В последние годы наблюдается заметный рост популярности франшиз в сфере образования. Стабильный спрос на услуги частных детских садов и поддержка государства через материнский капитал, гранты и субсидии уменьшают риски для новых предпринимателей. Более того, в отличие от других сфер деятельности, создание и развитие образовательных учреждений рассматриваются как самый устойчивый бизнес.
Открывать бизнес в сфере образования в одиночку «с нуля» — долгий и сложный процесс даже для опытных предпринимателей. А значит, покупка франшизы с проверенной бизнес-моделью, готовой методикой, узнаваемым брендом и маркетинговой поддержкой становится просто идеальным вариантом для всех, кто хочет открыть надежный и социально значимый бизнес со своим характером.
Два преимущества ниши детского образования
Одним из главных преимуществ бизнеса в сфере детского образования является его устойчивость. С 2008 года, с момента создания моего центра, мы успешно преодолели множество вызовов, включая эпидемии, экономические кризисы и политические изменения. Ни одно из этих препятствий не смогло негативно повлиять на наш бизнес. Даже в период пандемии мы продолжили работу онлайн, что позволило сохранить непрерывность образовательного процесса и стабильность доходов.
Вторым важным преимуществом является продолжительный жизненный цикл клиента (LTV). Если ваш детский центр предлагает актуальные услуги и создаёт комфортную атмосферу, клиенты будут оставаться с вами на протяжении многих лет. Верно выстроенные отношения с клиентами не только способствуют их удержанию, но и привлекают новых. Это обеспечивает стабильность и постоянное развитие бизнеса.
Приобретая франшизу, мы приобретаем сообщество.
Рабочую бизнес-модель и поддержку на этапах открытия обещает почти каждый франчайзер. Тут стоит оценивать лишь качество предоставляемых управляющей компанией услуг, прогнозируемую доходность и риски для бизнеса. А вот франчайзинговое сообщество может стать поистине ключевым конкурентоспособным преимуществом бизнеса, а еще — вашей опорой, поддержкой и стимулом к развитию в будущем. Звучит многообещающе, правда? Рассказываем, почему это так.
Модели франшиз позволяют расширять сеть образовательных учреждений быстро и с минимальными затратами. В то же время франчайзи получают доступ к проверенным образовательным программам и опытным наставникам, что повышает их шансы на успех. Но основатель — не единственный источник ценных секретных знаний.
Франчайзинговое сообщество — это особый тип сообщества, которое состоит из франчайзи, франчайзеров, поставщиков, клиентов и других заинтересованных сторон, которые участвуют в бизнес-модели франчайзинга.
Именно такие сообщества играют ключевую роль для предпринимателей
Открывают доступ к ценным ресурсам — знаниям, навыкам, капиталу, передовым технологиям и широким сетям контактов, что помогает предпринимателям не только справляться с трудностями, но и эффективно использовать рыночные возможности.
Создают уникальную среду со своими ценностями: постоянное обучение, инновации, сотрудничество и обмен обратной связью. Это не только повышает производительность, но и способствует росту всей франчайзинговой системы и ее участников.
Формируют атмосферу доверия и лояльности, что дает предпринимателям чувство принадлежности и уверенности. Франчайзи мотивированы настойчиво двигаться к своим целям и преодолевать любые сложности.
Предоставляют важную социальную и эмоциональную поддержку — от признания успехов до наставничества и советов. Это помогает предпринимателям справляться с неуверенностью, стрессом и возможными неудачами, поддерживая их на пути к успеху.
Со временем франчайзинговое сообщество (при условии достаточно высокого уровня развития) становится настоящим аккумулятором совместного развития и взаимного обучения.
Пока весь мир сосредоточен на разобщении и индивидуализме, важно держаться вместе.
И это — самый правильный и идущий далеко в будущее тренд. Сильное комьюнити — это возможность быть «среди своих», развиваться в одном направлении и оставаться на плаву в сложных ситуациях.
Вовлеченность — путь к успеху
И не просто к успеху, а к успеху долгосрочному. Вовлеченность способствует созданию крепких деловых связей, расширению сети контактов, обмену опытом и решению совместных проблем. Франчайзинговые сети предлагают обучающие программы, круглые столы, вебинары и тренинги, где участники могут обмениваться своими личными наработками и открытиями. Участие в этих мероприятиях — не просто формальность, а необходимая мера, которая позволяет поддерживать эффективность работы на должном уровне.
