Мы в работе регулярно сталкиваемся с проблемами, связанными с сайтами клиентов: то претензию за использование чужого фото получили, то Роскомнадзор штраф выписал. Поэтому решили работать на упреждение и поделиться несколькими рекомендациями, чтобы минимизировать такие риски.
Проверьте договор с разработчиком сайта
Чтобы все права на сайт принадлежали вам как заказчику, договор должен содержать примерно такое условие:
«Исполнитель отчуждает Заказчику исключительное право на Сайт с момента его создания».
Если в договоре такого условия нет, а указано, что исполнитель предоставляет право использования сайта (лицензию), то сайт вам полностью не принадлежит.
Если в договоре вообще ничего не сказано про распределение интеллектуальных прав, то действует презумпция, что исключительное право на сайт принадлежит вам как заказчику.
Однако если в договоре нет условия об отчуждении, то мы рекомендуем:
- подписать с разработчиком сайта отдельный договор отчуждения исключительного права;
- или подписать ДС к действующему договору с условием об отчуждении.
Если над разными частями сайта (код, дизайн и т. п.) работали разные разработчики, то убедитесь, что все они передали вам исключительное право на результаты их работы в полном объеме.
Не дублирует ли дизайн вашего сайта дизайн другого сайта?
Если разработчик сайта поленился и скопировал дизайн чужого сайта, то, используя такой сайт, вы можете получить претензию, а потом и иск о нарушении исключительного права на чужой сайт как составное произведение. Правообладатель чужого сайта может потребовать выплатить компенсацию за нарушение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Чтобы снизить риски по реальной выплате такой суммы, рекомендуем включать в ваш договор с разработчиком сайта:
- заверение, что разработчик не нарушает чужие интеллектуальные права;
- штраф за нарушение такого заверения;
- обязанность разработчика своими силами и за свой счет компенсировать претензии третьих лиц в связи с нарушением интеллектуальных прав.
Кроме того, проверьте сайты конкурентов при сдаче-приемке разработанного сайта, поскольку в случае судебного разбирательства суд может сравнивать два сайта по критерию творчества. Например, так было в деле компании «Роял Девелопмент».
Откуда взяты фотографии для сайта?
Чтобы не получить претензию о нарушении прав на фотографии, нужно иметь законное основание для их использования.
Если фото взяты со стока — проверьте его лицензию. Если она разрешает любое использование фото (например, как фотосток Unsplash), то все отлично. Можно использовать такие фото.
Если фото взяты из интернета, используйте их правильно. Такие фото можно использовать в рамках цитирования в информационных целях с упоминанием автора и источника заимствования. Если вы не смогли найти информацию об авторе, то нужно хотя бы указать источник. Если этого не сделать, то налицо нарушение.
Вы можете получить претензию и иск от правообладателя фото на сумму от 10 000 до 5 000 000 ₽, если будете:
- брать фото со стоков, которые запрещают коммерческое использование;
- брать фото из интернета и не указывать автора / источник заимствования.
Есть ли у вас на сайте политика конфиденциальности?
Если на вашем сайте есть форма обратной связи, возможность подписаться на рассылку или возможность создать личный кабинет, то вы точно обрабатываете персональные данные (например, ФИО, e-mail, номер телефона).
Если вы обрабатываете персональные данные, то на вашем сайте, помимо чек-боксов согласия на их обработку, должен быть также размещен документ, который описывает, как именно вы обрабатываете персональные данные. Он может называться политикой конфиденциальности, политикой обработки персональных данных и т. п.
Если такого документа на сайте нет, то вы рискуете получить штраф от Роскомнадзора в размере от 30 000 до 60 000 ₽ для юрлиц.
Есть ли у вас на сайте согласие на рекламные рассылки?
Если вы планируете направлять рекламные рассылки тем, кто оставляет свои персональные данные у вас на сайте (при регистрации, оформлении заказа и т. п.), то вы обязаны получать предварительное согласие на такие рассылки.
Это согласие обычно выглядит как чек-бокс: «Даю согласие на получение рекламной рассылки» или «Подписаться на рекламную рассылку».
При этом галочка в чек-боксе не должна быть предустановлена. Пользователь должен сам ее поставить, иначе ФАС посчитает такое согласие не предоставленным (решение Московского УФАС по делу № 077/05/18-11501/2019 от 06.11.2019).
Также нельзя включать согласие на рекламные рассылки в текст оферты на сайте (информационное письмо Банка России и ФАС № ИН-06-59/70, № АК/75514/21 от 06.09.2021 «О согласии на получение рекламы»).
Если направлять рекламную рассылку без получения согласия, то можно получить от ФАС:
- предписание об устранении нарушения;
- штраф в размере от 100 000 до 500 000 ₽ для юридических лиц.
Выводы
Убедитесь, что в договоре с разработчиком вашего сайта есть условие об отчуждении исключительного права на сайт. Если такого условия нет, то подпишите с разработчиком отдельный договор отчуждения прав или ДС к предыдущему договору.
1. При сдаче-приемке вашего сайта, проверяйте не дублирует ли он чужие сайты.
2. Добавляйте в договор с разработчиком вашего сайта:
- заверение, что разработчик не нарушает чужие интеллектуальные права;
- штраф за нарушение такого заверения;
- обязанность разработчика своими силами и за свой счет компенсировать претензии третьих лиц в связи с нарушением интеллектуальных прав.
3. Для оформления сайта используйте фотографии:
- со стоков с лицензией, которая разрешает любое использование;
- из интернета при условии использования фото в информационных целях и указания на автора / источник заимствования.
4. Если вы обрабатываете персональные данные пользователей сайта, то разместите на нем политику конфиденциальности.
5. Если вы хотите направлять рекламные рассылки пользователям сайта, то получайте у них предварительное согласие. Для этого добавьте на сайт чек-бокс согласия на получение рекламы и не предустанавливайте в нем галочку.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
А вы сталкивались с претензиями за нарушения авторских прав? Если да, поделитесь опытом.