Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Строим эффективный отдел продаж или инструкция «как вырастить из сотрудников — руководителей»


В нашей компании царит идеальная атмосфера для обучения и развития сотрудников. И это не просто красивые слова. За 10 лет существования сети «Эксперт Центр» (далее — ЭЦ) в компании развилась тенденция преемственности, при которой руководителями именно становятся, а не приходят на эту должность извне.

В статье разберем портрет идеального сотрудника отдела продаж и выясним как вырастить из сотрудников — руководителей.

Как проходит идеальный подбор сотрудников в отдел продаж

При устройстве в нашу компанию нужно пройти несколько этапов собеседования. Вначале кандидат проходит стандартное HR-собеседование, по результатам которого он должен поучаствовать в бизнес-игре, максимально повторяющей работу отдела продаж (ОП). Во время прохождения данной игры мы смотрим на уверенность в голосе, харизму соискателя, на то, как он поведет себя в нестандартной ситуации. Это — ключевые факторы решения, пройдет кандидат или нет дальше. Заключительный этап — разговор с одним из опытнейших руководителей отдела продаж, который в формате «тет-а-тет» разговора дает экспертное мнение, подходит или нет данный кандидат для работы.

По своему опыту руководителя отделом продаж (РОП) могу сказать, что у кандидата должно быть «достигательство» в крови, присутствовать здоровая конкуренция. Для каждого человека достижения — это что-то свое, и мы не обязательно говорим о покорении Эвереста. Для кого-то сдать экзамен — это уже достижение. Я вот сдала на водительские права с первого раза, и это было для меня огромным личным достижением. Потому что все говорили, что это невозможно. Вообще, мне кажется, если бы с самого детства мы меньше слушали про «невозможное», а больше действовали и пробовали, то достигали бы гораздо больше.

Если сравнивать опытного продажника и специалиста без опыта, то я твердо придерживаюсь мнения, что «в пустую» голову заложить правильную информацию намного быстрее и эффективнее, чем поменять мировоззрение опытного продажника. Поэтому на мой взгляд, проще вырастить РОПа из своих сотрудников, а не привлекать опытного руководителя. Особенно, это актуально в тендерном бизнесе, так наша сфера очень специфичная.

Казалось бы, маленькая школа, но какую социальную значимость она имеет в формировании будущего для целого поколения детей этого поселка

Любой специалист отдела продаж продает будущее. В нашем бизнесе нельзя показать продукт физически, как например, в фитнес-центре, где сама атмосфера спорта и здоровья помогает совершить продажу. Для специалиста ОП важно понимать ценности компании и верить в свой продукт. Мы же не просто выигрываем тендеры, а помогаем бизнесу зарабатывать. В то же время, выигранный тендер обеспечивает рабочими местами большое количество людей и способствует росту самой компания. Знаете, у нас был случай, когда мы помогли выиграть компании тендер на постройку школы в маленьком поселении в Сибири. Казалось бы, маленькая школа, но какую социальную значимость она имеет в формировании будущего для целого поколения детей этого поселка. Поэтому, РОП в нашей компании безоговорочно должен понимать всю кухню компании, и, чтобы двигаться вперед и развивать отдел продаж.

Сотрудники проводят переговоры
Сотрудники проводят переговоры

Фотография из архива компании “Эксперт Центр”, нетворкинг в команде

Фотография из архива компании “Эксперт Центр”, нетворкинг в команде

Как устроен отдел продаж в Эксперт Центре

В компании мы придерживаемся мнения, что монополия на единство мнений — это неправильно, поэтому на сегодняшний день в Уфе существует 5 групп продаж. Это нужно, во-первых, для здоровой конкуренции. А, во-вторых, у всех руководителей разный стили продаж и управления. И иногда такое «смешение кровей» приносит классный результат. У каждой группы свой отдельный руководитель, который начинал карьеру в Эксперт Центре с позиции специалиста отдела продаж, показал достойный и стабильный результат, проявлял инициативность, реализовывал проекты и сдал руководский минимум (внутренний экзамен ЭЦ).

Такой вариант работы с несколькими РОПами, с разными точками мнения как нужно руководить и обучать менеджеров по продажам, позволяет подобрать идеальную группу по продажам. Мы может определить нового специалиста именно к тому руководителю, который подходит ему по стилю управления и может быть более эффективным.

В «Эксперт Центре» функционирует своя собственная разработанная CRM-система. И это наш успешный кейс, так как программа полностью разработана под нас. Новый сотрудник очень быстро понимает, как работать в системе, получает вводную информацию посредством геймифицированного обучения. И через пару недель он уже как «рыба в воде».

В первые полгода руководитель присматривается к своему сотруднику, наблюдает за ним. И если РОП видит навыки руководителя, чувство эмпатии к своей работе и к коллегам, то можно уже задумываться о том, чтобы «вырастить» из него руководителя.

Мы практикуем составление индивидуального плана развития (ИПР) каждого сотрудника. И в этом ИПР мы выявляем сильные и слабые стороны. В плане указываем моменты, которые нужно прокачать и прописываем цели и достижения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Руководитель помогает своему сотруднику выходить на позицию РОПа. Конечно, должна быть инициатива и со стороны менеджера, например, защита своего собственного проекта, опыт в роли наставника у новичка или у сотрудника, который не выполняет план. Также мы практикуем замещения руководителя, например, его можно отправить в командировку в другой город присутствия сети ЭЦ. Есть и другие инструменты: собственные челенджи и нематериальные мотивации.