Все мы знаем, что самый глупый вопрос — не заданный. К работе франчайзинговой сети это высказывание тоже относится: самый тихий и не вовлеченный в процесс участник, как правило, совершает большое количество ошибок.
Франшиза в образовании: на примере «Кота в Шляпе»
Наша история началась в 2014 году в Ростове-на-Дону, именно там был открыт первый частный детский сад «Кот в Шляпе». Сейчас в Ростове функционируют уже 14 детских садов, один из которых — для комплексной коррекции речевых нарушений. Еще 2 детских сада открыты в Уфе и в Томске. Более того, «Кот в Шляпе» в Ростове-на-Дону уже вырос в школу с начальной и средней ступенью обучения.
10 лет яркого опыта позволили нам создать систему, отработанную до мелочей. Все бизнес-процессы оптимизированы максимально и на таком же высоком уровне передаются потенциальным и действующим франчайзи.
Следование своим ценностям помогает выделяться
Сейчас мы наблюдаем устойчивую тенденцию на трепетное отношение к детству. Каждый пятый родитель в современном мире озабочен проблемой поиска качественного, безопасного и развивающего образовательного пространства. А значит, у владельцев детского бизнеса сейчас есть все шансы на устойчивость (которая в том числе обеспечивается поддержкой государства), развитие и масштабирование.
Детские образовательные пространства — это всегда бизнес, созданный с душой, отражение ценностей его создателей. Именно на этом ценностном уровне происходит стыковка и с родителями, которые доверяют нам самое ценное, и с франчайзи. Это же помогает и отстраиваться от конкурентов, быть особенными и востребованными даже тогда, когда все новые детские центры и сады открываются буквально один за другим.
Для нас, например, всегда было важно создать лаконичное, стильное, природных оттенков пространство. На фоне всех ярких и цветных наш стиль и айдентика действительно выделяются.
Еще одна особенность — наш подход к современному детскому образованию. Наши основные задачи — развить способность мыслить, побудить интерес к самопознанию и исследованиям. Не просто наполнить голову ребенка некими знаниями. Отсюда уже вытекают и особенности в методиках, и в создании образовательной среды: экспериментальная и проектная деятельность, творчество, открытые вопросы, сотрудничество детей и педагогов и многое другое. А главное — мы и сами не статичны в своем развитии, постоянно учимся, много читаем и регулярно внедряем новое и уникальное в повседневную жизнь нашего детского сада. В итоге, все это реализуют у себя и наши франчайзи, ведь совпадение по ценностям — это возможность смотреть в одну сторону и развиваться вместе.
Рост через активное участие в управлении проектом
Главное требование, которое мы предъявляем будущим франчайзи — общая адекватность, понимание, что это не тот бизнес, где можно просто вложить деньги и вернуться через 2 года. Обязательно нужна вовлеченность, особенно первое время. Деятельность очень интересная. Она имеет множество преимуществ наряду с другими бизнесами: самореализация, непосредственное участие в воспитании нового поколения и своих детей, время со своими детьми, поддержка от государства и высокая рентабельность при довольно небольших вложениях.
В нашей сети даже есть люди без опыта работы (страховые агенты, бухгалтер, предприниматель из другого бизнеса, бывший педагог, просто родители). Мы видим увлеченных и вовлеченных людей. И обучаем их. Бесполезно делиться знаниями, если с другой стороны эти знания не берут. Поэтому только активное участие и вовлеченность дает возможность действительно взять те знания, которые мы передаем, и достичь высоких результатов.
Обучение и поддержка франчайзи внутри сообщества
Мы очень внимательно следим за отзывами и отзывами родителей в том числе. Обычно наши сады рекомендуют в любом районе города. А нам, со своей стороны, не стыдно передавать родителям контакты наших партнеров. Это — лучший контроль качества.
Мы не переживаем, что наши франчайзи не будут следовать нашей концепции и принципам: зачем изобретать велосипед, если за тебя его уже придумали? Гарантий в этом случае нет никаких, отклонения вправо и влево действительно возможны. Поэтому главными остаются смыслы.
