Мы в работе регулярно сталкиваемся с проблемами, связанными с сайтами клиентов: то претензию за использование чужого фото получили, то Роскомнадзор штраф выписал. Поэтому решили работать на упреждение и поделиться несколькими рекомендациями, чтобы минимизировать такие риски.
Проверьте договор с разработчиком сайта
Чтобы все права на сайт принадлежали вам как заказчику, договор должен содержать примерно такое условие:
«Исполнитель отчуждает Заказчику исключительное право на Сайт с момента его создания».
![Пример условия об отчуждении прав в договоре](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F11%252FmFBiY7iR-1.png&w=1360&h=569)
Если в договоре такого условия нет, а указано, что исполнитель предоставляет право использования сайта (лицензию), то сайт вам полностью не принадлежит.
Если в договоре вообще ничего не сказано про распределение интеллектуальных прав, то действует презумпция, что исключительное право на сайт принадлежит вам как заказчику.
Однако если в договоре нет условия об отчуждении, то мы рекомендуем:
- подписать с разработчиком сайта отдельный договор отчуждения исключительного права;
- или подписать ДС к действующему договору с условием об отчуждении.
Если над разными частями сайта (код, дизайн и т. п.) работали разные разработчики, то убедитесь, что все они передали вам исключительное право на результаты их работы в полном объеме.
Не дублирует ли дизайн вашего сайта дизайн другого сайта?
Если разработчик сайта поленился и скопировал дизайн чужого сайта, то, используя такой сайт, вы можете получить претензию, а потом и иск о нарушении исключительного права на чужой сайт как составное произведение. Правообладатель чужого сайта может потребовать выплатить компенсацию за нарушение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Чтобы снизить риски по реальной выплате такой суммы, рекомендуем включать в ваш договор с разработчиком сайта:
- заверение, что разработчик не нарушает чужие интеллектуальные права;
- штраф за нарушение такого заверения;
- обязанность разработчика своими силами и за свой счет компенсировать претензии третьих лиц в связи с нарушением интеллектуальных прав.
Кроме того, проверьте сайты конкурентов при сдаче-приемке разработанного сайта, поскольку в случае судебного разбирательства суд может сравнивать два сайта по критерию творчества. Например, так было в деле компании «Роял Девелопмент».
Откуда взяты фотографии для сайта?
Чтобы не получить претензию о нарушении прав на фотографии, нужно иметь законное основание для их использования.
Если фото взяты со стока — проверьте его лицензию. Если она разрешает любое использование фото (например, как фотосток Unsplash), то все отлично. Можно использовать такие фото.
![Лицензия фотостока](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F11%252Fu6iwgJkP-2.png&w=1360&h=862)
Если фото взяты из интернета, используйте их правильно. Такие фото можно использовать в рамках цитирования в информационных целях с упоминанием автора и источника заимствования. Если вы не смогли найти информацию об авторе, то нужно хотя бы указать источник. Если этого не сделать, то налицо нарушение.
![Необходимо указывать источник фото или его автора](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F11%252FnJ8csfhL-3.png&w=1360&h=1052)
Вы можете получить претензию и иск от правообладателя фото на сумму от 10 000 до 5 000 000 ₽, если будете:
- брать фото со стоков, которые запрещают коммерческое использование;
- брать фото из интернета и не указывать автора / источник заимствования.
Есть ли у вас на сайте политика конфиденциальности?
Если на вашем сайте есть форма обратной связи, возможность подписаться на рассылку или возможность создать личный кабинет, то вы точно обрабатываете персональные данные (например, ФИО, e-mail, номер телефона).
Если вы обрабатываете персональные данные, то на вашем сайте, помимо чек-боксов согласия на их обработку, должен быть также размещен документ, который описывает, как именно вы обрабатываете персональные данные. Он может называться политикой конфиденциальности, политикой обработки персональных данных и т. п.
![Политика в отношении обработки персональных данных](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F11%252FX8iEd4Hy-4.png&w=1360&h=188)
Если такого документа на сайте нет, то вы рискуете получить штраф от Роскомнадзора в размере от 30 000 до 60 000 ₽ для юрлиц.
Есть ли у вас на сайте согласие на рекламные рассылки?
Если вы планируете направлять рекламные рассылки тем, кто оставляет свои персональные данные у вас на сайте (при регистрации, оформлении заказа и т. п.), то вы обязаны получать предварительное согласие на такие рассылки.
Это согласие обычно выглядит как чек-бокс: «Даю согласие на получение рекламной рассылки» или «Подписаться на рекламную рассылку».
При этом галочка в чек-боксе не должна быть предустановлена. Пользователь должен сам ее поставить, иначе ФАС посчитает такое согласие не предоставленным (решение Московского УФАС по делу № 077/05/18-11501/2019 от 06.11.2019).
Также нельзя включать согласие на рекламные рассылки в текст оферты на сайте (информационное письмо Банка России и ФАС № ИН-06-59/70, № АК/75514/21 от 06.09.2021 «О согласии на получение рекламы»).
![Оформление согласия на рекламную рассылку](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F11%252FwBObCTMu-5.png&w=1360&h=538)
Если направлять рекламную рассылку без получения согласия, то можно получить от ФАС:
- предписание об устранении нарушения;
- штраф в размере от 100 000 до 500 000 ₽ для юридических лиц.
Выводы
Убедитесь, что в договоре с разработчиком вашего сайта есть условие об отчуждении исключительного права на сайт. Если такого условия нет, то подпишите с разработчиком отдельный договор отчуждения прав или ДС к предыдущему договору.
1. При сдаче-приемке вашего сайта, проверяйте не дублирует ли он чужие сайты.
2. Добавляйте в договор с разработчиком вашего сайта:
- заверение, что разработчик не нарушает чужие интеллектуальные права;
- штраф за нарушение такого заверения;
- обязанность разработчика своими силами и за свой счет компенсировать претензии третьих лиц в связи с нарушением интеллектуальных прав.
3. Для оформления сайта используйте фотографии:
- со стоков с лицензией, которая разрешает любое использование;
- из интернета при условии использования фото в информационных целях и указания на автора / источник заимствования.
4. Если вы обрабатываете персональные данные пользователей сайта, то разместите на нем политику конфиденциальности.
5. Если вы хотите направлять рекламные рассылки пользователям сайта, то получайте у них предварительное согласие. Для этого добавьте на сайт чек-бокс согласия на получение рекламы и не предустанавливайте в нем галочку.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
А вы сталкивались с претензиями за нарушения авторских прав? Если да, поделитесь опытом.