Когда отдел продаж эффективен

Каждый отдел продаж — это прежде всего нескончаемая положительная энергия. И каждому сотруднику нужно знать инструменты, которые помогают заряжать их. У кого-то это пробежка, у кого-то прогулка. Кому-то кофе нужно выпить перед тем, как начать звонить и общаться с будущими партнерами. Все заряжаются энергией индивидуально. И отлично, когда энергией заряжен весь ОП. Ведь ОП — это те люди, которые постоянно в гонке и им нужен заряд энергии, чтобы мотивировать клиента на «покупку» наших услуг. А любые покупки — это положительные эмоции. И вот когда наш покупатель что-то приобретает, то лучше если это будет покупка, совершенная на положительных эмоциях.

Также в нашей компании достаточно большой отдел продаж и один РОП с ним просто не справился бы. Я бы сравнила отдел продаж с организмом, который постоянно растет и развивается, в каждом городе присутствия нашей сети. Поэтому появляются новые группы и новые РОПы.

Просто перейти в другой отдел специалисту по продажам нельзя, однако есть возможность, при желании, переехать в другой город, в котором есть Эксперт Центр, и перейти в группу продаж этого города.

Руководители часто задаются вопросом: «Как корректно указывать на ошибки?» Главный совет: хвалим публично, ругаем лично. Я всегда придерживалась этого правила. Не стоит ругать сотрудника перед всеми, нужно создать доверительные отношения в коллективе. Мы за экологичную обратную связь, не повышаем голос и не указываем на ошибку перед всеми, а примером показываем, как в следующий раз не наступить на те же грабли. Важно не подавить коллегу, а замотивировать его на более эффективные показатели.

Что касается скриптов, то их как таковых и нет. Каждый, кто приходит в отдел продаж может творить. Это не банк, где нужно придерживаться одного и того же. Отсутствие скрипта связанно еще и с тем, что мы не можем подстроить один и тот же скрипт для всех. Да и клишированный разговор с потенциальным партнером навряд ли принесет большого результата.

Инструкция как стать РОП в Эксперт Центре

Как любит говорить один из наших основателей, руководитель отдела продаж в Эксперт Центре — этот тот человек, который прошел огонь, воду и медные трубы. Бывает, что по цифрам специалист уже вышел на позицию РОПа, но пока он прошел еще только огонь.

Нужно быть не только в цифрах руководителем, а быть одной ДНК с компанией. Специалист должен понимать ценности и миссию компании. РОП должен уметь мотивировать и быть примером того, как вести себя с коллегами. Какие мысли и ценности он излучает, такой и отдел продаж у него. И если химия случилась, то РОП — успешный.

Карьера, конечно, складывается у всех по-разному. У меня заняло всего 9 месяцев, чтобы стать РОПом, но есть ребята, которым на это потребовалось и 3 года. Не могу сказать, что от скорости зависит качество. Были случаи, когда мне казалось, что этот сотрудник вообще не справится с должностью РОПа. Но эйчары набрали специалистов именно под нового руководителя, и, магия случилась. Результат — классный руководитель и эффективный отдел продаж.

За 5 лет руководства отделом продаж могу сказать, что идеального рецепта становления РОПом, конечно же нет. Но есть инструкция, благодаря которой вас скорее всего будет ждать успех. Итак:

Ищите инициативного сотрудника. В нашей компании инициативы не боятся, а оценивают по достоинству. Если сотрудник видит, что в структуре что-то можно поменять, то нужно давать обратную связь. Будущий руководитель — это тот, кто предлагает решения, а не задает вопросы как это сделать.

Ищите активного сотрудника. Человек в отделе продаж — это человек с нескончаемой энергией.

Смотрите за стабильностью результатов. Если специалист хочет стать РОПом, то он должен быть примером в работе. Дисциплинирован, вовремя приходить, придерживаться всех правил и Конституции компании.

Обратите внимание на общительных сотрудников. Специалисты, которые любят знакомиться обязательно станут успешными. Ведь нетворкинг как на работе, так и в личной жизни приводит к новым знакомствам, которые обязательно пригодятся в будущем.

В рамках нашей сети нет руководителя извне, всех «взращиваем» внутри нашей организации (и наставника и руководителя). Руководитель, который полностью понимают структуру работы и вопросы, которые будут возникать у новичка, несомненно, лучше раскроет все нюансы и поделится своим опытом.

Опыт «выращивания» РОПов

В нашей компании мы «выращиваем» руководителя отдела продаж, чтобы у такого руководителя была ДНК компании, и он понимал все изнутри.

Немаловажно, чтобы у претендента были стабильно хорошие показатели — как минимум полгода он должен выполнять план на 170%. Когда у человека есть амбиции быть лучшим, то это только плюс к его карьере.

Будущий руководитель — это тот, кто предлагает решения, а не задает вопросы как это сделать. Инициативность — важный ингредиент в становлении руководителем.

Ищите потенциального руководителя? Обратите внимание на менеджера с нескончаемой энергией и развитой эмпатией. Внутренние ресурсы — самое нужное качество в руководителе.

Идеальный РОП — это совокупность инициативы, стабильных результатов и энергии.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Лиана Азарян
Лиана Азарян

Как вы считаете, лучше нанимать руководителей со стороны или “взращивать” их самим?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации