Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Тренды в сфере гостеприимства: итоги 2024 и прогнозы на 2025 год


Индустрия гостеприимства в 2024 году активно развивалась благодаря росту внутреннего туризма. Так, существенный прирост объема номерного фонда зафиксировал гостиничный рынок столицы: в уходящем году было введено более 600 номеров — это вдвое больше, чем в 2023-м и самый высокий показатель за последние пять лет. А число размещений в российских отелях только за первые семь месяцев 2024 года выросло почти до 49 млн, что на 11% больше, чем за аналогичный период годом ранее.

Однако, анализируя работу индустрии, важно смотреть не только на цифры, но и на тенденции, которые отражают интересы и потребности гостей и бизнеса. В этой статье расскажу, какие тренды стали для отельеров ключевыми в 2024 году и на что стоит обратить внимание, чтобы добиться успеха в 2025-м.

В прошлых сериях. 2024 год

Персонализация остается актуальной. В этом году персонализация вновь была в фокусе внимания отельеров, и не зря. Исследования показывают, что 61% гостей готовы тратить больше, если гостиница предоставляет им индивидуальный опыт на разных уровнях. Кроме того, клиенты, которые оценили персонализацию на 9 или 10 по десятибалльной шкале, также склонны высоко оценивать свой уровень удовлетворенности от пребывания в отеле.

Персонализация сегодня — это и создание эксклюзивных пакетов услуг для разных типов гостей, и предвосхищение их запросов, благодаря формированию уникальных профилей в PMS-системах, где сохраняются данные о прошлых заказах.

Например, петербургский «Гранд Отель Эмеральд» разработал романтическое предложение для влюбленных, куда входят украшение номера лепестками роз, фрукты и бутылка игристого вина в качестве комплимента, романтический ужин в одном из ресторанов отеля и поздний выезд. А у отеля «Багратион» есть экскурсионный пакет «Лучшее в Петербурге» с обзорным туром по Северной столице и посещением ее знаковых достопримечательностей — Петропавловской крепости и Царского Села.

Тематическое предложение отель Багратион
Тематическое предложение отель Багратион

Специальный пакет экскурсионный пакет “Лучшее в Петербурге”. Источник: официальный сайт отеля «Багратион»

Специальный пакет экскурсионный пакет “Лучшее в Петербурге”. Источник: официальный сайт отеля «Багратион»

Баланс технологий и живого общения. Несмотря на активное внедрение современных технологий — от инструментов ИИ, виртуальных консьержей и VR-технологий до «умного дома» и электронных каталогов, — отельеры все же не забывают о «живом» обслуживании, стараясь выстраивать баланс между цифровыми и «человеческими» сервисами. Более того, мы видим, что отели стремятся удовлетворять потребности разных групп путешественников. Гости, предпочитающие цифровые решения, могут воспользоваться электронным меню для бронирования услуг или заказа ужина, а те, кому ближе традиционные способы коммуникации, все также могут позвонить на ресепшн или посетить ресторан.

Даже московский отель ApeironSpace, реализовавший концепцию smart-отеля, не перешел на цифру полностью. Наряду с регистрацией через «умный» киоск и специальным приложением, которое позволяет заказывать любые услуги и управлять оборудованием номера, в отеле есть и персонал. Сотрудники круглосуточно готовы помочь гостям с любыми вопросами, в том числе — с освоением smart-сервисов.

Умный отель ApeironSpace
Умный отель ApeironSpace

Отель ApeironSpace стал первым отелем в России, который полностью реализовал концепцию “умного дома”. Источник: официальный сайт отеля ApeironSpace

Отель ApeironSpace стал первым отелем в России, который полностью реализовал концепцию “умного дома”. Источник: официальный сайт отеля ApeironSpace

Цифровые сервисы для улучшения коммуникации в команде. Если инновационные технологии для гостей отельеры внедряют аккуратно и дозированно, то таск-менеджеры и программные решения для управления персоналом уже почти полностью захватили рынок. Таск-менеджеры помогают существенно сократить количество ошибок в работе команды и снизить число забытых и просроченных задач. Ведь в отличие от чатов в мессенджерах, где информация и запросы легко теряются, в таск-менеджере все данные удобно организованы, а контроль выполнения задач и соблюдения дедлайнов автоматизирован.

