыки продаж
После первого этапа у тебя появится «зуд» и постоянные навязчивые мысли «надо тоже что-то открыть». Второй этап должен быть направлен на то, чтобы бизнес был максимально направленным на успех. Здесь я бы посоветовал молодому себе найти подработку в продажах, чтобы преодолеть страх продаж и звонков.
Это даст самый главный навык предпринимателя — умение продавать: продукт, идею, себя, своё видение. Даже рассказ о компании при найме во время собеседования — это тоже продажа. Ты доказываешь, почему кандидату стоит прийти к тебе, а не в десяток других компаний на рынке.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Наставничество
Третий этап — это поиск наставника. Найди предпринимателя, который тебе интересен, импонирует по ведению бизнеса. Смотри в соцсетях, где много успешных предпринимателей, на кого ты бы хотел быть похожим через 10 лет.
Есть интересный кейс на эту тему. Около двух месяцев назад у меня была цель расширить свой круг общения, так как до этого в моем окружении преобладали друзья с университета, со школы, и большинство из них работают в найме. Конкретно из бизнеса было буквально 2-3 человека, с кем я тесно общался. И я решил эту историю изменить.
Я просто зашёл в Инстаграм*, написал десяти людям, которые импонировали мне внешне, по транслируемым ценностям и формулировке мыслей — предложил встретиться. Троих из них я знал заочно, семерых не знал вообще.
Конечно, у меня был страх того, что я напрашиваюсь, что меня отвергнут, неловкость писать первым. Этот страх, кстати, можно побороть с развитием навыка продаж. Когда ты коммуницируешь со многими людьми и получаешь отказы массово. Продажа с конверсией 10% — это 90 отказов людей из 100 коммуникаций!
Возвращаясь к истории: какая статистика у меня была в голове в качестве прогнозной? Максимум двое согласятся встретиться. По факту всего 2 человека отказались. И то мягко: «сейчас нет времени, давай потом как-нибудь. У меня было 8 встреч и с тремя из них мы до сих пор общаемся, а главное — обмениваемся опытом, идеями, видениями и заряжаем друг друга энергией.
Для меня этот кейс был показательный. Зачастую, кажется, что если какому-то незнакомому человеку написать, он обязательно грубо откажет, поскольку «нам нечего дать взамен». Но по факту картина иная. Амбициозным людям, которые «поднимаются на вершину», во-первых, всегда хочется потешить своё эго, а, во-вторых, поделиться своими знаниями и взамен получить признание — четвертая ступень пирамиды Маслоу.
Желание важнее всего
К этой же теме — недавно сидели с друзьями-предпринимателями и обсуждали, подходил ли к кому-нибудь за последние 2 года кто-то из сотрудников со словами: «Хочу вырасти в компании, что мне необходимо делать? Давайте займемся моим развитием».
И из 5 человек ни у кого не было таких случаев!
Мы смогли вспомнить только одну историю, когда менеджер отдела продаж подошел к руководителю, сказал, что хочет из менеджера стать руководителем отдела продаж. Ему составили дорожную карту развития, но через неделю его инициатива поугасла и он остался работать на позиции менеджера по продажам.
Но каждый из нас пятерых предпринимателей хотел бы, чтобы к нему обратились как к учителю, слушали бы его и набирались от него опыта.
Резюмируя тему про наставничество и окружение, я рекомендую окружить себя людьми, которые уже занимаются тем, чем ты хочешь заниматься (в нашем случае — бизнесом). На текущем этапе даже не важна ниша, важен сам факт наличия иного мышления.
Этот этап лично для меня имеет чуть ли ни сакральную важность относительно того, где я сейчас нахожусь. В моей семье никто никогда не занимался бизнесом. Родители, дяди, тети, дедушки с бабушками — все работали по найму, и я — такой первопроходец.
По этой причине в том числе, у меня очень медленно продвигался первый этап начала бизнеса, так как подсознательно было ощущение, что бизнес — что-то нереальное, это не для меня, а для других — для особенных. И общение с предпринимателями, которые выступали для меня в качестве наставников, дало мне огромный буст, помогло понять, что всё реально, что они абсолютно обычные люди.
Выбор бизнес-ниши
Четвертый пункт, с чего бы я начинал уже непосредственно бизнес — это выбор максимально простой ниши, которая дает быструю прибыль, т.е. бизнес с минимальным циклом сделки. Например, в Оригомед цикл сделки — 10 дней, т.е. период между первым контактом с клиентом до получения оплаты в среднем составляет 10 дней. А вы выбирайте бизнес с коротким циклом сделки — в идеале до 4 дней.
Второй критерий выбора бизнеса, на который бы я смотрел — это маржинальность, % дохода от получаемой выручки. Чем выше маржинальность, тем легче вести бизнес: тем больше денег ты можешь сливать в маркетинг, тем тебе прощается больше ошибок, тем более сильную команду ты можешь нанимать.
Например, в Оригомеде маржинальность около 20-30%. Это хороший показатель для торговой компании, но всё равно сложно, так как много расходов: 10% минимум необходимо оставить себе в качестве дивидендов, расходы на зарплату, на налоги, на аренду, на маркетинг.
С высокой маржинальность и в маркетинг можно вкладывать больше, и платить более высокие зарплаты сотрудникам, и давать больше дополнительной ценности клиентам.
Резюмируя пункт, первым делом — смотрим на цикл сделки, вторым — на маржинальность. И, конечно же, на экологичность бизнеса!
Заключение
Подводя общий итог, какие действия я бы предпринял для старта своего первого успешного бизнеса:
- Пошел бы на бизнес-обучение: их много, выбери то, что откликается конкретно тебе — зароди у себя созидательное зерно и жажду в создании какого-то продукта «как у всех вокруг» в твоем новом окружении.
- Пошел бы в продажи — не с целью зарабатывания денег, а для прокачки базовых навыков: проработка страха отказа, умение продавать свои идеи, понимание того, что конверсия 90 отказов из 100 — это хорошо.
- Создал бы себе окружение наставников из тех людей, кто уже там, куда я хочу прийти.
- Начал бы бизнес на основе трёх критериев: экологичности, быстрых денег и высокой маржинальности.
*Инстаграм входит в число организаций, запрещенных на территории РФ
Поделитесь, а с чего у вас начинался первый бизнес в своё время и как бы вы его начали сейчас?