Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как и для чего бизнес строит хранилища данных: опыт компаний


Данные стали ключевым активом для многих компаний. Эффективная работа с ними позволяет значительно улучшать процессы, предлагать персонализированные услуги и принимать обоснованные решения. Компании собирают данные, и у крупных организаций их объемы достигают огромных размеров.

Где и как компании хранят данные

Эволюция Big Data поражает воображение. Еще в начале 2000-х годов многие компании для работы с собираемой информацией обходились Excel-таблицами. Однако уже сегодня, как отмечают аналитики ЦСР, ежедневно в мире создается около 330 млн терабайт данных. Общий объем сгенерированных данных в 2023 году оценивают в 120 зеттабайт. Для понимания: чтобы хранить даже всего один зеттабайт данных, требуется миллиард жестких дисков объемом в один терабайт.

Компании всех отраслей: ритейл, телеком, финсектор, промышленность и даже госорганы — собирают огромные объемы разных данных о персонале, производстве, клиентах, пользователях и других аспектах работы бизнеса. Все эти сведения поступают в специальные хранилища — «умные» склады данных. Там информация хранится в структурированном виде, чтобы ее можно было легко и быстро использовать для различных бизнес-целей.

Давайте представим хранилище данных как огромную таблицу, заполненную разными значениями. Но чтобы их добавлять, изменять и анализировать, нужны программные инструменты. Для этого были разработаны системы управления базами данных (СУБД). Можно сказать, что СУБД — это «руки» пользователей внутри хранилища.

Создать хранилище данных можно двумя способами: на физическом оборудовании (железе) и в облаке. Физические хранилища обычно располагаются в собственных дата-центрах компании, где размещаются серверы в достаточном количестве. Минус в том, что такое решение требует капитальных вложений в оборудование и инфраструктуру, а также постоянного обслуживания и обновления. Но, с другой стороны, собственные физические серверы дают гарантию полного контроля над данными и соответствуют высоким требованиям безопасности.

Но не все компании могут позволить себе строить хранилища на физическом оборудовании в силу отсутствия необходимых финансовых возможностей. Поэтому все большую популярность набирают облачные решения. По данным исследования TAdviser, этот рынок в России растет на 30-40% в год. Надо отметить, что большую часть потребителей этих решений составляют быстрорастущие компании, которым важна скорость как в создании хранилищ, так и в их масштабировании. При этом компании могут значительно снизить затраты на инфраструктуру и обслуживание — это обеспечивает провайдер —, получая при этом высокую доступность и надежность данных.

Строительство хранилища — важный этап для любой компании

Кто работать с данными в хранилище

Чтобы на всех этапах организовать эффективную работу с данными, компании создают специальные отделы и департаменты. Они включают в себя различные подразделения и роли: аналитики, инженеры, разработчики — обеспечивают эффективное управление, анализ и использование данных. Одной из ключевых позиций в data-команде является Chief Data Officer (CDO) — руководитель, отвечающий за стратегию управления данными и их интеграцию в бизнес-процессы.

Он занимается разработкой политики обработки данных, внедрением передовых технологий для работы с данными и координацией усилий различных команд внутри компании. В 2024 году спрос на CDO продолжает расти: по данным Glassdoor, в США открыто около 1551 вакансии на эту позицию, что подчеркивает важность этой роли в бизнесе.

На каждом этапе по работе с данными нужны свои специалисты

Как разные отрасли работают с данными: кейсы компаний

Сегодня практически весь крупный и средний бизнес, а также госорганизации работают с данными. Однако делают они это по-разному, основываясь на особенностях процессов и целей.

Финансовый сектор. Банки и другие финансовые учреждения в России являются лидерами в области работы с данными. Для них это ключевая возможность сохранять конкурентоспособность на рынке. Анализ данных о поведении клиентов помогает совершенствовать интерфейсы и функционал цифровых сервисов, таких как онлайн-банкинг, мобильные приложения и цифровые платформы.

ВТБ обладает одной из крупнейших дата-платформ в России, объем которой превышает шесть петабайт. В 2023 году банк более чем в два раза ускорил обработку данных, успешно мигрировав платформу на российское решение Arenadata Hadoop. Новое решение поддерживает ключевые бизнес-процессы, включая управленческую и регуляторную отчетность, а также разработку моделей продвинутой аналитики.

В ПСБ с хранилищем данных работают более 200 аналитиков из различных подразделений, включая розничный бизнес, риски, маркетинг и взыскание задолженности. Аналитика данных помогает банку решать задачи по управлению доходностью клиентов, их привлечению и удержанию, оценке банкротств, управлению проблемной задолженностью и оценке эффективности взысканий.

Ритейл и HoReCa. Аналитика данных помогает ритейлерам и представителям сферы питания (HoReCa) лучше понимать клиентов и улучшать свои предложения. Истории покупок, покупательские предпочтения и поведение на сайте позволяют создавать персонализированные рекомендации, специальные акции и программы лояльности. Компании собирают данные из различных каналов, включая онлайн-магазины, мобильные приложения и физические магазины, что обеспечивает омниканальный подход. Эти данные используются для разработки новых продуктов и маркетинговых кампаний.

«Комус», крупный ритейлер товаров для дома и офиса, фокусируется на более точном определении покупательской активности на сайте. Компания развивает персонализацию предложений в интернет-магазине и для оптимизации работы с данными перешла на новую систему аналитики, развернутую в облаке, что увеличило скорость подготовки отчетов для аналитиков в 5 раз.

Сеть ресторанов «Бургер Кинг» развернула одно из крупнейших облачных корпоративных хранилищ данных на российском рынке. Это позволило компании запустить два проекта с использованием искусственного интеллекта: «Цифровой ресторан» и «Цифровой гость». Благодаря проектам компания может оптимизировать процесс закупки продуктов и составлять персонализированные рекомендации в меню. Кроме того, сеть ресторанов моделирует поведение клиентов и реализует стратегию маркетинговых активностей, что повышает эффективность взаимодействия с гостями, а также пользователями приложения и сайта.

Промышленные и производственные предприятия. Промышленность пока демонстрирует один из самых низких уровней работы с данными, но активно движется в сторону цифровизации, внедряя системы для их сбора и аналитики. Предприятия собирают огромные массивы данных из различных каналов, анализ которых позволяет решать специфические задачи, такие как прогнозирование поломок оборудования, своевременный ремонт, контроль и повышение качества продукции, автоматизация управления производством.

«Юнилевер Русь» в кратчайшие сроки импортозаместила корпоративное хранилище данных и BI-систему, значительно расширив возможности аналитической отчетности, что стало «единым источником правды» для оптимизации промо и планирования спроса.

Одной из приоритетных задач крупнейшего золотодобывающего предприятия России «Полюс» является использование данных для повышения эффективности производственных процессов. Компания увеличивает объемы извлечения золота, снижает расход реагентов и многое другое, создавая цифровую аналитическую платформу на базе продукта отечественного вендора в рамках импортозамещения.

Скорость внедрения инструментов работы с данными для многих компаний играет одну из важнейших ролей в конкуренции на рынке
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Осипов
Александр Осипов

Построила ли ваша компания хранилище данных?


Больше по теме

Новости