Таск-менеджер, системы для управления отелем TeamJet
Таск-менеджер, системы для управления отелем TeamJet

В нашей системе для управления персоналом TeamJet можно отслеживать задачи, выстраивать эффективную коммуникацию внутри команды и быстро обрабатывать гостевые запросы

В нашей системе для управления персоналом TeamJet можно отслеживать задачи, выстраивать эффективную коммуникацию внутри команды и быстро обрабатывать гостевые запросы

Локальные цвета становятся ярче. В 2023 году россияне совершили 75 млн туристических поездок по стране, а по итогам этого года ожидается, что внутренний турпоток вырастет еще на 20%. Сегодня более половины россиян (63%) в качестве места для отдыха выбирают регионы России. При этом среди путешественников растет интерес к местной культуре, увеличивается доля тех, кто предпочитает отдыхать рядом с домом.

Отельеры откликаются на этот запрос, предлагая гостям лучше узнать родной край. Например, в отеле Elements Kirov Hotel 5* в этому году открылся Вятский номер. В нем постояльцев ждут книги о Вятском крае, картины, на которых запечатлена Вятская губерния XVIII-XX веков, и уникальный сувенир Дымковская барыня, созданный в традициях древнего народного промысла. Гурманов обещают порадовать местным пармезаном, ароматным медом и знаменитым вятским квасом.

Национальный вятский номер
Национальный вятский номер

Вятский номер в Кирове был открыт в честь 650-летия города. Источник: официальный сайт отеля Elements Kirov

Вятский номер в Кирове был открыт в честь 650-летия города. Источник: официальный сайт отеля Elements Kirov

В путешествие за новыми вкусами. Расцвет внутреннего туризма помог развиться еще одному его направлению — гастрономическому. Почти 90% россиян сегодня планируют гастропутешествие по России. Отели также не остались в стороне от нового тренда: они предлагают гостям познакомится с блюдами местной кухни, организуют гастрономические события или даже кулинарные мастер-классы.

Так, у пермского отеля «Урал» есть дегустации прикамской кухни в сопровождении этнографа-историка. «Гелиос Отель» в Зеленогорске проводит регулярные кулинарные мастер-классы для взрослых и детей. А в числе тарифов Chekhoff Hotel Moscow можно найти «Гастрономический пакет», который, помимо размещения, включает в себя завтрак и ужин по эксклюзивному сет-меню от шефа.

В тур за здоровьем. Также отмечается и стабильный рост интереса к оздоровительным путешествиям. Представители индустрии wellness-туризма говорят о высокой загрузке санаториев и специализированных отелей. В прошлом году численность гостей в санаториях, впервые за последние 10 лет, превысила 7 млн человек. А в текущем году спрос на санаторный отдых увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

В этой ситуации отельеры стремятся предлагать самые разнообразные услуги для людей, которые хотят позаботиться о своем здоровье. Например, в черноморском санатории «Одиссея» можно выполнить полную кардиодиагностику или пройти одну из комплексных оздоровительных программ — для лечения и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой или эндокринной систем, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата.

Что дальше? Прогноз на 2025 год

Еще больше bleisure и workation. Два направления, неуклонно набирающих популярность в сфере путешествий, это bleisure — совмещение деловых поездок и отдыха, а также workation — совмещение полноценной работы и отдыха вне привычной офисной или домашней обстановки. Чтобы быть в тренде и отвечать ожиданиям таких гостей, отелям придется сфокусировать свое внимание на развитии инфраструктуры и специализированных сервисов. Для этого нужно понимать запросы каждой из групп.

Bleisure-путешественники, которые приезжают на четыре дня вместо двух, хотят, чтобы все нужное и интересное всегда было под рукой. Они отдают предпочтение отелям, которые могут оперативно предложить им все необходимое: от питания и тренажерного зала до экскурсий и билетов в театр. А цифровым кочевникам, практикующим workation, жизненно необходим доступ к хорошему интернету для работы, а после — разнообразные варианты для увлекательного досуга и получения ярких впечатлений.

Тайные тропы и уникальные экскурсии. Существенное увеличение турпотока внутри страны неминуемо приведет (и уже приводит) к тому, что путешественники начнут избегать широко разрекламированных, а потому слишком многолюдных туристических мест. Фокус интереса сместится на новые локации, объездные пути и оригинальные темы экскурсий.

С учетом этой тенденции отелям стоит подумать об интеграции сервисов для бронирования экскурсий в свою экосистему. Это позволит гостям получить доступ к большому числу предложений, чтобы легко выбирать небанальные туры по душе.

