Хочу поделиться своим опытом, как вырасти из маленькой студии дизайна в глобальную студию полного цикла.
Не пугаться сложностей и расти
С 15 лет я мечтала стать дизайнером интерьеров. В 2015 году закончила МГХПА им. С. Г. Строганова по этой специальности и несколько лет была частным дизайнером. Сама придумывала, рисовала, чертила, вела надзоры, комплектовала, общалась с заказчиками — в общем, делала все своими руками. Через полтора года пришло понимание, что пора масштабироваться, и я взяла на работу первую помощницу-дизайнера, затем стажерку и менеджера.
Стремление брать в работу масштабные, сложные проекты повлекло за собой рост команды, и в 2018 году окончательно сформировалась студия полного цикла TB.Design. Дизайн — по-прежнему моя страсть: я в курсе всех тенденций в этой сфере, и, как директор студии, лично слежу за качеством наших проектов.
Чтобы добиться успеха, я придерживалась следующих правил развития бизнеса:
- Изменила мышление: осознала, что теперь я не просто дизайнер, а полноценный предприниматель.
- Разработала стратегию развития студии.
- Прокачала личный бренд.
- Изменила подход к клиентскому сервису.
- Набрала команду из крутых специалистов и научилась делегировать обязанности.
- Настроила маркетинг.
В статье объясню подробнее, что скрывается за каждым правилом.
Думать как предприниматель
Часто в маленьких студиях руководитель — это обычный дизайнер интерьеров. Творческий человек, который любит создавать дизайн, ездить на стройку, делать чертежи. Он весь в текучке, в делах, в проектах и клиентах. Он не в состоянии заниматься еще и развитием студии, у него просто не остается на это сил. А для того, чтобы развивать бизнес, себя, все что угодно, нужно, чтобы у тебя были ресурсы, чтобы твоя операционная система, по сути, как у компьютера, была свободна.
Плюс одному все делать невозможно, поэтому для масштабирования бизнеса нужно менять свое мышление и ценности, начать думать как предприниматель. Ключевой момент — осознать себя не как дизайнера, а как собственника студии.
Меня в какой-то момент прям накрыло этим осознанием: да, у меня очень много хард-скиллов крутого дизайнера, я прекрасно разбираюсь в материалах стройки, в поставках и так далее, но я больше не дизайнер, я должна думать шире. Тогда я начала учиться мыслить как стратег и предприниматель. Как минимум, представляясь, говорить, что я не дизайнер, а владелец дизайн-студии.
И уже когда ты осознаешь себя как предпринимателя, начинаешь понимать, какие тебе нужны скиллы в менеджменте, финансах, начинаешь их прокачивать. То есть ты больше не думаешь, какого цвета сделать стены в проекте, а фокусируешься на том, как сделать так, чтобы работа студии приносила доход.
Еще одна важная часть мышления предпринимателя — не бояться рисковать и уметь вкладываться. То есть ты зарабатываешь деньги, но не выгребаешь их из бизнеса, а реинвестируешь в развитие дальше.
Очень важно, мне кажется, не только для дизайнера, но и вообще для всех предпринимателей — не бояться тратить деньги: на обучение сотрудников, развитие сервиса, новые методы продвижения, поиск клиентов, сервис. Не бояться нанимать тех, кто дорого стоит, если это крутые специалисты, которые улучшат твой бизнес.
И еще, конечно, нужно отделять свои деньги от денег компании.
Составить стратегию
Следующий шаг — создать стратегию развития. Собственник студии должен настроить внутренние процессы и делегировать именно всю проектную и текущую работу, в том числе менеджмент и ведение клиентов. При этом, я считаю, что он должен оставить за собой должность арт-директора: утверждать весь визуал, следить за качеством проектов.
Когда текущие процессы делегированы, владелец студии может сосредоточиться на стратегии и понять, как именно ему отстроиться от конкурентов:
- какие ключевые преимущества его студии;
- с какой аудиторией он работает;
- с каким сегментом — частные или коммерческие проекты;
- какое именно у него уникальное торговое предложение.
И, разложив это все по полочкам, интегрировать в эту стратегию свой личный бренд, ценности и смыслы.
Развивать личный бренд
Еще одним шагом, который позволил студии TB.Design стать успешной, — мое вложение в личный бренд. Я завела YouTube канал и Tiktok, выкладывала много видеоконтента в соцсетях. И, конечно, много выступала на мероприятиях, развивала себя как эксперта.
Уже более 5 лет я — спикер и хедлайнер онлайн и оффлайн конференций, семинаров, круглых столов в сфере дизайна интерьеров: Archdialog, Decoclub, а, Всероссийской дизайн-конференции и международной выставки Mosbuild. А еще — основатель и ведущий преподаватель собственной школы дизайна TB.education и спикер курса «Профессия Дизайнер интерьеров» на Skillbox.
Я уверена, что для успеха компании очень важно, чтобы ее руководитель был лидером мнений, признанным экспертом в сфере. Личный бренд позволяет продвинуть бизнес в любой сфере: неважно, ты дизайнер, врач, тренер — кто угодно.
Начинать стоит с соцсетей: именно они формируют тот имидж, который привлекает людей, делает твой бренд твердым и стабильным. И, конечно, в личный бренд нужно вкладываться, стараться максимально охватить все: и СМИ, и телевидение, и другие ресурсы, которые помогут заявить о себе.
Поработать над сервисом
Собственно говоря, студия не может стать крупной без вложений в обучение сотрудников и в сервис. Сервис по отношению к заказчику очень важен. Если в B2B-сегменте это может быть менее значительно, в B2C — это основа.
Мы живем в век сервиса. В России и в Москве лучший сервис в мире, на мой взгляд. И я считаю, что в студии дизайна все, кто работает с клиентом, должны оказывать клиенту высочайший уровень сервиса.
Я говорю не только про банальные вещи (но даже они, к сожалению, почему-то не всегда соблюдаются в дизайн-студиях) вроде вовремя отвечать на сообщения и звонки, вежливо общаться, вовремя присылать обещанные отчеты и так далее. Я говорю о том, чтобы полностью окружить клиента заботой и комфортом. Это позволит клиентам приходить к вам снова и снова.
Мы в TB.Design всегда на связи, клиент всегда обо всем информирован — а мы готовы ответить на любой вопрос, если он возникнет — что бывает редко, поскольку стараемся все предвосхитить.
Я буквально сама обучала своих сотрудников тому, что такое хороший сервис. Объясняла, почему людям, на которых мы ориентируемся и хотим, чтобы они стали нашими клиентами, это важно. В пример приводила такси бизнес-класса, «Азбуку вкуса», сервисы в хорошем отеле.
Брать лучших
Когда собираешь команду, важно помнить, что упор лучше делать на узкопрофильных специалистах. Потому что если ты сможешь нанять в команду человека, который в чем-то разбирается лучше, чем ты, это сделает твою компанию сильнее. Ведущие архитектор, дизайнер — они могут и даже должны разбираться в своем деле намного лучше, чем ты. Это нормально и круто.
Студия TB.Design — это полноценная структура с разделением на отделы и четким разграничением полномочий. Как в любой компании, есть PR-отдел, отвечающий за продвижение, есть финансовые и HR-специалисты, офис-менеджер, юрист, бухгалтерия на аутсорсе. Сердце коллектива — это конечно проектная команда, разделенная на 4 отдела: дизайн, архитектура и строительство, комплектация и менеджмент.
Вот как мы подходим к поиску сотрудников:
- Всех кандидатов на ключевые посты я собеседую сама. Остальных собеседует команда во главе с исполнительным директором.
- В первую очередь, я смотрю на ценности сотрудника, важно, чтобы у нас с ним лично и у него с компанией эти ценности совпадали: стремление к качественному результату, свобода выбора, оптимизм, честность и открытость, стремление развиваться всегда.
- Для меня вообще важно, чтобы человек хотел расти, чтобы у него горели глаза, чтобы он был готов сам в это вкладываться. Хотел вырасти из специалиста в ведущего специалиста, был готов брать более сложные проекты, учиться тому, что не знает. У нас в TB.Design есть крутые кейсы, когда человек пришел ко мне на должность архитектора, а теперь он директор по строительству. Комплектатор сейчас руководит ведущими проектами, а администратор смогла пройти обучение и вырасти до HR-менеджера.
- Конечно, еще я смотрю на хардскиллы. У нас жесткий отбор для архитекторов по качеству чертежей, по технической грамотности, для дизайнеров — по качеству дизайна, по опыту реализации и так далее.
Сегодня в моей команде более 20 человек только в оффлайн офисе. И именно подход, описанный выше, помог мне собрать команду профессионалов, которой я горжусь.
Привлекать клиентов
Очень многие студии дизайна ведут максимум пять проектов одновременно, потому что их основная аудитория приходит через сарафанное радио, а других каналов владельцы этих студий не рассматривают — просто не умеют работать с холодными клиентами.
Их сложно раскрыть, чтобы точно понять, чего они хотят. А ведь очень важно, чтобы клиенты честно делились тем, что им нужно, и не делали тайны из своего бюджета. Мы в свое время использовали разные инструменты, сервисы таргета от Яндекса и Гугла. Это неплохо работает на начальных стадиях.
Сейчас благодаря развитию личного бренда, мы отошли от таргета и рассылок. В основном клиенты приходят с социальных сетей и YouTube. Они замечают нас в в СМИ, на разных сайтах, площадках, мероприятиях. Нетворкинг и личное знакомство сильно помогают. Также наш сайт постоянно оптимизируется по SEO: это позволяет привлекать клиентов с рынка, которые просто что-то ищут по ключевым словам.
Не бояться потерять творчество, а сделать из него бизнес
Мне сейчас 31 год, 9 лет назад я выпустилась из МГХП имени Строганова. Я не знала вообще, как открыть эксель, уж не говоря о том, как писать бизнес-планы. Я ничего не знала про маркетинг и продвижение — я умела только придумывать красивый дизайн.
Но у меня было желание. Я горела созданием собственной студии. Конечно, были и ошибки: я теряла большие деньги, была всем должна, я факапила объекты, испытывала проблемы с командой. В общем, прошла огонь и воду.
Но главное, что я поняла из своего опыта, — это то, что если творческий человек действительно хочет, у него получится сделать свой бизнес несмотря ни на что. Этого не нужно бояться. И это не значит, что ты потеряешь творчество. Просто твое творчество будет в другом: им станет твой бизнес и его развитие.
На ваш взгляд, какой фактор наиболее важен для создания успешного бизнеса?