Главное, чтобы мы смотрели в одну сторону и придерживались одних и тех же принципов развития и воспитания. И в этом большой плюс: можно варьировать, привносить свое и всем вместе становиться лучше.
Как франшиза контролирует качество услуг партнеров
Контроль франшизы частного детского сада включает в себя несколько важных элементов.
Стандарты. УК «Кот в Шляпе» имеет четкие разработанные стандарты качества и обслуживания клиентов, включая образовательные программы и требования к персоналу, подробные инструкции по всем аспектам ведения бизнеса.
Обучение и тренинги. Регулярные курсы для новых и действующих франчайзи, онлайн-курсы в прямом эфире и видеоуроки на нашей образовательной платформе. Аттестация персонала помогает поддержать единые методы работы и уровень обслуживания.
Системы контроля. Периодические проверки и инспекции позволяют оценить выполнение стандартов, выявить недостатки и предложить улучшения. А еще мы используем тайных покупателей.
Обратная связь. Сбор отзывов от клиентов и сотрудников помогает выявить проблемы и вовремя реагировать на них.
Анализ данных. Использование систем отчетности для отслеживания показателей работы сада, таких как посещаемость и удовлетворенность родителей. CRM-система для отслеживания взаимодействия с клиентами.
Рекламные материалы. Стандартизированные маркетинговые инструменты, которые помогают поддерживать имидж бренда.
Инструменты, которые помогают соблюдать стандарты «Кота в шляпе»
Мониторинг репутации в сети. Контроль репутации в каждом регионе. Мы аккумулируем все отзывы и высказывания о бренде, публикации в СМИ. Анализируем NPS (индекс потребительской лояльности, указывающий на уровень приверженности к бренду), высокий уровень которого как раз и позволяет рекомендовать услуги другим.
Это вполне стандартные инструменты, но их полноценное использование позволяет нам как франчайзеру поддерживать качество услуг и гарантировать высокие стандарты работы партнёров.
Большие возможности внутри сообщества
Сообщество сети образовательных пространств «Кот в Шляпе» предоставляет возможность обмениваться опытом, поддерживать друг друга. У нас сильная команда единомышленников, объединенная общим делом, которая дает возможность быстро адаптироваться к изменениям на рынке, ведет к кратному росту как отдельно взятого нового франчайзи в своем регионе, так и партнерской сети в целом.
Обмен мнением, результатами, взаимодействие в рамках с ведущими спикерами в области педагогики и детской психологии дают возможность каждому франчайзи и его команде обладать высокой компетенцией и оставаться конкурентоспособным на рынке.
Участие в франчайзинговом сообществе помогает укрепить бренд, что повышает доверие клиентов и облегчает маркетинг для нового франчайзи.
Члены сообщества могут находить новых партнеров, клиентов и возможности для расширения бизнеса.
Мы как франчайзеры обеспечиваем поддержку в области юридических и бухгалтерских вопросов, быстро реагируем на правки в законопроектах и даем готовые решения. Все это можно и нужно использовать для обеспечения устойчивости бизнеса.
Активное франчайзинговое сообщество = устойчивый бизнес
Комьюнити — это платформа для совместного роста. Сильные сообщества — это временная единица, помноженная на опыт и полученные навыки и приводящая к более эффективному результату. Совместные усилия каждого участника приводят к инновациям и росту, а синергия внутри сообщества позволяет более эффективно решать общие задачи, что позволяет быть более конкурентоспособными на рынке.
На самом деле, такое сообщество — это как третья семья. Классическая — первая, вторая — это непосредственно сам бизнес, а третья — это сообщество в целом, где нет равнодушных людей, поскольку мы все делаем одно общее благое дело и поддерживаем друг друга на каждом этапе.
Стратегически важный шаг
Мы глубоко убеждены, что формирование такой экосистемы является стратегически важным шагом для любой франшизы. И ведет франчайзи к долговременному успеху, клиентов — к лучшему качеству услуг, а партнеров — к быстрому выполнению стратегических целей. Такой тренд на объединение нам нравится!
А как по-вашему? Что важнее для успешного развития франшизы: сильная бизнес-модель или поддержка сообщества?