Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнес в моногороде: как и зачем мотивировать жителей развивать свое дело?


Льготы и преференции для компаний за 1800 км от Москвы


Эту статью написал участник сообщества

Александр Поленков

Александр Поленков

Заместитель директора АНО «Агентство развития Мончегорска», руководитель направления «Бизнес и инвестиции»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Льготы и преференции для компаний за 1800 км от Москвы


Эту статью написал участник сообщества

Александр Поленков

Александр Поленков

Заместитель директора АНО «Агентство развития Мончегорска», руководитель направления «Бизнес и инвестиции»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

В конце июля 2023 года правительство расширило перечень видов экономической деятельности, доступных для инвесторов, в моногородах. Кроме того, для потенциальных предпринимателей на этих территориях существует немало льгот и преференций. Но далеко не все знают о них и потому не спешат получить. Агентство развития Мончегорска (АРМ) рассказывает об этом и помогает предпринимателям воспользоваться всеми доступными преимуществами.

Разберемся, чем эта активность может быть полезна государству, моногороду и самим предпринимателям, на примере Мончегорска.

Зачем моногородам развивать сферу предпринимательства?

Моногорода — это населенные пункты, экономическая деятельность которых во многом зависит от крупного предприятия, которое называют градообразующим. В числе основных проблем таких городов — зависимость их экономики от этих предприятий. К примеру, в России статус моногорода носят Тольятти, Набережные Челны, Оленегорск.

Другая болевая точка — моногорода часто сталкиваются с низким уровнем разнообразия экономических отраслей, что ограничивает возможности для создания новых рабочих мест, сдерживает их экономический рост и развитие.

Существуют также проблемы с инфраструктурой, слабо развитая городская среда, недостаточно сервисов — магазинов, где бы можно было купить современную одежду, ресторанов, ТРЦ и так далее.

Поскольку молодым людям и квалифицированным специалистам там трудно найти работу, многие уезжают в мегаполисы в поисках возможностей для самореализации и профессионального развития.

Но чтобы городская среда развивалась, помимо строительства инфраструктурных объектов надо развивать сервисы. Для этого необходимо привлекать частный бизнес — местных инициативных людей, которые в перспективе станут предпринимателями и откроют эти сервисы — пекарни, торговые точки, кафе, творческие мастерские, выстроят туристические объекты и так далее. То есть все то, что создает благоприятные условия для жизни населения и формирования комфортного городского пространства.

Развитие предпринимательской активности — способ решить эти задачи: создать новые возможности для местного населения и города в целом, поскольку это подстегнет развитие экономики территорий.

Как повысить интерес жителей к предпринимательству?

Проблема в том, что сами потенциальные предприниматели не всегда видят эти перспективы. Поэтому на начальном этапе работы агентств развития команде в таких городах бывает непросто заинтересовать жителей и привлечь их к участию в проектах.

Мы тоже столкнулись с такими сложностями.

Чтобы стимулировать активность горожан, разработали специальные мероприятия — создали образовательные проекты, организовали бизнес-сообщества и т. д.

Как это работает?

Лучшая теория — практика: этот принцип мы взяли на вооружение, поэтому каждый предложенный нами проект имеет практическую пользу для предпринимателей и дает возможность людям отработать полученные знания.

Проект: Академия АРМ. Это годовая программа бизнес-тренингов, направленная на повышение компетенций предпринимателей и жителей города, создания новых объектов МСП. После тренингов мы помогаем участникам интегрировать полученные знания в их бизнес-проекты. Если сначала люди не понимали, зачем им все это, то теперь понимают: ходить на обучение в АРМ полезно, поскольку мы обучаем их применению теории на практике.

Проект: годовая программа «Академия грантов». Он направлен на поддержку молодых предпринимателей. Участие в нем дает возможность подать заявки на финансовую и нефинансовую поддержку в региональные институты развития.

Каждый участник интенсива может:

  • получить индивидуальное сопровождение от наставников и экспертов, что существенно увеличивает его шансы на получение гранта для развития бизнеса;
  • посетить выступления ведущих спикеров и предпринимателей региона, что в будущем поможет ему заводить полезные деловые знакомства;
  • после окончания программы у него появится шанс подать заявку на государственную поддержку в размере 500 000—2 000 000 ₽ для развития своего бизнеса.

Сейчас проект насчитывает около 80 участников, успешно завершивших интенсив и разработавших порядка 50 бизнес-планов.

В рамках проекта «Академия грантов» мы проводим для предпринимателей проектные интенсивы и тренинги с экспертами

Как привлечь локальных предпринимателей к участию в массовых мероприятиях?

Этот вопрос возник у нас еще в 2018-м, когда в городе стартовал фестиваль Imandra Viking Fest: в тот год к участию в нем удалось привлечь всего одного предпринимателя, который установил фуд-корт, и еще одного — к работе на ярмарке.

Что делать?

Вести разъяснительную работу. Чтобы убедить людей в том, что продавать свою продукцию — еду, напитки, изделия, сувениры — в рамках феста выгодно в первую очередь им, потребовалось время.

Сегодня этот проект в Мончегорске — крупнейшее мероприятие, которое привлекает в город тысячи любителей природы, активного отдыха и спорта: в 2023-м за два дня его посетили более 20 тысяч человек.

Отношение людей к участию в нем изменилось: на последнем фестивале было реализовано 44 площадки, в состав организаторов и волонтеров вошло 190 человек, всего поучаствовало 40 предпринимателей и было привлечено более 20 партнеров и спонсоров.

Создавать сообщества. Это один способ рассказать целевой аудитории о вашей деятельности. Так у нас появились несколько сообществ.

Бизнес-клуб «Имандра» — деловое комьюнити, созданное с целью развития МСП на территории города.

Чтобы стать его резидентом, не надо платить вступительный взнос. В клубе регулярно проходят деловые встречи, на которых участники могут обсудить актуальные бизнес-темы, завести полезные знакомства, найти новые решения, получить поддержку и начать сотрудничество. А еще это возможность получить лучшие рабочие кейсы и поделиться своими наработками, принять участие в бизнес-экскурсиях, тренингах, лабораториях, неформальных встречах резидентов клуба и общении во время выездов на природу.

Сегодня в Имандре 180 активных участников, которые после прохождения онлайн-интенсивов учатся интегрировать навыки и знания в бизнес-лабораториях.

Канал «Бизнес в Арктике» в Телеграме, посвященный тому, как развивать бизнес на Севере.

Чат «ТРК Имандра» для предпринимателей, общественных деятелей и просто активных жителей города, которые хотят развивать туризм в Мончегорске.

Популяризировать молодежное предпринимательство. Это открывает для молодых людей возможности для самореализации и профессионального развития в своем городе. Благодаря запуску новых проектов, за которые они возьмутся, будет развиваться городская среда, а главное — сократится отток молодежи.

С этой целью был запущен проект «Бизнес Хаус» — реалити-шоу о молодом поколении покорителей бизнеса в городе и области. Его участники — будущие бизнесмены в возрасте 16—25 лет, которые хотят начать свое дело. Они проходят обучение под руководством экспертов, а затем участвуют в соревнованиях. Цель проекта — заинтересовать зрителей шоу в предпринимательстве и рассказать о возможностях и перспективах.

Проводить интервью с локальными предпринимателями. Это позволяет успешным представителям МСП рассказать о своем бизнесе большой аудитории, а также вызвать интерес к предпринимательству у слушателей.

Награждение победителей второго сезона реалити-шоу «Бизнес Хаус», целью которого является популяризация молодежного предпринимательства

Меры поддержки предпринимателей: чем агентство развития может помочь бизнесу?

На региональном уровне для предпринимателей есть разные виды господдержки.

Гранты для предпринимателей. Например, государство на региональном уровне предлагает предпринимателям поучаствовать в Губернаторском стартапе — конкурсе грантов, направленном на поддержку МСП. Размер грантов — 1 000 000 ₽. Или в конкурсе на получение гранта на приобретение франшизы до 1 000 000 ₽. Или получить льготные займы до 5 000 000 ₽ и т. д.

Как показала практика АРМ, далеко не все желающие поучаствовать в таких конкурсах знают, как написать заявку, и другие нюансы.

Здесь на помощь приходит агентство развития, в нашем случае — команда направления «Бизнес и инвестиции», специалисты которой проводят консалтинг и сопровождение заявок предпринимателей на получение средств государственной поддержки бизнес-проектов.

Еще агентство развития помогает предпринимателям выбрать вид бизнеса — например, АРМ подготовила актуальные для Мончегорска инвестиционные лоты и организует экспертное сопровождение инвестиционного проекта.

Агентство проводит предварительную экспертизу, аудит и корректировку, административное продвижение, содействие в подборе площадки для реализации.

Другие виды поддержки предпринимателей от агентства:

  • Финансовая. Например, разработка бизнес-плана и предварительной финансовой модели, подготовка заявки на привлечение финансирования в проект.
  • Информационная. Консультация о мерах поддержки инвестиционной деятельности на территории области; содействие в изучении рынков сбыта продукции, сырья и материалов для проекта, в том числе потенциала местных поставщиков и потребителей.
  • Дизайнерская. Создание брендбука бизнеса в стиле бренда города, разработка визуальных и смысловых концепций бизнеса в стиле бренда города, помощь и консультация по вопросам дизайна.
  • Маркетинговая. Подготовка публикаций для региональных СМИ, информации о бизнесе для сайта и в социальных сетях, участие в туристических мероприятиях и форумах.
Презентация инвестиционного потенциала Мончегорска в Москве

Что в результате? Только цифры

За 2022 год предприниматели Мончегорска при поддержке АРМ привлекли в свои проекты 51,8 млн рублей. Из 59 заявок на получение мер поддержки МСП 16 были одобрены. При содействии АРМ 5 новых резидентов АЗРФ зарегистрировано в Мончегорске. Разработаны 40 инвестлотов для портфеля инвестиционных проектов Мончегорска, 5 из которых реализуются.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Как сэкономить на 1С, остаться в плюсе и оплатить отдых

Эксперты ИТ-интегратора «Бизнес Навигатор» поделились кейсом: как директору компании по бухучету на аутсорсе сэкономить на 1С. Вместо расходов 850 000 ₽ в год заказчик получил доход около 177 000 ₽

Новости