Масштабирование необходимо бизнесу для увеличения прибыли и денежного потока, снижения затрат на единицу продукции, повышения рентабельности. Оно позволяет расширить свое присутствие на рынке, завоевать новых клиентов, получить конкурентные преимущества и укрепить позиции компании.
Плюсы масштабирования
Если вы занимаетесь предпринимательством в конкретном городе, у вас имеется максимальный предел аудитории, которая нуждается в вашем продукте. Это ограниченное количество людей определенного возраста и пола. При полном охвате данной группы дальнейшее масштабирование бизнеса невозможно — нужно идти в другой город, брать кредиты, развивать филиалы и новые направления.
Онлайн-формат предполагает возможность работать с покупателями в любой части света, куда товар может быть поставлен. Гибкий подход к ведению дел и желание развиваться имеют несколько важных плюсов:
- Это помогает повысить доходность бизнеса, расширить перспективы роста, делает компанию более привлекательной для инвесторов.
- Выход на новый уровень приводит к снижению зависимости от места и отдельных направлений деятельности. Узнаваемость и доступность компании способствуют повышению доверия клиентов и партнеров.
- Масштабирование дает больше ресурсов для инноваций, маркетинга, развития технологий, что усиливает позиции на рынке.
В следующем пункте — об инструментах для масштабирования.
Современные инструменты масштабирования бизнеса
Существует несколько рабочих способов, которые помогут вашей компании расти, двигаться вперед и добиваться успеха.
Онлайн-маркетинг. Первый шаг, который может сделать каждый предприниматель, — это распространить информацию о своем бизнесе через интернет, прежде всего через социальные сети, донести ее до более широкой аудитории.
Если говорить о русскоязычном сегменте, то следует вспомнить, что 300 миллионов жителей планеты говорят на русском языке, половина из них живет России. Но по сути, где бы человек ни жил, онлайн-формат дает неизмеримо большие возможности для развития. Общий принцип таков: чем больше людей вас знают, тем больше товара у вас покупают.
Результат: увеличение узнаваемости и клиентской базы.
Сохранение дополнительных онлайн-продуктов на базе основного бизнеса. Это может быть, например, предоставление информационных и образовательных услуг. Для многих видов продукции несложно создать онлайн-версию.
Если предприниматель занимается ремонтом помещений, он может дистанционно обучать и консультировать клиентов, организовать удаленный ликбез для желающих получить новые навыки. Интеллектуальная собственность масштабируется практически без ограничений по сравнению с физическими товарами. Такая стратегия обеспечит увеличение доходов благодаря получению платы за курсы и росту известности в своем городе. Люди будут больше знать о компании и чаще обращаться за услугами.
Результат: создание новых каналов продаж через диверсификацию предложения.
Электронная коммерция. Открытие онлайн-магазина для реализации товаров и услуг напрямую потребителям, расширение географии продаж, выход на новые рынки, как локальные, так и международные.
Результат: рост клиентской базы.
Партнерские или так называемые аффилиатные программы. Суть состоит в предоставлении скидок или иных льгот тем, кто помогает предпринимателю в привлечении клиентов. Можно заключить договоры о сотрудничестве с другими компаниями, чтобы совместно использовать ресурсы и расширять клиентскую базу. Это поможет быстрее выходить на новые рынки и диверсифицировать бизнес.
Результат: увеличение продаж.
Контент-маркетинг и монетизация. Выпуск видео, статей, подкастов и их монетизация через различные платформы.
Результат: раскрученный аккаунт в соцсетях — этот не только канал для реализации продукции, но и способ заработка на внешней рекламе и получения более выгодных условий от поставщиков и деловых партнеров.
Реальные примеры успешного масштабирования
Пример 1. Анна, Новосибирск. Сфера деятельности: промышленное моделирование для предприятий с помощью «Компас» и «SolidWorks».
Анна решила попробовать обучать проектированию начинающих инженеров и конструкторов, запустила онлайн-курс. Она рассказывает, что объявила предварительную запись и собрала людей в группу в Телеграм. Затем предпринимательница начала выкладывать некоторые материалы, давала задания, общалась с учениками.
В результате Анна открыла продажу курса по трем тарифам: самостоятельная работа — 8000 рублей, в группе — 13000 рублей, индивидуально — 18000 рублей. Ей было боязно озвучивать такие цены, но в итоге ничего страшного не произошло: никто не пожаловался, что дорого. Большинство мест уже раскупили — получилось, что за один день Анна заработала почти 250000 рублей. Она утверждает, что менять мышление тяжело, но когда есть позитивные примеры и поддержка, становится легче.
Пример 2. Антонина, Санкт-Петербург. Сфера деятельности: риэлторские услуги.
Антонина ведет Телеграм-канал для покупателей жилых объектов, где делится советами и случаями из своей двадцатилетней карьеры в мире недвижимости. Также был создан онлайн-курс для начинающих специалистов. Телеграм-канал работает на репутацию риэлтора и приводит новых клиентов через рекомендации, а ведение обучающего курса существенно увеличивает количество учеников и доход Антонины.
Пример 3. Алексей, Самара. Сфера деятельности: установка ПО, ремонт оргтехники, в первую очередь компьютеров.
Алексей создал страницу в популярной соцсети, где делится простыми лайфхаками для начинающих пользователей интернета. Это привлекло дополнительных клиентов в его родном городе и дало возможность работать дистанционно. К специалисту активно обращаются люди из других регионов, поэтому его доходы выросли в несколько раз.
Главное — подобрать правильные методы масштабирования, которые соответствуют специфике именно вашего бизнеса. Постепенное внедрение этих техник позволит вам добиться устойчивого роста компании и получить дополнительную прибыль.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
А какие способы масштабирования используете вы?