Новые виды и направления туризма. Путешественникам нужны новые знания, открытия и опыт, что приводит к росту популярности экстремального туризма. Увеличивается спрос и на такие виды, как экологический и даже промышленный туризм. В первом случае люди знакомятся с природными памятниками того или иного региона, во втором — с работой крупных предприятий различных отраслей. Одновременно усиливается интерес к самостоятельным путешествиям с возможностью организовать поездку в соответствии с собственными пожеланиями и увлечениями.

Отельеры должны быть готовы столкнуться с новыми типами гостей и заранее разрабатывать инструменты и предложения, которые позволят удовлетворить их потребности в свежем и нестандартном опыте.

Простой человеческий отдых. В противовес набирающим популярность специализированным видам туризма растет и потребность людей в спокойном качественном отдыхе, который включает в себя полноценный сон и возможность побыть в тишине. Помимо прочего, этот запрос будет способствовать внедрению в гостиничный бизнес новых цифровых решений.

Примером может служить технология Timeshifter, которую на западе уже внедрили отели сети InterContinental, система помогает гостям справиться с джетлагом. Приложение использует научные знания о циркадных ритмах и позволяет создать для каждого путешественника индивидуальный план сна и бодрствования для смягчения последствий смены часовых поясов. План этот основывается на персональном хронотипе гостя, его привычном режиме дня, маршруте, личных предпочтениях и особенностях поездки. Помимо Timeshifter качественному восстановлению сил способствуют интерьеры номеров, разработанные в сотрудничестве с дизайнером-нейробиологом, и продуманное меню.

Сеть отелей IGH Hotels внедрила сервис Timeshifter
Сеть отелей IGH Hotels внедрила сервис Timeshifter

Система Timeshifter работает по технологии, которую используют астронавты NASA, чтобы адаптироваться к полётам. Источник: официальный сайт сети IGH Hotels & Resorts

Система Timeshifter работает по технологии, которую используют астронавты NASA, чтобы адаптироваться к полётам. Источник: официальный сайт сети IGH Hotels & Resorts

Актуальность ESG. На западе устойчивое развитие — это уже не просто модный тренд, а привычная часть работы отельеров. В России направление пока еще только набирает популярность, но уже очевидно, что в будущем году эта тема также будет в центре внимания.

Забота отеля об экологии и социальном благополучии становится важным элементом имиджа и фактором привлечения клиентов. В частности, гостиницы могут внедрять программы по сокращению количества пищевых отходов и используемой пластиковой упаковки, уменьшению расхода воды и энергосбережению. Среди глобальных инициатив можно упомянуть проект Hotels for Trees. Отели, которые в нем участвуют, предлагают гостям пропустить очередную уборку номера. Ее стоимость перечисляется фонду, который занимается восстановлением лесов. Одна уборка равна одному высаженному дереву.

Hotels for Trees стимулирует развитие устойчивого туризма
Hotels for Trees стимулирует развитие устойчивого туризма

К проекту Hotels for Trees уже присоединились крупные отельные сети — Holiday Inn, Radisson, Marriott и другие. Источник: официальный сайт проекта Hotels for Trees

К проекту Hotels for Trees уже присоединились крупные отельные сети — Holiday Inn, Radisson, Marriott и другие. Источник: официальный сайт проекта Hotels for Trees

И куда же без ИИ? Кажется, в этом году не было человека, который бы ни разу не произносил слова «искусственный интеллект» и не обсуждал его как явление. Но действительно ли индустрия гостеприимства готова к приходу ИИ? Перед тем, как применять любые инновации, нужно убедиться, что все внутренние процессы уже выстроены. Лишь в этом случае новые инструменты позволят повысить эффективность работы, а не принесут дополнительные сложности. Поэтому сначала стоит внедрить цифровые технологии, которые помогут отладить все операционные и бизнес-процессы, а уже потом думать об использовании искусственного интеллекта.

Конец года — прекрасное время, чтобы проанализировать процессы, прямо сейчас происходящие в индустрии гостеприимства, и сделать прогнозы на будущее. Понимание текущих и перспективных трендов помогает отелям находить новые пути для развития и добиваться успеха на высококонкурентном рынке, качественно удовлетворяя и даже предвосхищая запросы гостей.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Тимофей Крышка
Тимофей Крышка

Какие тренды, на ваш взгляд, будут актуальны в индустрии гостеприимства в 2025 году?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации